ЭДО

Отчетность по электронке: кому нужна ЭП?

Сдача отчётности в электронном виде – процедура в целом уже не новая. Первые декларации по электронным каналам связи налоговики начали принимать еще в начале 2000-х. И с тех пор этот способ лишь набирает популярность. Для некоторых хозяйствующих субъектов это даже стало обязанностью.
Отчетность по электронке: кому нужна ЭП?
Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Сдача отчётности в электронном виде – процедура в целом уже не новая. Первые декларации по электронным каналам связи налоговики начали принимать еще в начале 2000-х. И с тех пор этот способ лишь набирает популярность. Для некоторых хозяйствующих субъектов это даже стало обязанностью. Так сдавать налоговую отчётность в электронном виде обязаны организации со среднесписочной численностью свыше 100 человек (ст. 80 НК РФ). Или взять, к примеру, недавние поправки в правилах оборота алкогольной продукции, согласно которым даже самые мелкие ИП, имеющие возможность торговать пивом, обязаны, опять же в электронном виде, отправлять отчёт об объеме продаж в Росалкогольрегулирование. Пенсионный фонд в свою очередь уже не первый год вынашивает планы перевести обязанность подачи отчётности по телекоммуникационным каналом связи для всех страхователей, да и сейчас в большинстве отделений требуют, как минимум, приносить дискеты с файлом расчетов даже при нулевок. Так или иначе, можно сказать, что абсолютное большинство проверяющих инстанций медленно но верно движется в направлении «электронизации» всего бизнеса.

ЭП традиционные и альтернативные

Однако просто отправить файл, например в Экселе, по электронной почте инспектору нельзя (хотя надо сказать порой встречаются и такие прецеденты). Отчёт должен быть подготовлен в определённом формате, который смогут прочесть проверяющие, а его достоверность должна подтверждаться электронной подписью.

По сути своей ЭП – это информация тоже в электронной форме, присоединённая к электронному документу или, проще говоря, являющаяся его реквизитом. Она удостоверят личность пописывающего отчёт лица, например директора или главного бухгалтера, и обеспечивает отсутствие каких-либо искажений в передаваемых данных. Можно сказать, что электронная подпись - это полноценный аналог подписи собственноручной, разумеется, в тех случаях, которые допустимы с точки зрения законодательства. Данный тезис следует из положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Традиционная схема работы с электронной подписью подразумевает, что удостоверяющий центр предоставляет владельцу подписи специальный сертификат ЭП на физическом носителе. В этом случае использование электронной подписи также требует установку специализированного программного обеспечения. Такое положение вещей в свою очередь имеет ряд ограничений. Получается, что использования подписи возможно лишь на одном компьютере, что совершенно неудобно, например, в фирмах с более-менее крупными оборотами, где составление всего пакета отчётности поделено между несколькими бухгалтерами.

Альтернативой устанавливаемому на компьютер сертификату электронной подписи является так называемая «облачная» ЭП, которая не требует установки какого-либо программного обеспечения на персональный компьютер. Данные о самой подписи хранятся только на серверах облачных сервисов или соответствующих удостоверяющих центров. А для идентификации личности лица связанного с ЭП используется система одноразовых паролей. Владельцу подписи выдают некий физический носитель со списком одноразовых паролей - скретч-карту или распечатку. Также иногда удостоверяющий центр предлагает выпустить специальную смарткарту с привязкой к ЭП и возможностью генерации одноразовых паролей. Но самым популярным способом является получение пароля по СМС непосредственно на телефон владельца подписи. Кстати говоря, подобная технология и используется в системе отправки электронной отчётности в контролирующие органы в сервисе «Моё дело». Данную возможность наши клиенты получили еще в 2011 году в результате совместного проекта с удостоверяющим центром ЗАО «Калуга-Астрал».

Сама процедура подписания электронного отчёта с помощью «облачной» подписи происходит удаленно, непосредственно на серверах удостоверяющего центра. После этого, как и при традиционном варианте, подписанные данные отправляются в проверяющую инстанцию.

Кто и как: ИФНС, ФСС и ПФР

Итак, какова же сфера приложения электронной подписи? Отвечая на этот вопрос, сложно перечислить все области бизнеса, в которых эта технология может использоваться. Это и участие в конкурсах государственного и муниципального заказов, в электронных торгах, причем вне зависимости от места их проведения или места нахождения самого участника, это и организация собственного внутреннего электронного документооборота, это взаимодействие с при партнерами, а также множество других моментов в ведении бизнеса. Но главная задача, в решении которой применяется электронная подпись – это все-таки взаимодействие с проверяющими органами, и в первую очередь подача отчётности.

Как известно, основными для бизнесменов являются три инстанции: ИФНС, ФСС и ПФР. Самой демократичной и «продвинутой» в плане отправки отчётов по телекоммуникационным каналам связи является налоговая инспекция. Подать готовую и подписанную декларацию при наличии ЭП налогоплательщик может самостоятельно. Правда он обязан пользоваться при этом услугами спецоператора, как следует из пункта 2 Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 года № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Для тех, кто не обзавелся собственной электронной подписью, этим же Приказом предусмотрена сдача отчёта в электронном виде через представителя, ЭП которого и удостоверяет правильность отправляемого документа. Отметим, что такая возможность полностью отвечает интересам индивидуального предпринимателя без работников в части его отчётных обязанностей. Поскольку отчитывается он только перед ИФНС, ему не нужно генерить собственную электронную подпись. Все что требуется – заполнить доверенность на подачу деклараций через представителя. Подключение клиентов интернет-бухгалтерии «Моё дело» по такой схеме занимает не более 8 часов и не требует личного визита к представителю или налоговую инспекцию . После заполнения необходимых реквизитов обязанность по отправке деклараций берет на себя доверенное лицо. Копию доверенности, конечно, не помешает предоставить в ИФНС по месту регистрации, но, как правило, отчёты прекрасно проходят и без исполнения этой рекомендации.

При подаче отчётности в ФСС, а такой обязанности не избежать юридическим лицам и ИП, являющимся работодателем, без собственной электронной одписи не обойтись. Даже в случае отправки данных через сайт самого Фонда социального страхования требуется действующий сертификат защиты, установленный на компьютер в рамках договора с каким-либо из удостоверяющих центров. Впрочем, и «облачная» ЭП Соцстрах вполне устраивает. Другой вопрос, что для ее выпуска в сервисе «Моё дело» потребуется некоторые действия, и в отличие от способа подачи налоговой отчётности по доверенности, который можно организовать, что называется, не выходя из дома, лично подъехать в офис регионального представителя нашей компании, чтобы передать оригиналы необходимых для создания ЭП документов, все же придется.

Еще сложнее дела обстоят с подачей электронной отчётности в ПФР. Для того чтобы получить такую возможность плательщик пенсионных взносов обязан не только иметь собственную электронную подпись, но заключить с фондом соответствующее соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекомунникационным каналам связи, а также подать в ПФР заявление о подключении к электронному документообороту. Оба бланка можно скачать на сайте Фонда. Съездить в Пенсионный фонд с тем, чтобы отвезти заполненные формы, также придется лично. Кроме того, есть вероятность, что одной поездкой не обойтись: к сожалению, в некоторых региональных отделениях ПФР процесс подписания этого соглашения настолько формализирован, что может растянуться не на одну неделю.

Комментарии

7
  • НатальяС
    Ну почему бы государству не выдавать при регистрации ИП или юр лица бесплатно электронную подпись, отправлять отчёты по обычной электронной почте с такой подписью. Так нет, разведут посредников, собирающих денежки, для каждого госоргана нужна своя электронная подпись.
  • Антон
    Кто эту х.рню придумал?

    Почему нельзя было сделать проще? Особенно для микробизнеса?
    Приходишь с паспортом в налоговую инспекцию (ПФР, ФСС и прочие), получаешь уникальный логин и пароль. Заходишь в личный кабинет на сайте, загружаешь декларацию в формате XML, и - всё. Точка.
    Зачем нужно это долбаное шифрование, кому оно нужно? Зачем эти флешки с ЭЦП?
    Нахр.на так было всё усложнять?
  • frolova lena

    Цитата:
    "Так нет, разведут посредников, собирающих денежки, для каждого госоргана нужна своя электронная подпись. "

    Со временем я думаю придут к какому то единому средству, типа как электронная почта. Так же как и с с/ф. а то сейчас развелось несколько спецоператоров, и если ты работаешь с одним, а твой контрагент с другим то уже не так просто взять и отправить документы. нужно зайти на сайт его спецоператора, зарегистрироваться и прочая лабуда... не удобно это.

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет ОС в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов», МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

3
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Интересные материалы

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.