УСН

Неправомерно применяли упрощенку: можно ли избежать доначислений и штрафов?

Налоговики далеко не всегда оперативно реагируют на нарушение условий применения УСНО. Например, на превышение разрешенных размеров доли участия других организаций в уставном капитале, остаточной стоимости основных средств, средней численности работников, дохода либо на наличие филиала. В результате некоторые организации годами применяют упрощенку, не имея на это права.

Налоговики далеко не всегда оперативно реагируют на нарушение условий применения УСНО. Например, на превышение разрешенных размеров доли участия других организаций в уставном капитале, остаточной стоимости основных средств, средней численности работников, дохода либо на наличие филиала. В результате некоторые организации годами применяют упрощенку, не имея на это права.

Когда же тайное становится явным и нарушителей наказывают, они удивляются: "Как же, да ведь в ИФНС давно все знали. И ничего нам не говорили...". Попробуем разобраться, что грозит организации в таком случае и когда действия/бездействие работников ИФНС могут повлиять на ситуацию.

Итак, пойманному "неправильному" упрощенцу доначисляют налоги по общему режиму (НДС, налог на прибыль, налог на имущество) за весь период нарушения (но не более 3 лет), пени и штрафы за просрочку уплаты налогов и подачу деклараций <1>.

(-) Налоги нужно уплатить в любом случае. То, что налоговики "прохлопали" ваше нарушение, от обязанности перейти на общий режим вас не освобождает <2>.

Примечание. Ранее уплаченный "упрощенный" налог можно будет зачесть в счет недоимки по "общережимным" налогам <3>. Что же касается доначисленного НДС, то взыскать его с контрагентов не получится. Ведь когда они рассчитывались с вами, они считали, что вы правомерно применяете УСНО и потому можете не начислять НДС на цену товаров <4>.

(-) Штрафы и пени, скорее всего, тоже придется отдать. Исключением является ситуация, когда вы нарушили условия применения УСНО еще при переходе на спецрежим (к примеру, более 25% уставного капитала принадлежало юрлицу <5>), но налоговый орган все равно выдал вам уведомление о возможности применения УСНО по форме N 26.2-26.

ВАС рассматривает такое уведомление как письменное разъяснение налогового органа, выполнение которого снимает вину с налогоплательщика <7>. Конечно, при условии, что при переходе на упрощенку вы сообщили о себе достоверные сведения <8>.

(!) Однако актуальным данный аргумент является только для упрощенцев со стажем. Налоговики стали осторожнее и после 13.04.2010 <9> таких уведомлений уже не рассылают. В настоящее время вы можете лишь запросить у инспекции информационное письмо по форме N 26.2-7 <10>. Оно подтвердит, что вы подали заявление о переходе на УСНО и представляете декларации по налогу. Такое письмо вам пригодится, например, для представления контрагентам или в фонды, но индульгенцией от штрафов уже не послужит.

Признание уведомления о возможности применения УСНО письменным разъяснением налоговиков дает основания освободить налогоплательщика и от пеней <11>. Но здесь мнения федеральных судов разошлись: некоторые из них считают нужным снять пени при наличии уведомления <12>, некоторые - нет <13>. Минфин же полагает, что пени взыскивать нужно всегда <14>.

Какие-либо иные действия налоговиков в процессе применения УСНО (прием отчетности у "неправильного" упрощенца, регистрация в реестре филиала или увеличения доли юрлица в уставном капитале <15> и т.д.) от штрафа вас не спасут. Инспекторы, конечно, обязаны следить за соблюдением норм НК <16>, но плохой контроль с вас вины не снимает. Вы можете лишь просить суд принять этот факт в качестве смягчающего ответственность обстоятельства <17>.

* * *

Если налоговики не заметили ваше нарушение при переходе на упрощенку или в процессе ее применения, не надо радоваться. Оно обнаружится при проверке и обернется для вас огромными суммами доначислений сразу за несколько лет. Возвращайтесь к общему режиму самостоятельно в квартале нарушения и не забудьте направить в ИФНС сообщение по форме N 26.2-2 <10> не позднее 15 дней по окончании этого квартала <18>.

-------------------------------

<1> п. 4 ст. 89, статьи 119, 122 НК РФ

<2> Постановление Президиума ВАС от 07.10.2008 N 6159/08

<3> п. 5 ст. 78 НК РФ

<4> Постановление Президиума ВАС от 14.06.2011 N 16970/10

<5> подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ

<6> утв. Приказом МНС от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (утратил силу)

<7> подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ; Постановления Президиума ВАС от 07.10.2008 N 6159/08; ФАС ВСО от 11.11.2011 N А10-4848/2010; ФАС ПО от 26.10.2010 N А72-338/2010; ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-761/2009(274-А27-29)

<8> Постановление ФАС МО от 28.03.2012 N А40-60722/10-107-327

<9> Приказ ФНС от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@

<10> утв. Приказом ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@

<11> п. 8 ст. 75 НК РФ

<12> Постановления ФАС ПО от 18.10.2011 N А72-731/2011; ФАС ЗСО от 17.03.2009 N Ф04-1569/2009(2522-А03-29)

<13> Постановление ФАС СЗО от 07.05.2010 N А42-8932/2009; ФАС СКО от 05.10.2011 N А32-23415/2008

<14> Письмо Минфина от 31.05.2011 N 03-11-06/2/84

<15> подп. "д", "н" п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

<16> подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ

<17> подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ

<18> пп. 4, 5 ст. 346.13 НК РФ

Начать дискуссию