Основные средства

О подтверждении использования автомобиля в служебных целях

У организаций, на балансе которых числится один или несколько автомобилей, неизбежно возникают траты на топливо. При наличии правильно оформленных документов, подтверждающих такие расходы, фирма без труда сможет учесть их при расчете налога на прибыль. Однако случается, что в силу различных причин администрация добровольно отказывается от этой возможности. Как в такой ситуации подтвердить производственное (служебное) использование транспорта, и будут ли суммы начисляемой на него амортизации снижать налогооблагаемую прибыль организации? Рассмотрению данных вопросов посвящено опубликованное письмо специалистов Минфина.

Письмо Министерства финансов РФ от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 [О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ]

Эксперт “НА” Т.Ю. Легарова

Вопрос. На организации числится автомобиль, на котором ездит генеральный директор. Бензин он оплачивает за счет собственных средств (не хочет собирать чеки), и налоговую базу по налогу на прибыль фирма на такие расходы не уменьшает. Можно ли в этом случае суммы амортизации, которые начисляются по автотранспортному средству, относить к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой прибыли? Могут ли путевые листы, заполненные с указанием пробега и мест назначения поездок (но без указания затрат на бензин), служить доказательством тому, что автомобиль используется в производственных и управленческих целях?

Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса, под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса сумма начисленной амортизации учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов, связанных с производством и реализацией.

Таким образом, сумма начисленной амортизации по автотранспортному средству учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса.

Что касается вопроса порядка применения путевых листов легкового автомобиля, сообщаем следующее.

Согласно Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (п. 2 ст. 9), первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Форма № 3 “Путевой лист легкового автомобиля”, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в т. ч. служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.

Согласно указаниям по применению и заполнению указанной формы, она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. При этом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля.

Заполнение раздела “Движение горючего” производится в полном объеме по всем реквизитам исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега. Не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов.

Одновременно обращаем внимание на то, что указанные положения действуют только для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, а именно:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И. Иванеев


Комментарий

У организаций, на балансе которых числится один или несколько автомобилей, неизбежно возникают траты на топливо. При наличии правильно оформленных документов, подтверждающих такие расходы, фирма без труда сможет учесть их при расчете налога на прибыль. Однако случается, что в силу различных причин администрация добровольно отказывается от этой возможности. Как в такой ситуации подтвердить производственное (служебное) использование транспорта, и будут ли суммы начисляемой на него амортизации снижать налогооблагаемую прибыль организации? Рассмотрению данных вопросов посвящено опубликованное письмо специалистов Минфина.

Амортизация ни при чем

Дирекция подавляющего большинства организаций располагает специально выделенным для нужд управления автотранспортом. Причем руководство не всегда прибегает к услугам водителя, предпочитая осуществлять разъезды самостоятельно. А это подчас влечет появление определенных проблем у бухгалтерии: сложно требовать от директора аккуратного сбора чеков на приобретенный для поездок бензин. Поэтому на практике и возникают ситуации, когда за неимением подтверждающих расход топлива документов учесть такие траты в целях налога на прибыль не представляется возможным.

Однако, как следует из разъяснений финансовых специалистов в комментируемом документе, это не повлечет за собой изменений в налоговом учете амортизационных начислений по “директорскому” автомобилю. Ведь и само начисление амортизации основного средства, и отнесение ее к расходам при расчете налога на прибыль обусловлены совсем иными факторами.

Так, для отнесения основного средства к амортизируемому имуществу необходимо, чтобы срок его использования был более 12 месяцев, а стоимость превышала 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом под основными средствами организации понимается часть имущества, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо для управления организацией (п. 1 ст. 257 НК РФ). Поскольку находящийся в распоряжении руководства транспорт соответствует всем указанным критериям, фирма вправе списывать начисленную сумму его амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса.

Унифицированная форма – не для всех

Как видно из комментируемого письма, финансисты не посчитали актуальной проблему подтверждения производственного (служебного) использования автомобиля, расходы на топливо по которому не участвуют в расчете налога на прибыль. Соответственно не был рассмотрен специалистами Минфина и вопрос о применении в качестве такого обоснования частично заполненных путевых листов. То есть таких путевок, в которых отсутствует информация по разделу “Движение горючего”.

Тем не менее саму по себе необходимость ведения путевых листов даже в случае несписания топливных затрат финансисты под сомнение не ставят. Другое дело, что в опубликованном документе прозвучало нехарактерное прежде для ведомственных разъяснений замечание. Так, финансовые работники прямо указали, что унифицированная форма первичной учетной документации № 3 “Путевой лист легкового автомобиля”, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, которая предусматривает обязательное заполнение всех реквизитов, разработана и действует только для автотранспортных организаций. И, следовательно, фирмы с другой направленностью деятельности вправе разработать свою форму путевого листа, содержащую все необходимые для отнесения этого документа к “первичке” реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ).

Таким образом, логично предположить, что фирма, которая не относит топливо на расходы, может исключить из собственной формы путевки информацию о движении горючего. Ведь в данной ситуации путевой лист, строго говоря, не потребуется в качестве первичного учетного документа. Тем более что и заработную плату водителя при личных разъездах директора начислять не придется.

Начать дискуссию

Как уволиться директору: проходим квест по инструкции. 👨‍💼«Ночной бухгалтер» № 1736

Увольнение главбуха — это непросто: передача дел, введение в курс преемника, возможный конфликт с руководством («нужно доработать квартал», «а сдай текущие отчеты» и т.п.). Но увольнение директора — еще больший стресс как для самого руководителя, так и для бизнеса, особенно, если расставание проходит не очень мирно.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с НДС

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Если ранее по этому поводу возникали споры — 0 или все-таки 20% должен быть НДС, — то с 1 июля 2024 года ответ стал однозначным.

НДС при транспортно-экспедиторской деятельности: какова ставка по России

Президент Венесуэлы вызвал Илона Маска на бой. Бизнесмен согласился

Несколько дней назад Николас Мадуро был объявлен победителем выборов президента.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Маркетплейсы

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране

В середине июня Wildberries и оператор наружной рекламы — группа Russ — объявили об объединении. Сообщалось, что цель сотрудничества — создание цифровой торговой платформы. Однако уже спустя несколько дней вокруг сделки разыгралась настоящая драма с «рейдерским захватом» и семейными перипетиями.

😱 Домена Wildberries больше не будет в России! Что происходит с самым популярным маркетплейсом в стране
НДФЛ

ФНС назвала условия, когда путевка в лагерь на ребенка сотрудника не облагается НДФЛ

Освобождена от НДФЛ стоимость путевок для несовершеннолетних детей сотрудников, по которым оказывают услуги санаторно-курортные и оздоровительные организации.

НДС

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга

Представители отрасли клининга и деловых объединений предлагают ввести в качестве эксперимента нулевой НДС. По мнению авторов инициативы, это позволит увеличить собираемость налогов с теневых участников отрасли.

Преимущества и последствия введения нулевого НДС на услуги клининга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Кабмин продлил льготную IT-ипотеку до 2030 года

Больше 82 тысяч IT-специалистов смогут купить жилье по ставке до 6% годовых.

Госзакупки

Отечественные производители получили приоритет в госзакупках

Кабмин сможет устанавливать запрет на покупку иностранных товаров при госзакупках. При оценке заявок ценовые предложения российских производителей будут снижены на 15%.

НДС

Питание в школьных столовых не облагается НДС

Реализации продуктов питания, произведенных организацией общепита образовательным организациям, подпадает под освобождение от НДС по подп. 5 п. 2 ст. 149 НК.

Платежные системы

Россельхозбанк сообщил о восстановлении работы карт UnionPay за рубежом. Как они это сделали?

Позитивные новости для всех, кто платит за границей картами Union Pay Россельхозбанка: наличные можно не снимать, карты работают для оплат, сам банк публикует списки стран.

Банки

💳 Сбер поднимет стоимость уведомлений по дебетовым картам с 1 августа

Теперь за уведомления клиенты Сбербанка будут платить 99 рублей в месяц.

Общество

С 1 марта 2025 года несовершеннолетним нельзя продавать энергетики

Продавцы будут требовать паспорт при продаже энергетических напитков.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: пользователи браузера Chrome остались без паролей, москвич выиграл в лотерею 170 млн рублей, а Татьяна Бакальчук подала на развод

Подготовили обзор главных событий дня — 31 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Личные финансы

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Инвестиции в недвижимость — устойчивая модель капитализации на российском рынке. Рассказываем о том, как правильно входить в модель заработка на рынке недвижимости в 2024 году и как грамотно повышать доходность собственности. 

Сдача в аренду или перепродажа? Как грамотно зарабатывать на рынке недвижимости в 2024

Казначейство начнет выдавать чиновникам электронные подписи

Государственные органы, которые не включены в ЕГРЮЛ, смогут получить квалифицированную электронную подпись в Казначействе.

Общество

За контракт с Минобороны будут платить больше — по 400 тысяч рублей

Размер единовременной федеральной выплаты за подписание контракта с Минобороны увеличили до 400 тысяч рублей.

Как главбуху принять дела от предшественника

В идеальной ситуации новый главный бухгалтер получает дела от своего предшественника после инвентаризации по акту приема-передачи. Такое возможно, если бывший главбух увольняется не внезапно и без конфликтов. Но часто новому сотруднику вручают коробки с документами и говорят «Теперь ты главный и за все отвечаешь». Из статьи узнаете, как главбуху принять дела и наладить учет после предшественника, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Как главбуху принять дела от предшественника
НДФЛ

При разделе наследства придется заплатить НДФЛ

Если наследники между собой поделили полученное наследство по-своему, компенсация за такой раздел будет облагаться НДФЛ.

ЕНП (единый налоговый платеж)

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Для уточнения расчетов с бюджетом нужно периодически проводить сверку с налоговой. Это поможет понять, почему показатели не сходятся, вовремя выявить и исправить расхождения. Собрали перечень справок по ЕНС и ЕНП, которые в этом помогут.  

Какие справки по ЕНС и ЕНП заказать для сверки с налоговой 

Интересные материалы

Личные финансы

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход

Рекомендовать — несложно, а если продукт действительно качественный и нужный (например, legaltech-инструменты), это еще и приятно! Двойная польза, когда за честные рекомендации вам платят денежное вознаграждение. Рассказываем о возможностях партнерских программ для современных юристов.

Как юристу разнообразить бумажную рутину и получить дополнительный доход