Бухгалтерия

Открытие расчетного счета и банковские расходы

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У сделки между юридическими лицами, между юрлицом и ИП, а также между самими индивидуальными предпринимателями не могут оплачиваться наличными в сумме свыше 100 000 рублей в рамках одного договора.
Открытие расчетного счета и банковские расходы
Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У (ред. от 28 апреля 2008 года) «О предельном размере расчётов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или в кассу индивидуального предпринимателя» сделки между юридическими лицами, между юрлицом и ИП, а также между самими индивидуальными предпринимателями не могут оплачиваться наличными в сумме свыше 100 000 рублей в рамках одного договора. Расчёты, превышающие указанный лимит, должны производиться в безналичной форме. Так что в современных реалиях взаимодействие с банками уже давно стало неотъемлемой частью любого коммерческого начинания, а наличие расчётного счёта – своего рода залогом стабильности бизнеса.

Открываем расчетный счет

Для открытия расчетного счёта организация должна представить в банк следующие бумаги:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • письмо из органов государственной статистики;
  • приказы о назначении на должность директора организации и главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, которые будут иметь право подписи банковских документов, их паспорта и копии;
  • заявление на открытие счёта, подписанное руководителем и главным бухгалтером организации.

Для индивидуальных предпринимателей список немного меньше. Они должны представить:

  • свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • письмо из органов государственной статистики;
  • копии страниц паспорта ИП (основной разворот и разворот с пропиской).

Это лишь примерный перечень необходимых бумаг, на своё усмотрение банк может затребовать дополнительные документы как у юрлица, так и у ИП.

Расчётный счёт открывается на основании подписываемого договора банковского обслуживания. Он предполагает оформление карточек с образцами подписей руководителя фирмы или индивидуального предпринимателя, главного бухгалтера или других уполномоченных лиц, имеющих право подписи банковских документов. Эта процедура проводится непосредственно в отделении финансового учреждения в присутствии банковского работника. Юрлицам стоит иметь в виду, что на карточках, оформляемых организациями, необходимо проставить оттиск действующей печати. Соответственно, лицо, занимающееся открытием счёта, должно взять её с собой в банк. После соблюдения предусмотренных банковскими инструкциями формальностей по открытию счёта можно подключить и такие опции, как интернет-доступ или система «Банк-Клиент», которые фактически уже давно являются неотъемлемой частью нормальной ежедневной работы со счётом.

Работать с расчётным счётом можно, как правило, уже на следующий день. Однако, согласно положениям пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса, в течение 7 дней с даты его открытия информацию об этом необходимо передать в ИФНС по месту регистрации. Для этого Приказом ФНС от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@ утверждена форма № С-09-1. Данное правило действует в отношении и организаций, и предпринимателей. Штраф за нарушение сроков общий как для юридических лиц, так и для ИП – 5000 рублей (ст. 118 НК РФ). Кроме того, об открытии счёта необходимо сообщить в ФСС и ПФР. Срок тот же – 7 дней, а вот штрафы за просрочку чуть ниже: 1000–2000 рублей для руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

На что обратить внимание

Перечень банковских операций приведён в статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1. Среди многочисленных пунктов бизнесменов особо заинтересуют собственно открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание, а также купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Естественно, в большинстве своём банки оказывают услуги не бесплатно, хотя в целях привлечения клиентов или в качестве какого-то стратегического шага некоторые кредитные учреждения могут значительно снижать или даже вовсе отменять комиссии за те или иные операции.

С какими же списаниями может столкнуться бизнесмен при открытии расчётного счёта и работе с ним? Определённая плата, как правило, взимается при заключении договора банковского обслуживания. Последующее ведение счёта также предполагает в большинстве случаев регулярные затраты на оплату услуг кредитного учреждения. Комиссией облагается каждый перечисляемый стороннему контрагенту платёж, а кроме того, фиксированная плата часто взимается за ежемесячное обслуживание, причём в большинстве случаев вне зависимости от факта осуществления операций за этот период деятельности. Возможность работать со счётом удалённо, через онлайн-доступ или программу «Банк-Клиент», также может стоить определённых денег. Конкретные размеры всех этих комиссий варьируются и в конечном итоге могут играть решающую роль, если при выборе финансового учреждения для организации или ИП основным является принцип экономии.

С точки зрения удобства обслуживания и работы со счётом следует обратить внимание на возможности доступа к нему без непосредственного посещения офиса банка. Традиционные и уже успевшие зарекомендовать себя системы «Банк-Клиент» сегодня имеются, пожалуй, во всех банках. Однако данная технология предполагает установку специализированного программного обеспечения с подтверждающим ключом цифровой подписи на один конкретный компьютер. Это не всегда бывает удобно в эксплуатации, так как бухгалтеру приходится заниматься «перекидыванием» банковских документов между «Банком-Клиентом» и учётной программой, а нередко и вводить в неё выписки вручную. При этом кредитных учреждений, системы которых могут обмениваться данными с бухгалтерскими приложениями в автоматическом режиме, единицы, да и те в большинстве своём предлагают только одностороннюю связь. К тому же очень многие ИП и компании малого и среднего бизнеса не работают в стационарных бухгалтерских системах, так как для них это может быть попросту невыгодно и неудобно, а используют облачные технологии, ведут учёт в режиме онлайн.

Для таких предпринимателей ключевым фактором при выборе банка может оказаться возможность интеграции онлайн-банкинга с сервисом интернет-бухгалтерии. Подобная технология позволяет клиенту, авторизовавшись в системе, видеть в режиме реального времени все движения по расчётному счёту, запрашивать выписки и готовить платёжные поручения на оплату. То есть фактически пользователь работает с одним приложением, а не с двумя. В качестве примера такой интеграции можно привести совместный проект интернет-бухгалтерии «Моё дело» и СБ Банка, с помощью которого удалось полностью автоматизировать документооборот между системой интернет-банка «SBANK.RU Бизнес» и Личным кабинетом пользователя «Моё дело». Помимо СБ Банка к числу партнёров интернет-бухгалтерии «Моё дело» по интеграции присоединился «Альфа-Банк». Такие альянсы выгодны как финансовым учреждениям, так и разработчикам интернет-сервисов, поскольку привлекают и к тем и к другим дополнительных клиентов. Так что подобные предложения на рынке услуг по бухгалтерскому обслуживанию малого и среднего бизнеса будут только множиться.

Банковские расходы

Однако вернёмся к расходам на услуги банков, точнее, к их учёту. Организации на общей системе налогообложения вправе принять суммы, взимаемые банком, в качестве расходов по налогу на прибыль сразу по двум основаниям. Во-первых, затраты на оплату банковских услуг поименованы в подпункте 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, то есть относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией. Во-вторых, возможность учесть расходы на услуги банков прямо прописана в подпункте 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. В данном случае речь идёт о внереализационных расходах.

Для «упрощенцев» со ставкой 15% возможность уменьшить единый налог за счёт банковских списаний предусмотрена подпунктом 9 пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Для «вменёнщиков», конечно, банковские затраты налогового бремени не уменьшат, так как они рассчитывают свой налог на основании базовой доходности, не принимая при этом никаких текущих расходов. Что же касается предпринимателей-плательщиков НДФЛ, то они, как известно, могут уменьшить свой налог за счёт так называемых профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ). Суть последних сводится к тому, что при подсчёте налоговой базы ИП может учесть все свои фактически произведённые и документально подтверждённые расходы, если они связаны с извлечением доходов. При определении перечня таких расходов коммерсант должен руководствоваться принципами, прописанными в соответствующих статьях главы 25 Налогового кодекса. А следовательно, никаких проблем в списании банковских расходов у него не возникнет. 

Комментарии

5
  • Ната бухгалтер

    Аноним, Вы писали:
    "Теперь и в пенсионный фонд штраф 5000 руб. если вовремя не сообщить об открытии счета." Что - то я не нашла нормативный документ. Дайте ссыль плиз.

  • serenasan
    Спасибо за статью, насущная тема) По-моему, лучше выбирать банк надежный, а не тот, который дешевле в обслуживании. А вот если вести бухгалтерию в онлайн, то как там реализуется система электронных подписей?
  • Над. К

    Цитата:
    "Кроме того, об открытии счёта необходимо сообщить в ФСС и ПФР. "

    ИП без работников в ФСС об открытии счета не сообщают

    Цитата:
    " Срок тот же 7 дней, "

    7 рабочих дней.

    Цитата:
    "К тому же очень многие ИП и компании малого и среднего бизнеса не работают в стационарных бухгалтерских системах, так как для них это может быть попросту невыгодно и неудобно, а используют облачные технологии, "

    Насчет "очень многих" Вы сильно загнули. В масштабах страны единицы используют эти технологии ;)

    Ни о чем статья. Ну если, конечно, не считать рекламу МД )))