Учет расходов

Учет расходов на размен и доставку денежных знаков Банка России

Каков порядок отражения расходов на размен и доставку денежных знаков Банка России в бухгалтерском учете и при исчислении налога на прибыль? Размен и доставка денежных знаков Банка России связаны непосредственно с видом деятельности организации - гостиничное хозяйство и сопутствующие ему услуги.
Учет расходов на размен и доставку денежных знаков Банка России
Марина Пивоварова и Елена Мельникова, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Как учесть расходы на размен и доставку денежных знаков Банка России при исчислении налога на прибыль? Об этом, а также об отражении расходов, связанных с оплатой услуг кредитных организаций, в бухгалтерском учете рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Марина Пивоварова и Елена Мельникова.

Каков порядок отражения расходов на размен и доставку денежных знаков Банка России в бухгалтерском учете и при исчислении налога на прибыль? Размен и доставка денежных знаков Банка России связаны непосредственно с видом деятельности организации - гостиничное хозяйство и сопутствующие ему услуги.

Налоговый учет

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Перечень банковских операций определен ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) и является закрытым.

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой этой статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Согласно ст. 30 Закона N 395-1 отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При заключении договоров кредитные организации и их клиенты вправе самостоятельно определить конкретный перечень осуществляемых кредитными организациями в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 395-1 банковских операций и сделок (оказываемых ими банковских услуг), за которые взимается отдельная плата, а также стоимость и необходимые условия их осуществления (оказания).

При этом в ст. 5 Закона N 395-1 законодатель не выделил доставку (перевозку) наличных денежных средств.

Для ответа на вопрос, относится ли размен и доставка (перевозка) денежных знаков банка Банка России к банковским операциями, обратимся к Положению ЦБР от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П).

Как сказано в преамбуле этого Положения N 318-П, оно определяет порядок ведения кассовых операций с валютой РФ в виде банкнот и монеты Банка России при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.

Следует отметить, что перечисление через запятую понятий "перевозка наличных денежных средств" и "инкассация денежных средств" указывает на то, что законодатель разделил эти понятия.

В соответствии с абзацем 1 п. 1.5 Положения N 318-П под инкассацией наличных денег понимаются сбор, доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию и ее внутренние структурные подразделения с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях.

Перевозкой наличных денег является транспортировка принятых наличных денег в кредитной организации, ее внутренних структурных подразделениях, учреждениях Банка России и сдача их в кредитную организацию, ее внутренние структурные подразделения, учреждения Банка России или передача клиенту (абзац 2 п. 1.5 Положения N 318-П).

В отличие от инкассации наличных денег, операция по перевозке наличных денег не относится к банковским операциям и не требует лицензии Банка России, перевозку наличных денег могут осуществлять не только кредитные организации, их внутренние структурные подразделения, организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено, но и организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов (смотрите письмо ЦБР от 13.01.2009 N 29-1-2-5/44 "О перевозке наличных денег").

Перевозкой является вид деятельности, порядок осуществления которой регулируется договором перевозки, заключаемым в соответствии с главой 40 ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.

Пунктом 1.11 Положения ЦБР от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) установлено, что юридическое лицо обязано определить мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке. Полагаем, что стоимость такой услуги может быть признана в расходах при исчислении налога на прибыль. Но, так как перевозка наличных денежных средств не является банковской операцией, по нашему мнению, стоимость такой услуги отражается либо как иные расходы, связанные с производством или реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо как прочие внереализационные расходы (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) (подчеркнем, что согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты). Также рекомендуем ознакомиться с постановлениями ФАС Московского округа от 05.07.2011 N КА-А40/6294-11-2 и от 11.05.2011 N КА-А40/3913-11.

В отношении расходов по размену денежных знаков банка Банка России отметим следующее.

В п. 1.1 Положения N 318-П сказано, что кредитная организация (филиал), открытые в соответствии с нормативными актами Банка России внутренние структурные подразделения кредитной организации могут осуществлять следующие кассовые операции: прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.

Согласно п. 5.8 Положения N 318-П организациям предоставлено право размена как банкнот одного номинала на другой или на монеты Банка России, так и монет на банкноты. Положением N 318-П в услугу кредитной организации по обмену банкнот на монеты Банка России не входит доставка инкассаторской службой (заметим, что раздел 6.5 ранее действующего Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного 09.10.2002 N 199-П, данное условие предусматривал).

Так как данные расходы относятся к услугам банка и непосредственно связаны с производством и (или) реализацией, то, полагаем, такие расходы в большей степени относятся к прочим расходам при исчислении налога на прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ), а не к внереализационным, при условии соответствия этих затрат критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Бухгалтерский учет

Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, являются прочими расходами (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)). Такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной форме и иной форме или величине кредиторской задолженности (п.п. 6, 14.1 ПБУ 10/99).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (далее - План счетов), утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, эти расходы отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".

Расчеты с банком можно отражать с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

При этом следует сделать следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 51

- удержана сумма за доставку и размен денежных знаков Банка России;

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 76

- услуги банка за доставку и размен денежных знаков Банка России включены в состав расходов;

Дебет 19 Кредит 76

- отражен НДС, предъявленный банком;

Дебет 68 Кредит 19

- НДС, предъявленный банком, принят к вычету.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Начать дискуссию