Экономика России

К нефти задом, к заводу передом

20-21 марта пройдет Московский экономический форум. Из числа прочих политико-экономических тусовок, парадных и скромных, толковых и не очень, он выделяется уже хотя бы тем, что его организаторы – ученые и бизнесмены-практики – самая настоящая оппозиция действующей власти.
К нефти задом, к заводу передом
Фото Михаила Ступина, ИА «Клерк.Ру»

20-21 марта в Москве пройдет Московский (соответственно) экономический форум. Из числа прочих политико-экономических тусовок, парадных и скромных, толковых и не очень, он выделяется уже хотя бы тем, что его организаторы – ученые и бизнесмены-практики – самая настоящая оппозиция действующей власти. Оппозиция, впрочем, не белоленточная, а поэтому исповедующая принцип «хороший царь, плохие бояре».

Сопредседатели форума – ректор МГУ Виктор Садовничий, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг и промышленный магнат, основатель «Партии дела» Константин Бабкин – задались целью поставить заслон «главенствующей и интенсивно насаждаемой в мире неолиберальной концепции». Хотя Форум и состоится только в марте, подготовительные заседания отдельных его тематических секций уже прошли. Последняя как раз посвящалась налогам.

Все не так, ребята

«Мы – не США, мы не печатаем доллары, однако все методы управления экономикой заимствуем именно у этой страны», - говорится в одном из программных докладе Форума. «Если реальный сектор экономики стабильно балансирует на грани рентабельности, а наш банковский сектор уже какой год демонстрирует беспрецедентные прибыли, то это – отнюдь не результат деятельности «невидимой руки рынка», - объяснял на днях еще один из организаторов, известный в недавнем прошлом политик Юрий Болдырев. - Это – результат целенаправленного государственного регулирования, лишь прикрываемого «рыночной стихией».

Корень зла «экономисты-промышленники» видят в действующей налоговой системе. Резолюция Налоговой секции Форума сурова и недвусмысленна: НК устарел и требованиям экономического развития страны не отвечает.

Бег с отягощением

Авторы программного доклада сравнили так называемую  «налоговую квоту» (отношение суммы налогов к доходу налогоплательщика) в разных странах мира. По их подсчетам, в Западной Европе она составляет около 45%, в США и Японии – примерно 30%, в Китае, Мексике, Бразилии – ближе к 20%. В РФ, по официальным данным – около 40%, но с учетом косвенных финансовые тяготы, связанные с вмешательством государства в дела частного бизнеса, превышает и 50%.

На кого мы ориентируемся? - задаются вопросом авторы. На Китай, где 7,7% годового прироста ВВП считаются «провалом», или на страны Запада, которые еле вытягивают 2 % роста ВВП в год? Если мы намерены повышать ВВП на 5-6% в год, налоговую квоту надо снижать. А проблемы бюджета могут быть решены за счет перехода к правильной и здоровой налоговой политике.

Итак, вот версия здоровой политики от Московского экономического форума. 

1.      Прогрессивная шкала НДФЛ

В развитых странах обложение наиболее состоятельных слоев населения (3-5%) дает более половины всех поступлений подоходного налога.

С учетом мирового опыта и российского менталитета авторы предлагают оставить ставку в 13% для доходов до 250 тыс. руб. в месяц, а доход до 15 тыс. руб. в месяц не облагать налогом вообще. Для сравнения - в Китае не облагаются подоходным налогом 15 тыс. руб., в Бразилии – 24 тыс. руб., в странах Европы – около 30,0 тыс. руб. в месяц. Ну а для дохода от 250 тыс. до 1 млн. руб.предлагается поднять ставку налога до 30%; свыше 1 млн. руб.в месяц – до 50%. Никто никуда не убежит, уверены авторы – все, что можно вывести за рубеж, выводится и при сегодняшней ставке.

Предлагается пересмотреть и механизм администрирования НДФЛ. Для этого передать в ведение ФНС все налоги и сборы (включая таможенные пошлины, социальные взносы, и т.д.). Отслеживать доходы граждан по критерию прироста их чистого имущества. Ввести систему «единого лицевого счета» налогоплательщика, с «дебетованием» этого счета начислениями (по всем видам налогов), и «кредитованием» - по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.

Авторы ссылаются на опыт Швеции и Финляндии, в которых налоговая служба сама составляет налоговые декларации за налогоплательщиков. А те, получив декларацию, могут либо согласиться с ней, либо внести изменения, предоставив документальные доказательства.

2. Снижение базовой ставки НДС до 10%

Сейчас НДС мощно стимулирует вывоз сырья и продукции первого передела, с нулевой или минимальной добавленной отечественным трудом новой стоимостью, считают авторы доклада. И наоборот, штрафует, наказывает импорт остро необходимой для развития экономики России новой техники и технологии. Кроме того, НДС обладает колоссальным коррупционным потенциалом: в первую очередь, при зачетных схемах при экспорте и импорте, и, во-вторых, при контроле счетов-фактур.

Предлагается отменить все льготы по НДС,  снизить его базовую ставку до 10% и прекратить возврат НДС при экспорте продукции с низкой долей добавленной стоимости. Поступления НДС, по мнению авторов, при этом существенно возрастут, т.к. сегодня более половины создаваемой в России добавленной стоимости НДС не облагается. К тому же, благодаря снижению ставки НДС, многие выйдут из «тени» - реальная собираемость НДС сегодня не превышает 25%.

3. Снижение налогов и социальных взносов для предприятий высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей экономики

Первоначальные потери доходов бюджета не превысят 3%, уверены авторы, а в дальнейшем доходы вырастут за счет увеличения налоговой базы и выхода предприятий из «тени».

4. Механизм поддержки инвестиций в промышленности

Авторы предлагают установить амортизационную премию на инвестиции в размере 100% для малых предприятий и 50% – для средних и крупных.

5. Снижение в 2 раза налоговой нагрузки на малые обрабатывающие предприятия

Авторы сравнивают налоговое бремя в России и США для малых обрабатывающих предприятий численностью по 100 чел. и среднемесячной зарплатой 30 тыс. руб. Предполагается, что оба предприятия получили за год прибыль в размере 6,0 млн. руб. ($200 тыс.) и потратили ее на закупку оборудования.

В США приобретаемое оборудование стоимостью до $500 тыс. за единицу подлежит 100% амортизации, а в России оборудование приобретается из прибыли, на которую надо уплатить налог 20%. В США налог на прибыль предприятий прогрессивный: до $50 тыс. – 15%; для прибыли свыше $18,3 млн. – 35%. Но если прибыль потрачена на покупку оборудования суммарной стоимостью до 2 млн. долларов в год, то все списывается на амортизацию, и налог на прибыль с этой суммы платить не надо.

Ставка социальных взносов в России 30%, а в США – 13,3%, из которых 7,65% выплачивает предприятие, а 5,65% - работник.

Кроме того, российский предприниматель платит НДС – 18%, а в США НДС нет. Соответственно у них нет нашей возни со счетами-фактурами и возмещениями с последующими войнами с налоговыми инспекциями и арбитражными судами; налог с продаж, который платит население США по ставкам, устанавливаемым штатами (от 5 до 10%), предпринимателя не касается.

Несложные расчеты показывают, что сумма налогов, которые должно заплатить российское предприятие, в 4,12 раза больше, чем такое же предприятие в США, делают вывод авторы.

Кто-то скажет: пользуйтесь УСН и ЕНВД. Но, к сожалению, эти налоговые режимы подходят для малых предприятий, которые работают непосредственно с населением. Крупные и средние предприятия на ОСНО с неплательщиками НДС работать не хотят. Кроме того, выгоды работы на УСН и ЕНВД не столь велики: предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль (которую можно и не показывать), на имущество (ставка которого не более 2,2%) и НДС (что делает их неконкурентоспособными по сравнению с плательщиками НДС). Главные расходы – подоходный налог (13%), пенсионные и социальные взносы (26%), а также страховой взнос от травматизма на производстве – у них остаются.

Вряд ли снижение налогов для малых обрабатывающих предприятий нанесет большой урон бюджету, считают авторы доклада. Слишком мала их доля в современной экономике России.

6. Механизмы стимулирования депрессивных регионов

Предлагается освободить от уплаты налогов все предприятия несырьевого производства Сибири и Дальнего Востока.

7. Уменьшение финансовой зависимость регионов от Центра

Предлагается оставлять регионам до 50% всех собираемых налогов, что повысит их заинтересованность в развитии реального сектора экономики.

8. Отмена НДПИ и акцизов на бензин, увеличение экспортных сырьевых пошлин

В богатых сырьем странах применяются две основные модели, пишут авторы доклада: при первой модели разрабатывают и продают природное сырье исключительно государственные предприятия, при второй – государство нанимает, по открытому конкурсу, компании-операторы, которые добывают, к примеру, нефть за фиксированную плату. При этом сама нефть остается в собственности государства, но компания-оператор имеет преимущественное право закупать эту нефть у государства по нормальным, рыночным ценам.

Россия избрала для себя нетрадиционный, третий путь – схему с использованием дифференцированных ставок НДПИ. Очевидно наличие в этой модели колоссального коррупционного потенциала. Отсюда и все проблемы – нестабильность налогового режима, сдерживание инвестиций в отрасль, отставание с созданием перерабатывающих мощностей, и т.д.

Предлагается отменить НДПИ, а выпадающие доходы федерального бюджета компенсировать за счет повышения экспортных пошлин. При этом, по расчетам авторов налоговая нагрузка на добывающие компании не изменится, а стоимость практически всех товаров на территории страны снизится, например, стоимость 1 литра бензина сократится на 17%.

9. Отмена всех налогов на сельское хозяйство

Сегодня налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства составляют до 9% выручки хозяйств. Выпадающие налоги не являются существенными для бюджета государства, считают авторы, и могут быть скомпенсированы за счет резервных средств, а также роста поступлений от смежных отраслей.

10. Замена налога на имущество предприятий налогом на элитную недвижимость физлиц

Предлагается отменить налог на имущество предприятий и немедленно ввести местный налог на «объекты недвижимости» (земля плюс все, что в нее «вложено»). Оценивать недвижимость первоначально предлагается самим владельцам, но для того, чтобы стоимость не занижалась, ввести налог при последующей перепродаже недвижимости - по ставке до 90% от суммы «надбавки».

11. Упрощение процедур и форм налоговой отчетности

Предлагается сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию, с 40-60 до 1-3 стр.

При начислении НДС за налоговую базу принимать реальную добавленную стоимость предприятия за отчетный период, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумму зарплаты, налогов, прибыли и амортизации. Это, полагают авторы, решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью), сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, наполовину сократит число налоговых дел в арбитражных судах, существенно сократит объем работы бухгалтера и т.д.

Помоги, ВВП

В развитых странах налоговое бремя на бизнес действительно тяжелее, чем в России, признают авторы доклада. Но в этих странах предприятию дают возможность вырасти и окрепнуть, и лишь потом разумно «стригут». При этом всячески стимулируют дальнейшее развитие, чтобы «стричь» еще больше.

А у нас власть, вместо того, чтобы создавать условия для высокоэффективного труда основной массы населения, занимается только выплатой пенсий и пособий. Для российской власти народ стал основной проблемой: о нем все время надо «заботиться», его надо «содержать», и бюджета вместе с пенсионным фондом уже не хватает для обеспечения всего объема социальных выплат.

Ситуацию надо менять, делают вывод авторы. И полагаются на Владимира Владимировича Путина, обильно цитируя его последнее послание к Федеральному Собранию. 

Комментарии

4
  • Лидия Новожилова
    Я за этих авторов пойду свечку поставлю в храме, только в исполнение их идея я не верю. Наша система налогообложения кого-то устраивает, ее постоянно перетасовывают, как карты в колоде. Стабильности не предвидится еще очень долго и все только потому, что набрали штат, разогнать не могут, а оправдывать его существование надо.
  • ГРК
    Дай Бог, чтобы хоть какие-то их идеи прошли! Полностью согласен с предложениями по НДС - бумагами забит весь архив! Кто это всё просмотреть может? Для чего это нужно - дублировать одно и то же по нескольку раз?
  • Ну, ну... хотят просить, что то упростить тех людей, которые не моргнув глазом вводят обязательный бухучет для организаций на УСН.