В этом году действует новый порядок признания расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана. О том, как новый порядок изменит учет у предприятий, – в статье.
Мобилизационная подготовка в мирное время
Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти и организаций к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ). Согласно статье 9 этого Федерального закона, организации не вправе отказаться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Под имуществом мобилизационного назначения понимается такое имущество, которое предназначено для выполнения этих мобилизационных заданий. Об этом сказано в Положении о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденном 2 декабря 2002 г. Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13‑6‑5/9564, МНС России № БГ-18-01/3.
Мобилизационные расходы можно принять
Порядок признания этих расходов для целей налогообложения прибыли установлен подпунктом 17 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым они включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. В прежней редакции этого пункта, действовавшей до 1 января 2013 года, отсутствовало разделение расходов по признаку их капитального характера.
Соответственно, прямо следуя нормам налогового законодательства, в составе текущих расходов производственные компании могли учитывать все затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке единовременно. Сюда включались и затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
Однако на практике такая норма приводила к тому, что в состав внереализационных расходов включались в том числе и те затраты, которые с экономической точки зрения должны увеличивать первоначальную стоимость основных средств. Это, по мнению чиновников, создавало необоснованную льготу для предприятий, поскольку мобилизационные мощности в мирное время могут использоваться в обычной деятельности, направленной на извлечение дохода (письмо Минфина России от 25 октября 2005 г. № 03-03-04/1/291).
Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 206-ФЗ в подпункт 17 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ были внесены изменения.
В новой редакции, которая действует с 1 января 2013 года, учтена позиция чиновников.
Теперь в состав внереализационных расходов единовременно не включаются расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям.
Эти затраты являются капитальными, поэтому они должны включаться в состав затрат при исчислении налога на прибыль через амортизационные отчисления (письмо Минфина России от 17 января 2013 г. № 03-03-05/2).
При этом амортизация по имуществу, входящему в состав мобилизационных мощностей, согласно новому абзацу 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, начисляется в общем порядке, предусмотренном статьями 257–259 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, если в прежней редакции подпункта 17 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов включались только затраты в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на мобилизационную подготовку, то в новой редакции это уточнение отсутствует. То есть независимо от того, получит ли производственная компания возмещение расходов из бюджета или нет, понесенные затраты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.
Сложностей при применении не будет.
Что касается перехода на новый порядок учета расходов на содержание имущества организаций, относящегося к мобилизационным мощностям, то отдельно он не прописан.
Вместе с тем сложности при переходе на новый порядок признания расходов у производственных организаций возникнуть не должны.
Дело в том, что все затраты, которые были понесены до 1 января 2013 года, для целей налогообложения прибыли уже учтены в составе внереализационных расходов, а затраты, понесенные после 1 января 2013 года, должны учитываться по новым правилам.
Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 3, март 2013 г.
Начать дискуссию