Должно ли физлицо, предоставившее в аренду автомобиль, нести расходы и по обеспечению бензином этого автомобиля? Как сделать годовой отчет «прибыльным», даже если на самом деле в нем зафиксирован убыток? Обязан ли главбух помнить номера всех статей Налогового кодекса? Является ли незаконной предпринимательской деятельностью выдача займов физлицам под проценты? Какое предложение трудоустройства лучше выбрать – участок на ОСНО или позиция главбуха на УСН?
Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.
Чья это забота?
«Может ли арендодатель автомобиля (физ.лицо) нести расходы по топливу? – спрашивает Ksu78. - Договор аренды без экипажа».
«Физически не понимаю, - реагирует Январь. - Допустим, я владелец машины. Я сдала ее в аренду, причем вероятно, не на 1 день. И я еще должна регулярно эту машину бензином заправлять?».
«Когда-то в институте я тоже задала этот вопрос преподавателю по дисциплине "Налоги и налогообложение", - пишет galinaarictova. - Тоже не очень понимала логики. Однако ответ получила следующий: сдавать в аренду, как квартиру, так и машину арендодатель должен в действующем, рабочем состоянии, состоянии, пригодном для проживания и деятельности. Без бензина машина не поедет, без ЖКУ жить в арендованной квартире невозможно. Следовательно, такие объекты аренде не подлежат. Кроме того, это налогооблагаемый доход, с которого нужно уплатить налоги. Поэтому, если арендодатель , чтобы снизить уплату налога, в договоре пропишет только аренду и отдельно ЖКУ или бензин, у него могут возникнуть проблемы. Если, например, арендатор жилья не заплатит за ЖКУ и слиняет, то попытка вернуть деньги через суд чревата тем, что такого арендатора обвинят в том что он сдавал квартиру с нарушением законодательства, в т. ч и налогового, а также умышленно занижал доходы, подлежащие налогообложению. То же самое и про бензин. То есть автор вопроса может не учитывать расходы по топливу. Но если вдруг арендатор потом "обидится" и понесёт в налоговую чеки на топливо, плюс напишет жалобу... А вообще, главное - нужно грамотно составлять договор».
«Т.е. вы считаете, что арендодатель машины регулярно (по мере опустошения бензобака) должен получать сданное в аренду имущество и везти его на заправку, а потом обратно отдавать? – уточняет Январь. - Или привозить арендатору бензин канистрами? Ну и как на ЭТО можно составить договор, если не обязать арендодателя забирать машину и заправлять ее? В целях чтобы эта машина могла ездить, так ведь? А не для того, чтобы арендатор получал доход от безвозмездного бензина, который по сути-то тратится для его нужд? И ведь наверняка эта камасутра всего лишь для того, чтоб путевые не рисовать...».
«Арендодатель (физ.лицо) может нести расходы по топливу в одном варианте, - считает ZZZhanna. - Если в качестве водителя арендодатель как раз работает водителем этого а/м, то сумма арендной платы может включать в себя и расходы на бензин».
«Если в качестве водителя арендодатель как раз работает водителем этого а/м, то тогда этот договор аренды фиктивный, - парирует Andyko, - ибо пользуется автомобилем сам арендодатель».
«Не обязательно, - пишет ZZZhanna. - Я не отрицаю, что он может быть фиктивным, но может быть и реальным. Если сумма расходов на бензин поддается определению и примерно одинакова из месяца в месяц, почему бы и нет? В чем фиктивность? Как определяется?».
«Дело в том, что арендодатель - учредитель фирмы, - рассказывает Ksu78. - Не хочется показывать учёт топлива на фирме. Физ. лицо получает доход от аренды за минусом НДФЛ. Фирма платит этот НДФЛ. Физ. лицо же не должно отчитываться перед налоговой по своим расходам. А НДФЛ уплачен с доходов от аренды. По договору а/м поступает в распоряжение арендатора уже заправленным, если не хватит - у водителя есть талоны».
«В смысле, каждое утро по договору машина поступает заправленная, а каждый вечер возвращается с пустым бензобаком?» - спрашивает Andyko.
«Поступает заправленная, если есть заявка, а так - находится в распоряжении арендодателя, - объясняет Ksu78. - Возвращается с остатками бензина. А вновь поступает с полным баком».
«Ну как, это аренда или завуалированные услуги перевозки?» - интересуется Andyko.
«Смотря что за машина, - отвечает ZZZhanna. - Если грузовая - возможно, если учредитель на лексусе себя любимого катает - то просто способ получения дохода без уплаты взносов. Хотя дивиденды бы обошлись дешевле. И все-таки вы меня не убедили, что вариант аренды с включением расходов на бензин в арендную плату невозможен. Например, в штате есть водитель, почему нельзя арендовать у него машину? Амортизация и ГСМ учтена в сумме арендной платы (т.е. не за счет аренодателя в том смысле, что он следит за пополнением бензобака, а именно приблизительная стоимость бензина включена в арендную плату), а за работу водителя он получает зарплату».
Убытки не для нас
«Куда "спрятать" убытки в бухучете? – спрашивает Аноним. - Может, есть у кого какие идеи? В налоговом учете - прибыль. У меня мысли - переоценка имущества в плюс (мне не подходит), прощение займа от учредителя более 50% (мне не подходит), оставить на незавершенке часть затрат (тоже не подходит - ведь в налоговом учете прибыль)».
«А зачем прятать убытки?» - не понимает gnews.
«А затем, что кредитовать убыточные фирмы финансовые учреждения совсем не хотят, - объясняет masya86. - Можно им сколько угодно рассказывать песни о том, что нынче не сезон, не урожай, но вот сейчас всё как попрёт, и о том, как "космические корабли бороздят просторы Большого театра". Но если у тебя в отчёте о финансовых результатах минус, то они говорят: простите ребята, дайте нам другого заёмщика с прибыльной отчётностью... У меня на фирме такая же ситуация, и это требование финдира - спрятать убытки, ибо кредиты, кредиты и еще раз кредиты. Сижу, изобретаю колесо теперь. Если с 10-го счёта есть что списать, причем в хорошем денежном эквиваленте, то можно придержать отпуск в производство, передачу в эксплуатацию... Всякую мебель, принтеры и прочую лабуду. Вот ещё мысль - если есть дружественные фирмы, и вы даете друг другу займы, то можно поиграть с процентами».
«Купить что-нибудь и продать с большой наценкой», - размышляет Зета.
«Можно попробовать такой вариант, - советует SMorozova: - если есть на сч.91 расходы, которые НЕ уменьшают налогооблагаемую прибыль, то не списывать их, а подвесить пока на сч.76».
«А на расходы будущих периодов нельзя?» - уточняет katrin0610.
«Можно, но неверно», - отвечает echinaceabel.
Тролль против велосипедиста: битва продолжается
«Допустимо ли для главбуха провалить профессиональное тестирование, при этом исключительно на вопросах про статьи НК? – спрашивает arga, которая в прошлом году произвела на форуме фурор рассказом о своей непримиримой борьбе с главбухом-велосипедистом. - Это что, несоответствие занимаемой должности?».
«Т.е. должен ли главбух знать налоговое законодательство? – переспрашивает mvf. - Да».
«Речь о номерах статей НК, - поясняет arga. - То есть в какой статье о чем говорится».
«Наизусть помнить номера статей? Нет», - отвечает mvf.
«Моя начальница сказала, когда выбрала мою кандидатуру на работу: "Мне нужен уверенный практик с опытом, а не вчерашний выпускник, который сыплет номерами статей и больше ничего не знает", - пишет Аноним333. - Главное - содержание знать, а при необходимости номер можно посмотреть».
«Можно целые главы НК РФ не знать ( глава 25.1 или глава 26) и при этом быть очень даже профпригодной!» - считает OLGALG.
«Я лично не собираюсь заучивать наизусть текст НК, - заявляет бух2007, - и даже знать краткое содержание каждой его статьи с непременным запоминанием номеров самих статей, а также пунктов, подпунктов и федеральных законов, которыми были внесены изменения в статьи НК на протяжении последних 10 лет».
«Не кормите тролля, - советует Mmmaximmm. - Только жирному троллю могло прийти в голову, что главбух должен знать номера статей».
«Мне интересны другие две вещи, - замечает Andyko:
1. Кто позволил троллю тестировать главбуха?
2. Знает ли тролль наизусть содержание Трудового Кодекса?».
Я, бывало, двум давала
«В качестве физлица (не ИП) я в течение года давала деньги двум физлицам по договорам займа (распискам), - рассказывает Ariko2013. - Всего расписок восемь, т.е. давала неоднократно. В расписке прописано, что за пользование денежными средствами мне обязуются уплатить процент и вернуть сумму займа по требованию. Но по письменному требованию должники отказались возвращать какие-либо суммы, зато подали заявление на незаконную предпринимательскую деятельность. Чем мне это может грозить, и является ли "кредитование" двух лиц неоднократно в течение года предпринимательской деятельностью?».
«Идите в суд с требованием о взыскании, - отвечает vaz. - А заявление о "незаконной предпринимательской деятельности" - это, на мой взгляд, попытка вас запугать, чтобы ничего не отдать. Деньги Ваши, документы (расписки) есть, суд взыщет в полном объеме».
«А суд взыщет и проценты, запрашиваемые в расписках, и в таком случае - это доход, от двух разных лиц доход и по нескольким распискам, - сомневается Ariko2013. - Вот тут-то и начинается "незаконная предпринимательская деятельность"?!».
«Если Вы задекларируете доход и уплатите НДФЛ, то никаких проблем не будет», - отвечает Над.К.
«Когда появится доход, тогда и сдадите 3-НДФЛ в налоговую, - замечает vaz. - За доходы 2013 года отчитываться надо в 2014 году».
Пусть меня научат
«В данный момент я работаю кадровиком в одной организации и веду бухгалтерию другой фирмы, она на ЕНВД, - рассказывает Alone. Вот решила уволиться с должности кадровика и устроиться полностью бухгалтером.
Мне одновременно предложили 2 работы:
1. Бухгалтер по материалам (покупка, продажа, склад, таможня). Вести несколько фирм, они на ОСНО и ЕНВД.
2. Бухгалтер (полное ведение учета, УСН).
Зарплата везде одинаковая, но выбрать я не могу. Опыт у меня маленький, поэтому лезть в ОСН, где есть НДС, я боюсь, так как на практике с ним не сталкивалась. Хотя говорят, что ничего сложного в нем нет. Знакомые бухгалтера советуют идти на первую вакансию, так как там интереснее и для дальнейшего развития лучше, а во второй делать нечего. А вы что посоветуете?».
«Наверное, я тоже посоветую первую вакансию, - пишет Аноним333, - с материалиста и на главного проще перейти потом, когда будет больше уверенности».
«Дело еще в том, что первая фирма - совершенно чужая, находится в соседнем городе (час езды), - объясняет Alone. - Скоро должны переехать к нам - месяца через 2-3, но еще не факт, может дольше. А вторая - это фирма моего бывшего директора, находится в городе. Здесь я знаю, что можно, что нет, полный соц.пакет, а там все только на словах. Еще у меня кредит и не маленький, и пугает то, что вдруг не будут в первой платить то, что обещают. И вообще, вдруг испытательный срок не пройду, а во второй платить будут точно и без всякого испытательного срока. Запуталась конкретно».
«Во второй делать нечего" - это явно мнение тех бухгалтеров, которые никогда с УСН не работали, - считает Над.К. - Но вот сможете ли Вы полностью вести учет? В том числе и бухгалтерский?».
«Эти бухгалтера на УСН тоже работают, просто они твердят, что там фирма маленькая и делать нечего, а о том, что фирма имеет свойство развиваться, наверное, не подумали, - пишет Alone. - Думаю, что полностью вести учет смогу. В общем, я выбрала вторую, там я сама себе хозяйка и полностью сама все веду, а не какой-то участок. И плюсов там больше».
«Правильно выбрали, - одобряет Dinchik. - Работать надо там, где комфортно себя чувствуешь, там, где все устраивает. Мы на работе почти треть жизни проводим. А уж при наличии кредитов вообще нужно только стабильные, устоявшиеся конторы выбирать».
«Может, я чего не понимаю, но какие вообще перспективы в первом варианте? – удивляется R0mashka. - Вести участок под чьим-то контролем (так можно и про все остальные участки позабыть, да и вообще все остальное позабыть), или фирму на всех участках, когда сам себе начальник - во всяком случае, на уровне бухгалтерии? Конечно, вариант № 2, я б и не думала даже».
Начать дискуссию