Рейтинг составлен по рекомендациям чиновников Минфина и ФНС, а также совместно с налоговыми консультантами, главбухами, юристами и директорами компаний.
Идея №1. Как не платить дополнительные страховые взносы за вредные условия труда
в чем экономия Страховые взносы
на чем основана идея Определение КС РФ от 09.04.02 № 68-О, постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.08 № 2340/08
С этого года компании должны начислять дополнительные страховые взносы на всю сумму выплат в пользу некоторых категорий работников. В частности, занятых на вредных производствах и работающих в тяжелых условиях труда. Однако по результатам специальной оценки условий труда такие взносы могут не уплачиваться (п. 1, 3, 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).
Порядок этой оценки устанавливается федеральным законом, который пока не принят. В аналогичных случаях суды часто встают на сторону компаний (определение КСРФот 09.04.02 №68-О и постановление Президиума ВАС РФот24.06.08 №2340/08).
Отсутствие нормативных актов, которые должны быть приняты в соответствии с законом, не должно ограничивать права хозяйствующих субъектов. Значит, компания уже сейчас может самостоятельно провести аттестацию в порядке, закрепленном в коллективном договоре, привлечь экспертов. И в случае признания условий труда нормальными сможет обосновать, что не обязана уплачивать дополнительные страховые взносы.
Идеей поделилась Дарья Климанова, налоговый консультант
Как оценили безопасность идеи чиновники, эксперты и практики
чиновник, Вартан Мелконян, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
«На мой взгляд, отсутствие судебного прецедента по данному вопросу, скорее всего, натолкнет контролеров на углубленную проверку и анализ причин неуплаты спорных взносов. А значит и методика аттестации рабочих мест может быть подвергнута, пусть и оспариваемым, но сомнениям».
эксперт, Елизавета Скаковская, руководитель налоговой практики консалтинговой группы «Синэ куа нон»:
«Идея основана на духе закона. А проверяющие, как правило, руководствуются его буквой. Поэтому самостоятельно освободиться от уплаты страховых взносов компаниям не удастся. Как и урегулировать конфликт с фондом по данному вопросу на досудебном уровне».
практик, Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Стройкомпозит-Спецматериалы»:
«Поскольку законодательно закрепленного порядка аттестации на сегодняшний день нет, то компании могут проводить ее самостоятельно. Целесообразно привлечение экспертов. На основании их заключения о том, что условия труда нормальные, дополнительные взносы платить не придется».
Идея №2. Как отсрочить доплату НДФЛ в отношении дивидендов
в чем экономия НДФЛ
на чем основана идея Пункты 1, 3, 4 статьи 224, пункты 1, 5 статьи 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19.03.09 № ШС-22-3/210@
Если компания выплачивает промежуточные дивиденды, по итогам года может возникнуть необходимость начислить получателям дохода НДФЛ, исходя из ставки 13 или 30 процентов вместо 9 или 15. Но есть возможность отложить эту неприятную процедуру более чем на год.
Возникает подобная ситуация, если чистая прибыль по итогам года оказалась меньше, чем уже распределенная. О невозможности доудержать НДФЛ компания должна уведомить налоговиков в срок не позднее месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства (п. 1, 3, 4 ст. 224, п. 1, 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19.03.09 № ШС-22-3/210@).
Но ведь известно о несоответствии чистой прибыли сумме уже распределенных дивидендов становится только после утверждения годовой бухгалтерской отчетности общим собранием учредителей. А собрать его можно никак не ранее даты подготовки отчетности – 90 дней с окончания года. До этого момента все выплаченные суммы являются дивидендами. Следовательно, известить налоговиков компания должна до 31 января следующего года.
Идеей поделился Арвидас Люцис, финансовый директор
Как оценили безопасность идеи чиновники, эксперты и практики
чиновник, Кирилл Котов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
«Если физлица будут получать аналогичные доходы и в дальнейшем, то налоговый агент из таких сумм добирает сумму НДФЛ. Перерасчет не нужен, если на сумму переплаченных дивидендов уменьшат сумму промежуточных дивидендов, выплачиваемых в следующем году».
эксперт, Елизавета Скаковская, руководитель налоговой практики консалтинговой группы «Синэ куа нон»:
«Затягивать с уведомлением нецелесообразно. Если удержать НДФЛ невозможно, то налоговый агент обязан сообщить об этом в инспекцию в любом случае. А если в течение года компания будет перечислять физлицу доходы, то следует доудержать НДФЛ».
Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Стройкомпозит-Спецматериалы»:
«Идея интересная. На сегодняшний день можно воспользоваться. Большой судебной практики пока нет. Но со временем можно ожидать, что будут выпущены письма, разъяснения и внесены изменения в статьи Налогового кодекса не в пользу получателей дивидендов».
Идея №3. Как безопасно закупать товары у сомнительных контрагентов
в чем экономия НДС, налог на прибыль
на чем основана идея Постановления ФАС Северо-Западного от 15.11.12 № А521635/2012, Центрального от 07.07.09 № А64-578/08-26 округов
Претензии налоговиков по поводу связей компании с однодневками можно обойти с помощью подотчетных лиц. Работник компании не в состоянии квалифицированно проверить своего розничного контрагента. Если он представил кассовый и товарный чеки, работник может считать, что контрагент добросовестный.
Подотчетное лицо отчитывается на основании этих документов и авансового отчета – у компании есть основания для признания расходов и вычета НДС, если его сумма выделена в чеке ККТ (п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 172, п. 7 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.08 № 17718/07, определения КС РФ от 02.10.03 № 384-О, ВАС РФ от 22.10.08 № 13065/08, от 05.03.08 № 17718/07, от 23.10.07 № 12953/07).
Если впоследствии выяснится, что продавец существует только на бумаге или является однодневкой, то обвинить компанию в неосмотрительности невозможно. Суды в аналогичных случаях встают на сторону налогоплательщика (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 15.11.12 №А52-1635/2012, Центрального от 07.07.09 № А64-578/08-26, Поволжского от 17.08.10 № А55-9028/2009 округов).
Идеей поделился Николай Кривич, налоговый консультант
Как оценили безопасность идеи чиновники, эксперты и практики
чиновник, Светлана Сергеева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
«Приобретение товаров, работ и услуг осуществляется физлицом, которое лишено возможности заранее проверить правоспособность, налоговый учет продавцов и исполнителей. Поэтому при наличии надлежащего документального подтверждения таких сделок риск минимальный».
эксперт, Елизавета Скаковская, руководитель налоговой практики консалтинговой группы «Синэ куа нон»:
«Идея изначально направлена на незаконный уход от налогов. Такой порядок действий предполагает, что компания сомневается в контрагенте. “Экономия” будет незначительна, поскольку серьезный товарооборот через подотчетников не организовать».
практик, Оксана Костылева, главный бухгалтер ООО «Стройкомпозит-Спецматериалы»:
«Идея заслуживает внимания в отношении незначительных расходов. Но если суммы таких расходов будут велики, то возникнет подозрение об искусственном создании затрат. Тем более что интернет доступен в любом городе, значит, есть возможность проверить контрагента».
Идея №4. Как доказать реальность сделки Положением об уничтожении электронной переписки
в чем экономия Налог на прибыль, НДС
на чем основана идея Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.01.13 № А40-26457/12-99-124
Часто налоговики сомневаются в реальности сделки, в том числе и из-за того, что неизвестно, как стороны контактировали между собой при исполнении обязательств. Ведь никаких письменных свидетельств общения не сохранилось. В этом случае руководство компании всегда может сослаться на то, что общение осуществлялось по электронной почте. А переписка не сохранилась по причине того, что внутреннее положение о порядке уничтожения устаревшей информации предписывает удалять ее в течение нескольких месяцев.
Подобные аргументы вполне благосклонно воспринимаются арбитражными судами. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 31.03.13 № А40-26457/12-99-124 пришел к выводу о том, что если компания не представила электронную переписку с контрагентом, то это еще не повод усомниться в реальности хозяйственных операций. Ведь в соответствии с внутренними документами налогоплательщика виртуальные письма могут удаляться по истечении конкретного срока после исполнения договора. При этом реальность сделки подтверждена представленными первичными документами.
Идеей поделилась Светлана Андреева, главный бухгалтер
Как оценили безопасность идеи чиновники, эксперты и практики
чиновник, Светлана Сергеева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
«Отсутствие электронной переписки фискалы будут рассматривать в совокупности с наличием других сомнительных признаков. Поэтому если у контрагентов не имеется, к примеру, материальных и трудовых ресурсов, то контролеры попытаются обратить ситуацию в свою пользу».
эксперт, Александр Москалев, управляющий партнер юридического центра «АТЛАНТ»:
«Да, наличие указанного положения объяснит факт отсутствия писем. Но если у компании не будет других доказательств, подтверждающих реальность сделки, то контролеры не примут такой аргумент в качестве существенного. И компании придется отстаивать свою позицию в суде».
практик, Аэлита Жукова, главный бухгалтер ООО «Средства Промышленной Безопасности Труда»:
«Да, отсутствие виртуальной переписки можно обосновать с помощью такого внутреннего положения. Также для снижения рисков в этот документ есть смысл включить пункт, который регламентирует уничтожение неиспользуемых электронных адресов».
Идея № 5. Как снизить доначисления в связи с приобретением товара у однодневки
в чем экономия Налог на прибыль, НДС, НДФЛ
на чем основана идея Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.11.12 № Ф09-10545/12
Если компанию справедливо обвинили в связях с однодневками, то у нее есть возможность снизить свои потери. Для этого ей необходимо провести собственное расследование по выявлению реальных поставщиков сомнительных контрагентов. И оформить первичные документы непосредственно с ними.
В одном из дел, рассмотренных Федеральным арбитражным судом Уральского округа, предприниматель выяснил, что сомнительный контрагент перепродавал ему товар по завышенной цене, закупая его у других поставщиков. Тогда ИП уже после окончания выездной проверки представил первичные документы от реальных поставщиков с указанием тех же товаров, которые он получал у однодневок (постановление от23.11.12 № Ф09-10545/12). И потребовал учесть эти уменьшенные суммы в целях исчисления налогов. В итоге проверяющие исчислили сумму недоимки с учетом вновь представленных ИП документов.
Таким образом, чтобы снизить доначисления по факту приобретения товаров, работ, услуг у однодневок, компании нужно получить реальные документы у поставщиков такого недобросовестного контрагента и показать их налоговикам.
Идеей поделился Владислав Щенищев, налоговый консультант
Как оценили безопасность идеи чиновники, эксперты и практики
чиновник, Виталий Цыганков, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:
«Предоставление нового комплекта документов непременно вызовет подозрения у контролеров. В то же время если поставка реальна, то проверяющие должны определять обязанность налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания спорных операций».
эксперт, Александр Москалев, управляющий партнер юридического центра «АТЛАНТ»:
«При построении такой линии защиты налогоплательщику необходимо будет урегулировать вопрос взаиморасчетов с реальным поставщиком. При этом если представить первичку на стадии возражений или при подаче апелляционной жалобы, то спор может завершиться успешно».
практик, Аэлита Жукова, главный бухгалтер ООО «Средства Промышленной Безопасности Труда»:
«Компаниям не стоит рассчитывать на повторение подобного пересчета. Думаю, представить новый комплект первички нужно сразу после получения акта выездной проверки и попросить о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Начать дискуссию