Ни для кого не секрет – российский кинематограф в настоящее время находится в глубоком, очень глубоком кризисе. Несмотря на отмену коварной государственной цензуры и многократное увеличение (по сравнению с 90-ми годами) госфинансирования, русские фильмы не то что на мировой рынок так и не вышли, но и свой собственный российский рынок целиком и полностью уступили Голливуду.
Так, по официальным данным, из всех ныне демонстрируемых в России фильмов от 80 до 85 процентов проката составляют иностранные фильмы, в основном американские. Именно по этой самой причине, по мнению отечественных кинорежиссеров и продюсеров, российский кинематограф совершенно не развивается, поскольку он просто не в состоянии выдержать такую жесткую конкурентную борьбу с западной киноиндустрией.
Как водится, бороться с подобным положением дел было решено административным ресурсом. Сейчас на рассмотрении Госдумы уже находится ряд законопроектов, предлагающих урезать до минимума долю иностранных фильмов в отечественном прокате и предусмотреть для иностранных конкурентов еще ряд интересных бонусов в виде, например, повышенной стоимости билетов на просмотр зарубежного кино. Автором одного из самых недавних таких проектов выступил депутат от фракции ЛДПР Дмитрий Литвинцев.
В соответствии с предложенным им законопроектом прокат и показ всех фильмов на территории Российской Федерации станет осуществляться на русском языке, а использование иностранной речи в фильмах будет допускаться лишь в случаях, когда употребление иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла. При этом доля фильмов иностранного производства, допускаемых к прокату и показу на территории РФ, не сможет превышать 20 процентов от числа всех фильмов, допускаемых к прокату и показу в течение года. Наряду с этим вводится запрет прокатчикам и демонстраторам фильмов на установление каких-либо временных ограничений для киносеансов национальных фильмов, во избежание ситуаций, когда владельцы кинозалов будут отказываться ставить в прокат российское кино в наиболее посещаемое время.
Одновременно предлагается установить запрет на производство на территории РФ иностранных фильмов. Как отмечает автор законопроекта, депутат Литвинцев, такой запрет, наряду с ограничением доли зарубежных фильмов будет способствовать развитию конкурентоспособности нашего кинематографа и повышению эффективности продвижения российских фильмов за рубежом.
При этом в пример приводится опыт все тех же западных стран: “Многие иностранные государства, такие как Франция, Италия, Великобритания, Индия, Германия, в защиту национального кинематографа устанавливают квоты на показ иностранных фильмов, в результате чего имеют кинематографические достижения, известные во всем мире”, - поясняет депутат.
Правда, депутат не поясняет, каким это образом запретительные меры поспособствуют тому, чтобы фильмы, которые и в России-то никто смотреть не хочет, вышли вдруг на международный рынок. В самом деле, как? Да никак! Отечественные кинодеятели, по заказу которых подобные законопроекты и появляются на свет, расписываются в собственном бессилии и недееспособности. И главное, чего они никак не могут понять, заключается в том, что низкий спрос на отечественный кинематограф обусловлен исключительно низким его качеством. Ни происками конкурентов, ни всеобщим заговором кинопрокатчиков, ни даже бойкотом зрителей, а именно низким качеством продукции.
С другой стороны, выгнав иностранных конкурентов с национального рынка, качество наших фильмов и, соответственно, спрос на них повысить нельзя. Никакой связи здесь нет и быть не может. Напротив, в условиях отсутствия конкуренции, да еще и при отсутствии государственной цензуры наши именитые мастера слова и дела начнут снимать такие фильмы, что в стране за ненадобностью и вовсе закроются все кинотеатры.
К слову, повысить уровень отечественного кинематографа сугубо административными мерами действительно можно. Доказано опытом Голливуда и советских киностудий. Для начала неплохо было бы установить режим жесточайшего контроля над расходованием средств, выделяемых на создание так называемых “национальных фильмов”. Всем же интересно узнать, например, куда девались 50 миллионов долларов, доверенных Никите Михалкову на съемки эпичнейшего фильма про зэков, вступивших в неравный бой с солдатами, похожими на немецких, предварительно вооружившись черенками от лопат.
Во-вторых, нашим законодателям не мешало бы уже определиться с тем, какие фильмы можно финансировать за государственный счет, а какие все же не стоит. Бесспорно, фильмы должны быть разными, и каждый режиссер имеет свою собственную точку зрения на то или иное событие/явление. Однако это не означает, что альтернативный взгляд на историю должен оплачиваться за счет налогоплательщиков, которые, судя по всему, эту самую альтернативную историю (впрочем, как и юмор такого же плана) на дух не переносят.
Наконец, стоило бы прислушаться к мнению самих зрителей. Понятно, что и в зрительской среде найдется немало поклонников разнообразного трэша и альтернативы. Вон, в той же самой Америке у трэш-творения известного либерала Оливера Стоуна под названием “Взвод” тоже немалая аудитория.
Однако там на один подобный “Взвод” приходится сразу десяток “Рядовых Райанов”. У нас же напротив, на одну “Брестскую крепость” – сразу несколько сотен “утомленных солнцем”, “сволочей” и “жила-была 1 (одна) баба”. Причем, судя по кассовым сборам, смотрят подобные “шедевры” далеко не миллионы поклонников. Для кого и, главное, зачем такие фильмы еще продолжают снимать и выпускать в прокат? Господа режиссеры! Спросите, наконец, у зрителей, они скажут.
Комментарии
2