Все больше людей задумываются над последствиями получения заработной платы в конвертах. И этому есть логичное объяснение. Лет 15 назад зарплата в конверте была делом само собой разумеющимся. Сегодня же, с введением институтов контроля за доходами (и особенно расходами отдельных категорий граждан), предложениями по ужесточению правил оборота наличных денежных средств, спорами о дальнейших контурах пенсионной системы, наши соотечественники стали понимать, что пора легализовываться.
На состоявшемся в марте 2013 года совещании по вопросу мобилизации дополнительных доходов Федерального бюджета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обратил внимание участников на необходимость эффективных мер по легализации зарплат. Ведь зарплата в конверте, в конечном счете, снижает возможности бюджета и в будущем лишает работников пенсий. Поэтому данный вопрос не только правовой, но и психологический, а налоговая система должна настраивать налогоплательщиков на получение «белых» зарплат.
Привлечение дополнительных доходов в бюджет является весьма актуальным, так как для реализации намеченных социальных инициатив государственной казне в 2013 году может не хватить 500 млрд рублей. В такой ситуации принятие дополнительных мер по соблюдению налоговой и финансовой дисциплины занимает далеко не последнее место. А учитывая высокий потенциал серого сектора зарплат (здесь различного рода страховые схемы и просто выплата наличными), можно предположить, что внимание на него было обращено не случайно.
Реализовать привлечение средств в бюджет помимо мер законодательного и организационного характера могут и меры налогового контроля. Не случайно еще в мае 2012 года ФНС России внесла изменения в концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, предусмотрев, что жалобы и заявления граждан, юридических лиц и правоохранительных органов о выплатах зарплат в конвертах могут стать поводом для визита налоговиков в организацию. Напомню, что ранее одним из критериев риска быть проверенным, была выплата зарплат на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе.
Вопрос получения заплаты в конверте напрямую коррелирует с уровнем правовой и налоговой культуры отдельно взятого человека. Понятно, что долг велит пойти навстречу своему работодателю; что пенсия будет в далеко обозримом будущем, а деньги вот они – сегодня, здесь и сейчас. Однако осознание того, что ты являешься частью серого сектора экономики и помимо этого помогаешь уклоняться от уплаты налогов и страховых взносов организации (что в свою очередь ставит ее в неравные конкурентные условия на рынке и влечет еще целый ряд негативных последствий), не может не настораживать.
В конце марта 2013 года социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru., используя 8,5-миллионную базу соискателей, провели исследование, согласно которому количество наших сограждан, готовых получать зарплату в конвертах, ежегодно уменьшается. Так, если в 2009 году 60% опрошенных не отказались бы от неофициальной зарплаты, то в 2011 уже 51%, а в этом году и вовсе 47%.
Если обратиться к возрастным и гендерным аспектам исследования, то менее законопослушны мужчины - 54% (против 39% женщин). Готовы нарушить трудовое и налоговое законодательство и большинство молодых людей в возрасте до 24 лет – 52%. Категорически не согласны получать серую зарплату 31 % опрошенных.
Позволю не согласиться с мнением некоторых экспертов, которые говорят, что трудно убедить предпринимателей не платить заработную плату работникам в конвертах, если основные доходы чиновников – серые и непрозрачные. Мне кажется, в любой ситуации надо начинать с себя. А не платить налоги и страховые взносы государству по той простой причине, что какой-то там чиновник поехал отдыхать в свой собственный дом за границей, по меньшей мере, странно. Бесспорно, проблема социальной справедливости более чем актуальна и востребована обществом. Но решать ее должно само государство. Тем более, что вопрос контроля за прозрачностью доходов и расходов чиновников на сегодня решен.
Обеление объемов получаемых денежных средств и переведение их в безналичную форму может простимулировать и имеющиеся на сегодняшний день инициативы в сфере развития национальной платежной системы. Стратегия призвана повышать доверие жителей страны к платежным услугам, решать проблему безопасности электронных платежей, бороться с несанкционированными операциями по картам, снижать риски нарушения защиты информации.
Кроме того, у всех на слуху законопроект, согласно которому вскоре наличные платежи предполагается ограничить суммой в 600 тысяч рублей. Напомню, что сегодня только 52% россиян используют для расчетов пластиковые карты, коих на 1 января 2013 года в России было выпущено 240 миллионов. А 48% в день зарплаты просто снимают всю наличность, опасаясь или не доверяя своему электронному кошельку.
Настораживает и еще один аспект данной проблемы. Правительственные эксперты подсчитали, что из 87 млн человек трудоспособного населения страны социальные налоги уплачивают лишь 48 млн человек. Вопросом, куда делась практически половина потенциальных налогоплательщиков с ноября прошлого года, задаются многие эксперты и журналисты. Я думаю, верным в данной дискуссии является лишь тезис, что многие за себя не доплачивают, равно как и информация самого предпринимательского сообщества о том, что доля серых зарплат в России составляет 50%.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что пенсионная система, финансируемая за счет страховых взносов, забуксовала. Понятно, что взоры ответственных лиц устремились в сторону повышения уровня налогообложения малого и среднего бизнеса. По закону все в этом мире компенсируется.
Вполне логично выглядят и предложения о предоставлении выбора тем, кто получает серые зарплаты: платить как все или в итоге получать сокращенную пенсию. Таким образом, вопрос сводится к фразе в классическом жанре: сегодня налоги, завтра пенсия или сегодня деньги, а завтра рассчитывай сам на себя.
А вы на чьей стороне?
Комментарии
9Товарищ в очередной раз продемонстрировал свою некомпетентность. Ну тупо пукнул в небо.
Тенденция к снижению доли серых зарплат имела место вплоть до 2009 года. С 2010 года (когда малому бизнесу подняли взносы с 14 до 34% от ФОТ) в тень ушли даже те, кто из нее вышел с начала 2000-х. А с 2013 эта доля еще увеличилась за счет ухода в тень ИПшников.
Теперь, чтобы вернуться хотя бы в состояние 2009 года, нужны нереальные усилия: прежде всего единая ставка взносов (не более 20%) для всех зарплат без лимитов; снижение фиксированного взноса для ИПшников; отмена систем налогобложения в виде ЕНВД и УСН 6%. НО все это только в совокупности за рельным контролем расходов бюджетов, ПФР и зароплат чиновников и работников госмонополий.
А то, что премьер или кто угодно еще что-то где-то сказал - всем плевать. Никто не слушает и не верит. Надоело.
Меня больше всего пугает неопределённость. Точнее - определённость в том, что завтра будет хуже. Неясно одно - насколько хуже. Если бы правительство объявило правила игры, и заявило, что эти правила сохранятся не 1-2 года, а 25-30 лет, вот тогда, возможно, доверие людей к чиновьичьим играм и вернулось бы... И то не сразу...