Отчетность

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) за полугодие

В связи с тем, что в План счетов бухгалтерского учета были внесены изменения, несколько поменялся и порядок составления Отчета о прибылях и убытках. В нашей статье мы расскажем, как правильно заполнить этот документ.

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

В связи с тем, что в План счетов бухгалтерского учета были внесены изменения, несколько поменялся и порядок составления Отчета о прибылях и убытках. В нашей статье мы расскажем, как правильно заполнить этот документ.

Форма Отчета о прибылях и убытках утверждена приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». При его заполнении фирмам следует руководствоваться Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н.

Сдать Отчет должны все организации, за исключением тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Сделать это необходимо до 30 июля 2003 года (включительно).

Отчет состоит из четырех разделов:

  • доходы и расходы по обычным видам деятельности (строки 010–050);
  • операционные доходы и расходы (строки 060–100);
  • внереализационные доходы и расходы (строки 120–160);
  • чрезвычайные доходы и расходы (строки 170–180).

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

По строке 010 отражаются доходы, которые организация получила от обычных видов деятельности. Согласно ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, такими доходами считается выручка от продажи продукции и товаров, а также от выполненных работ или оказанных услуг. Все эти доходы отражаются по кредиту счета 90 «Продажи».

Напомним, что в Отчете выручка отражается без учета НДС, акцизов, экспортных пошлин и налога с продаж (дебетовый оборот по субсчетам 90-3, 90-4, 90-5, 90-6).

Если организация получила доходы от нескольких видов деятельности, то следует раскрыть строку 010 и заполнить строки 011–013. Отражать доходы по этим строкам следует, если они составляют не менее 5 процентов от общей суммы выручки. В противном случае выделять отдельно их не надо.

Иногда у организаций возникает вопрос, что следует считать обычными видами деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые указаны в ее уставе. Если же устав гласит, что организация «может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством», то подход немного другой. Тогда основной будет считаться та деятельность, доход от которой поступает регулярно и составляет 5 и более  процентов от общей суммы выручки.

По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» Отчета организация должна показать расходы по обычным видам деятельности. Причем отразить эту сумму следует в круглых скобках.

К таким расходам относятся затраты по изготовлению (приобретению) и продаже продукции (товаров), по выполнению работ и оказанию услуг. На это указано в пункте 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н.

Отражать в форме № 2 следует только расходы по товарам (работам, услугам), которые проданы в отчетном периоде.

Если организация отдельно показала различные виды доходов, то она должна отдельно отразить и расходы, которые связаны с их получением по строкам 021–023.

По строке 029 отражается валовая прибыль организации. Ее можно рассчитать по формуле:

Строка 029

=

Строка 010

Строка 020

Если результат отрицательный, то его показывают в круглых скобках.

По строке 030 отражаются коммерческие расходы организации. К ним относятся:

  • транспортные расходы, если они не включены в покупную стоимость товаров;
  • оплата погрузочно-разгрузочных работ;
  • расходы на тару и упаковку;
  • амортизация основных средств;
  • зарплата продавцов;
  • расходы на рекламу и т. д.

Сумма этих расходов отражается в круглых скобках. Источник для заполнения строки 030 – счет 44 «Расходы на продажу».

Строку 040 заполняют организации, которые списывают общехозяйственные расходы напрямую в дебет счета 90-2, минуя счет 20, то есть ведут учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости. Показатель этой строки отражается в круглых скобках.

Напомним, что к общехозяйственным расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, подготовку и переподготовку кадров, на оплату аудиторских, консультационных, информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация), а также представительские расходы. Они учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

По строке 050 отражается финансовый результат от основной деятельности организации (прибыль или убыток). Он определяется по формуле:

Строка 050

=

Строка 010

Строка 020

Строка 030

Строка 040

Причем убыток следует показывать в Отчете в круглых скобках.

Операционные доходы и расходы

Операционные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету предусмотрены субсчета 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Состав операционных доходов есть в ПБУ 10/99. К ним относятся следующие доходы:

  • от продажи основных средств и иного имущества организации, кроме денежных средств;
  • проценты, полученные по выданным займам;
  • прибыль, полученная по договору простого товарищества;
  • проценты за использование банком денежных средств организации, находящихся на счетах.

Кроме того, к операционным доходам также относятся поступления, которые не были указаны в составе доходов от обычных видов деятельности. Это могут быть доходы от сдачи имущества в аренду, от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, от участия в уставных капиталах других организаций.

Операционные доходы отражаются в Отчете в строках 060, 080 и 090.

Так, проценты к получению следует показать по строке 060. Доходы от участия в других организациях – по строке 080. Остальные операционные доходы – по строке 090.

Операционные расходы – это затраты, которые связаны с получением операционных доходов. Кроме того, к ним относятся:

  • проценты, которые организация платит по кредитам и займам;
  • расходы по оплате услуг кредитных организаций;
  • отчисления в резервы (например, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и т. д.);
  • суммы налогов и сборов, относимые на финансовые результаты;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и других активов;
  • остаточная стоимость проданных основных средств и других амортизируемых активов и т. д.

Проценты к уплате надо указать по строке 070. Остальные операционные расходы – по строке 100. Все суммы операционных расходов отражаются в круглых скобках.

Последние изменения к Плану счетов частично коснулись и операционных доходов. Как уже было сказано, отчисления в резервы, в том числе и в резерв под снижение стоимости материальных ценностей, относятся к операционным расходам.

Однако в Инструкции по применению Плана счетов не было сказано, как отразить увеличение стоимости материальных запасов, под которые был создан резерв. Поэтому такое увеличение относили на уменьшение материальных расходов организации, то есть на счета 20, 23, 25, 44 и т. д. Это было предусмотрено в пункте 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Теперь же в Инструкции по применению плана счетов написали, что увеличение стоимости материально-производственных запасов, для которых создан резерв, следует относить к операционным доходам. В Отчете эта сумма отражается по строке 090.

Пример 1

На балансе ООО «Меркурий» на 31 декабря 2002 года числилось 10 000 пачек бумаги. Фактическая себестоимость одного рулона – 50 рублей. Таким образом, себестоимость всех пачек 500 000 рублей (10 000 х 50).

В начале 2003 года рыночная стоимость этой бумаги снизилась до 40 рублей за пачку. Поэтому «Меркурий» создал резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

В бухгалтерском учете при этом сделали проводку:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 14

– 100 000 рублей ((50 рублей – 40 рублей) х 10 000 пачек) – создан резерв под снижение стоимости бумаги;

В течение первого полугодия эта бумага в производстве не использовалась. В конце II квартала ее рыночная стоимость повысилась до 60 рублей и стала выше себестоимости. Поэтому бухгалтер списал весь ранее созданный резерв:

ДЕБЕТ 14   КРЕДИТ 91-1

– 100 000 рублей – списан ранее созданный резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

По строке 090 Отчета о прибылях и убытках за первое полугодие 2003 года «Меркурий» укажет списанную сумму резерва в размере 100 000 рублей.

Внереализационные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К счету 91 могут быть открыты субсчета: 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы» и т. д.

Внереализационные доходы отражаются по строке 120 Отчета. К ним относятся:

– активы, полученные безвозмездно;

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

– курсовые разницы;

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны должником или присуждены судом;

– суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

– сумма дооценки активов;

– прочие внереализационные доходы.

Внереализационные расходы отражаются по строке 130 Отчета в круглых скобках. К ним относятся:

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией или присуждены судом;

– курсовые разницы;

– убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

– суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания;

– сумма уценки активов;

– средства на благотворительную деятельность, спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера и другие аналогичные мероприятия и т. д.

По строке 140 Отчета надо указать прибыль или убыток организации. Определить эту сумму можно по формуле:

Строка 140

=

(строка 050 + строка 060 + строка 080 + строка 090 + строка 120)

(строка 070 + строка 100 + строка 130)

Если вы получили убыток, то он отражается в круглых скобках.

В строке 150 отражается сумма налога на прибыль, рассчитанная за полугодие 2003 года. Также в строке 150 указываются суммы штрафных санкций, которые были начислены организации за нарушения налогового законодательства.

Сумма всех платежей в бюджет отражается по строке 150 в круглых скобках.

Однако у бухгалтеров возникает вопрос, какой налог на прибыль следует указать: налог на так называемую бухгалтерскую прибыль или на прибыль по данным налогового учета?

В пункте 24 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, сказано следующее. В отчете о прибылях и убытках отражаются:

– постоянные налоговые обязательства;

– отложенные налоговые активы;

– отложенные налоговые обязательства;

– текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток), то есть налог или убыток, который вы рассчитали по данным налогового учета.

Но новой формы Отчета о прибылях и убытках, в которой были бы предусмотрены эти показатели, пока нет. Поэтому, по нашему мнению, организация может поступить следующим образом. Либо ввести в старую форму дополнительные строки и указать в них все требуемые показатели, либо просто отразить в строке 150 текущий налог на прибыль. Еще раз отметим, что его сумма должна соответствовать сумме налога в декларации по налогу на прибыль.

По строке 160 отражается финансовый результат от обычной деятельности. Его можно рассчитать по формуле:

Строка 160

=

Cтрока 140

Cтрока 150

Чрезвычайные доходы и расходы

В бухгалтерском учете организации отражают свои чрезвычайные расходы и доходы на счете 99 «Прибыли и убытки».

Чрезвычайные доходы отражаются по строке 170 Отчета.

К ним относятся поступления в результате чрезвычайных обстоятельств, таких как стихийное бедствие, пожар, авария, и т. д. К таким поступлениям относятся: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, которые остались от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.

Чрезвычайные расходы – это потери, полученные в результате тех же чрезвычайных обстоятельств. Они отражаются по строке 180 в круглых скобках.

По строке 190 организация должна показать свою чистую прибыль или убыток за полугодие 2003 года. Ее можно определить по формуле:

Строка 190

=

Cтрока 160

+

Cтрока 170

Cтрока 180

Начать дискуссию