Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.13
Скачать Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.13 № 18АП-13822/2012
Суть спора. В соответствии с условиями контракта, заключенного с нерезидентом РФ, общество вывезло с территории России по таможенной декларации партию товара на сумму 1 172 286 руб. В декларации проставлен штамп таможни «Выпуск разрешен», подтверждающий вывоз товара из страны.
На счет общества в уполномоченном банке были зачислены денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, на общую сумму 1 172 286 руб.
При этом в ходе проверки было установлено, что компания нарушила порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям: подтверждающие документы и справки о подтверждающих документах по ГТД были представлены в банк с нарушением срока, предписанного валютным законодательством; задержка составила 21 календарный день.
По результатам проверки оформлен акт и вынесено решение о привлечении общества к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа. Однако компания решила оспорить действия контролеров.
Позиция суда. Суд удовлетворил выдвинутые ею требования.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
На основании подпункта «б» пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа признается валютной операцией.
А статья 5 Закона № 173-ФЗ ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.
В настоящее время действует Инструкция Банка России от 04.06.12 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
А в период проверки общества действовало Положение «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утвержденное Банком России от 01.06.04 № 258‑П. И оно предусматривало, что при выпуске товара с таможенной территории РФ срок подачи в банк документов по сделке не должен превышать 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска товаров (условного выпуска).
При этом дата выпуска товаров таможенными органами определяется по отметкам таможенного органа о выпуске товаров в таможенной декларации (грузовой таможенной декларации) на те товары, которые подлежат декларированию.
В соответствии с частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10, но не более чем на 30 дней влечет наложение штрафа. Его размер составляет: для должностных лиц – от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для юридических лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Таким образом, общество действительно нарушило единый порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля. А за это полагается штраф. Однако суд отменил его, учтя малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Примечание «ДК». Российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле введены жесткие сроки представления в уполномоченный банк документов, сопровождающих исполнение внешнеэкономических контактов, а также форм учета и отчетности по внешнеэкономическим операциям. Даже незначительное их нарушение может повлечь серьезные штрафы по статье 15.25 КоАП РФ.
Именно это и случилось с организацией – участницей комментируемого спора, привлеченной Росфиннадзором к административной ответственности за пропуск срока представления в уполномоченный банк подтверждающих документов по заключенной внешнеэкономической сделке, а также справки о подтверждающих документах.
Однако организации удалось отменить постановление Росфиннадзора в суде, сославшись на статью 2.9 КоАП РФ, то есть на малозначительность совершенного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.05 № 5).
Но освобождение от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.25 КоАП РФ, по такому основанию – большая удача. Дело в том, что на протяжении очень долгого времени в судах прочно установилась практика неприменения нормы о малозначительности к правонарушениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля (постановления ФАС Московского от 07.03.12 № А40-40830/11-17-299, Восточно-Сибирского от 10.07.12 № А33-18780/2011, от 21.11.11 № А19-9173/2011, Волго-Вятского от 24.11.10 № А43-13316/2010 округов).
Отрадно, что при рассмотрении комментируемого дела судьи отошли от распространенной практики. Это дает основания полагать, что в будущем организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, в случае незначительного пропуска установленных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле сроков представления отчетности получат возможность «отбиться» от штрафов Росфиннадзора на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Начать дискуссию