Транспортный налог

Транспортный налог. Актуальные проблемы исчисления и уплаты

Транспортный налог устанавливается главой 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с ними и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Транспортный налог устанавливается главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с ними и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. Законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Предоставление льготы и перерасчет суммы налога производятся не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году подачи в налоговый орган письменного заявления о предоставлении льготы и перерасчете исчисленной суммы транспортного налога. В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом его суммы осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ. При этом п. 7 ст. 78 НК РФ определено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Транспортные средства, за исключением определенных случаев, регистрируются только за собственниками транспортных средств, которые указаны в их паспортах, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (приказ МВД России от 24.11.08 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации – Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним).

Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, и паспорте самоходной машины и других видов техники.

Транспорт, зарегистрированный в других странах и временно находящийся на российской территории сроком до шести месяцев, регистрируется на их владельцев (п. 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета РФ от 2.03.95 г. № 137).

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:

  • подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.

Таким образом, до момента регистрации автотранспортного средства в уполномоченных органах оно не допускается к участию в дорожном движении.

Государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Следовательно, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, плательщиком транспортного налога являются собственник судна, а также лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Касательно судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), налогоплательщиком признается фрахтователь судна.

Относительно воздушных судов именно эксплуатанты будут являться плательщиками транспортного налога. Дело в том, что госрегистрация гражданских воздушных судов РФ является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с последующими обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов РФ) согласно п.п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 12.10.95 г. № ДВ-110.

Лицо, указанное в доверенности, признается налогоплательщиком только при соблюдении следующих условий:

1) необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ;

2) обязательно, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона № 110-ФЗ;

3) на основании доверенности должны быть переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

В налоговый орган представляется уведомление лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

а) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, и которое представляет уведомление;

б) транспортное средство;

в) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

г) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

д) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

Кроме того, в уведомлении должны указываться данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Объектам налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст. 33 Воздушного кодекса РФ, согласно которой воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

  • гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, – в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;
  • сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения – в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;
  • государственные воздушные суда – в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.09 г. № 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними» утвержден следующий перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними:

  • заявление;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними (размер государственной пошлины установлен ст. 333.33 НК РФ);
  • документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна;
  • документ (справка) о месте базирования воздушного судна;
  • документы, подтверждающие полные наименования юридических лиц с указанием их мест нахождения, и (или) документы, удостоверяющие личность, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства физических лиц;
  • документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на воздушные суда, изложены в ст. 15 Федерального закона № 31-ФЗ.

Государственная регистрация наличия, возникновения и перехода прав на воздушные суда удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно, форма которого содержится в приложении № 14 к постановлению Правительства РФ № 958.

Не являются объектами налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, подтверждением чему могут служить:

положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др.), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности;

  • наличие действующей лицензии на осуществление грузовых и (или) пассажирских перевозок;
  • получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
  • систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
  • наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Такие документы выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Взимание транспортного налога при утрате транспортного средства в результате пожара прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета (письмо Минфина России от 24.03.11 г. № 03-05-06-04/123).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию