Экономика России

Сегодня деньги, завтра стулья?

Все больше людей задумываются над последствиями получения заработной платы в конвертах. И этому есть логичное объяснение. Лет 15 назад зарплата в конверте была делом само собой разумеющимся. Сегодня же, с введением институтов контроля за доходами (и особенно расходами отдельных категорий граждан), предложениями по ужесточению правил оборота наличных денежных средств, спорами о дальнейших контурах пенсионной системы, наши соотечественники стали понимать, что пора легализовываться.
Сегодня деньги, завтра стулья?
Иван Соловьев, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ

Все больше людей задумываются над последствиями получения заработной платы в конвертах. И этому есть логичное объяснение. Лет 15 назад зарплата в конверте была делом само собой разумеющимся. Сегодня же, с введением институтов контроля за доходами (и особенно расходами отдельных категорий граждан), предложениями по ужесточению правил оборота наличных денежных средств, спорами о дальнейших контурах пенсионной системы, наши соотечественники стали понимать, что пора легализовываться.

На состоявшемся в марте 2013 года совещании по вопросу мобилизации дополнительных доходов Федерального бюджета премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обратил внимание участников на необходимость эффективных мер по легализации зарплат. Ведь зарплата в конверте, в конечном счете, снижает возможности бюджета и в будущем лишает работников пенсий. Поэтому данный вопрос не только правовой, но и психологический, а налоговая система должна настраивать налогоплательщиков на получение «белых» зарплат.

Привлечение дополнительных доходов в бюджет является весьма актуальным, так как для реализации намеченных социальных инициатив государственной казне в 2013 году может не хватить 500 млрд рублей. В такой ситуации принятие дополнительных мер по соблюдению налоговой и финансовой дисциплины занимает далеко не последнее место. А учитывая высокий потенциал серого сектора зарплат (здесь различного рода страховые схемы и просто выплата наличными), можно предположить, что внимание на него было обращено не случайно.

Реализовать привлечение средств в бюджет помимо мер законодательного и организационного характера могут и меры налогового контроля. Не случайно еще в мае 2012 года ФНС России внесла изменения в концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, предусмотрев, что жалобы и заявления граждан, юридических лиц и правоохранительных органов о выплатах зарплат в конвертах могут стать поводом для визита налоговиков в организацию. Напомню, что ранее одним из критериев риска быть проверенным, была выплата зарплат на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе.

Вопрос получения заплаты в конверте напрямую коррелирует с уровнем правовой и налоговой культуры отдельно взятого человека. Понятно, что долг велит пойти навстречу своему работодателю; что пенсия будет в далеко обозримом будущем, а деньги вот они – сегодня, здесь и сейчас. Однако осознание того, что ты являешься частью серого сектора экономики и помимо этого помогаешь уклоняться от уплаты налогов и страховых взносов организации (что в свою очередь ставит ее в неравные конкурентные условия на рынке и влечет еще целый ряд негативных последствий), не может не настораживать.

В конце марта 2013 года социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru., используя 8,5-миллионную базу соискателей, провели исследование, согласно которому количество наших сограждан, готовых получать зарплату в конвертах, ежегодно уменьшается. Так, если в 2009 году 60% опрошенных не отказались бы от неофициальной зарплаты, то в 2011 уже 51%, а в этом году и вовсе 47%.

Если обратиться к возрастным и гендерным аспектам исследования, то менее законопослушны мужчины - 54% (против 39% женщин). Готовы нарушить трудовое и налоговое законодательство и большинство молодых людей в возрасте до 24 лет – 52%. Категорически не согласны получать серую зарплату 31 % опрошенных.

Позволю не согласиться с мнением некоторых экспертов, которые говорят, что трудно убедить предпринимателей не платить заработную плату работникам в конвертах, если основные доходы чиновников – серые и непрозрачные. Мне кажется, в любой ситуации надо начинать с себя. А не платить налоги и страховые взносы государству по той простой причине, что какой-то там чиновник поехал отдыхать в свой собственный дом за границей, по меньшей мере, странно. Бесспорно, проблема социальной справедливости более чем актуальна и востребована обществом. Но решать ее должно само государство. Тем более, что вопрос контроля за прозрачностью доходов и расходов чиновников на сегодня решен.

Обеление объемов получаемых денежных средств и переведение их в безналичную форму может простимулировать и имеющиеся на сегодняшний день инициативы в сфере развития национальной платежной системы. Стратегия призвана повышать доверие жителей страны к платежным услугам, решать проблему безопасности электронных платежей, бороться с несанкционированными операциями по картам, снижать риски нарушения защиты информации.

Кроме того, у всех на слуху законопроект, согласно которому вскоре наличные платежи предполагается ограничить суммой в 600 тысяч рублей. Напомню, что сегодня только 52% россиян используют для расчетов пластиковые карты, коих на 1 января 2013 года в России было выпущено 240 миллионов. А 48% в день зарплаты просто снимают всю наличность, опасаясь или не доверяя своему электронному кошельку.

Настораживает и еще один аспект данной проблемы. Правительственные эксперты подсчитали, что из 87 млн человек трудоспособного населения страны социальные налоги уплачивают лишь 48 млн человек. Вопросом, куда делась практически половина потенциальных налогоплательщиков с ноября прошлого года, задаются многие эксперты и журналисты. Я думаю, верным в данной дискуссии является лишь тезис, что многие за себя не доплачивают, равно как и информация самого предпринимательского сообщества о том, что доля серых зарплат в России составляет 50%.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что пенсионная система, финансируемая за счет страховых взносов, забуксовала. Понятно, что взоры ответственных лиц устремились в сторону повышения уровня налогообложения малого и среднего бизнеса. По закону все в этом мире компенсируется.

Вполне логично выглядят и предложения о предоставлении выбора тем, кто получает серые зарплаты: платить как все или в итоге получать сокращенную пенсию. Таким образом, вопрос сводится к фразе в классическом жанре: сегодня налоги, завтра пенсия или сегодня деньги, а завтра рассчитывай сам на себя.

А вы на чьей стороне?

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

9
  • Темная
    У меня родители не дожили до пенсии . Жили куда спокойнее,чем мы живем последние 20 лет, и все равно здоровье подвело. А меня на сколько хватит?

  • Евгений

    Товарищ в очередной раз продемонстрировал свою некомпетентность. Ну тупо пукнул в небо.

    Тенденция к снижению доли серых зарплат имела место вплоть до 2009 года. С 2010 года (когда малому бизнесу подняли взносы с 14 до 34% от ФОТ) в тень ушли даже те, кто из нее вышел с начала 2000-х. А с 2013 эта доля еще увеличилась за счет ухода в тень ИПшников.

    Теперь, чтобы вернуться хотя бы в состояние 2009 года, нужны нереальные усилия: прежде всего единая ставка взносов (не более 20%) для всех зарплат без лимитов; снижение фиксированного взноса для ИПшников; отмена систем налогобложения в виде ЕНВД и УСН 6%. НО все это только в совокупности за рельным контролем расходов бюджетов, ПФР и зароплат чиновников и работников госмонополий.

    А то, что премьер или кто угодно еще что-то где-то сказал - всем плевать. Никто не слушает и не верит. Надоело.

  • Юрий Пасечников

    Меня больше всего пугает неопределённость. Точнее - определённость в том, что завтра будет хуже. Неясно одно - насколько хуже. Если бы правительство объявило правила игры, и заявило, что эти правила сохранятся не 1-2 года, а 25-30 лет, вот тогда, возможно, доверие людей к чиновьичьим играм и вернулось бы... И то не сразу...