Налоговые проверки

Камеральная проверка отчетности

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Данная процедура проводится в отношении подаваемых в ИФНС деклараций и расчетов. И, как любое налоговое мероприятие, камеральная проверка имеет свои особенности, правила и сроки, знание которых часто помогает сохранить душевное спокойствие при общении с контролерами, а иногда и избежать некоторых негативных последствий для бизнеса.
Камеральная проверка отчетности
На фото Маргарита Гриня, заместитель директора по вопросам консалтинга интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Данная процедура проводится в отношении подаваемых в ИФНС деклараций и расчетов. И, как любое налоговое мероприятие, камеральная проверка имеет свои особенности, правила и сроки, знание которых часто помогает сохранить душевное спокойствие при общении с контролерами, а иногда и избежать некоторых негативных последствий для бизнеса.

Начало проверки

Итак, цель камеральной проверки, как это следует из положений статьи 87 Налогового кодекса - определить, насколько точно организация или предприниматель соблюдают налоговое законодательство. Контролеры должны приступить к процедуре на следующий день после получения расчета или декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Никакого специального распоряжения для этого не требуется.

В отличие от выездной проверки, которая, проводится, как правило, по месту нахождения компании, камеральная проверка происходит непосредственно в инспекции. Кстати, бизнесмены могут и не знать, что поданная декларация в данный момент проверяется, поскольку никаких извещений об этом не направляется. Следует помнить, что камеральная проверка проводится в отношении всех отчетов, поступающих в инспекцию (письмо ФНС России от 18 декабря 2005 года № 06-1-04/648).

Если требуют документы

В обычных случаях одной декларации для проверки достаточно, инспекторы не вправе требовать дополнительные документы. Естественно из этого правила есть исключения, к которым относится, например, применение льгот по проверяемому налогу или возмещение из бюджета НДС – в этих случаях декларация фактически должна сопровождаться пакетом бумаг, подтверждающих налоговые расчеты.

Во всех прочих ситуациях запросить документы, подтверждающие те или иные суммы, контролеры могут, только если обнаружат в отчете какие-либо нестыковки. Причем требовать информацию о деятельности фирмы инспекторы вправе как у нее самой, так и у ее контрагентов.

Порядок истребования документов прописан в статье 93 Налогового кодекса. Требование о представлении документов вручается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку или направляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В документе содержится вся информация, в связи с чем производится проверка, какие документы необходимо предоставить в подтверждение той или иной цифры.

Контролеры вправе в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов, но в большинстве случаев в этом нет нужды. Документы для отправки в ИФНС оформляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Отвозит их в инспекцию лично представитель организации, либо же они могут быть направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Срок представления документов по требованию - 10 дней со дня получения соответствующего требования в обычных случаях и 20 дней - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков.

В случае, если проверяемый не имеет возможности исполнить требование о представлении документов в установленный срок, он должен письменно уведомить об этом инспекцию в течение одного дня. В уведомлении также необходимо указать причины, по которым документы не могут быть предоставлены. Затем, течение двух дней со дня получения уведомления руководитель ИФНС вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении. И в том, и в другом случае результат фиксируется отдельным решением.

А вот игнорирование требования инспекторов или несоблюдение сроков представления запрашиваемых документов влечет за собой штраф, предусмотренный статьей 126 Налогового кодека – 200 рублей за каждый не представленный документ. И при самом неблагоприятном развитие событий налоговый орган может произвести выемку интересующих их документов. Такая возможность предусмотрена в статье 94 Налогового кодекса.

Сроки проверки

Камеральная проверка должна быть завершена не позднее трех месяцев с даты, следующей за днем представления отчетности. Об этом говорится в пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса. По окончании этого срока контролеры уже не могут требовать какие-либо подтверждающие расчеты документы. Данную позицию разделяет и Минфин России (письмо от 18 февраля 2009 года № 03-02-07/1-75), и Высший Арбитражный Суд (постановление Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 года № 10349/09). Продление трехмесячного срока камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Кроме того, контролеры не могут приостанавливать начавшуюся проверку с тем чтобы, возобновив ее спустя какое-то время, отодвинуть срок ее окончания.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что уже за пределами трехмесячного срока в процессе рассмотрения материалов проверки руководителем ИФНС, последний может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. И соответственно в рамках этой отдельной процедуры инспекторы снова получают право истребовать документы у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ), а также допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ) или назначать экспертизу (ст. 95 НК РФ). Срок данных мероприятий не должен превышать одного или двух месяцев (последнее - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). В решении о назначении таких мероприятий указываются вызвавшие их обстоятельства, а также конкретная форма их проведения.

А что в результате?

Если в ходе камеральной проверки нарушений законодательства не обнаружено, то инспекторы никаких итоговых документов о результатах контроля не составляют. Опять же исключение с НДС: при применении заявительного порядка возмещения налога в случае, если нарушения выявлены не были, налоговый орган в течение семи дней после окончания проверки должен уведомить об этом налогоплательщика (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

По-другому обстоят дела в ситуациях, когда налогоплательщик допустил нарушения законодательства. При обнаружении таких фактов проверяющий должен составить акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 и п. 1 ст. 100 НК РФ). Будет ли составляться акт камеральной налоговой проверки, к примеру, если выявлены нарушения, которые не привели к занижению сумм налога? Да, акт составляется в каждом случае, когда устанавливается факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах. При этом не играет роли обнаружена недоимка по налогу или нет, кодекс подобного условия не оговаривает.

Акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки по форме утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2006 год № САЭ-3-06/892@ (в редакции от 23 июля 2012 года). В нем согласно требованиям пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса, указываются сведения о проверяемом лице, деталях поверки, приводится список представленных документов и прочая относящаяся к делу информация. У инспекторов есть 5 дней с даты подписания акта на то, чтобы вручить его проверяемому. К акту проверки прилагаются документы, подтверждающие выявленные нарушения. Это могут быть копии документов и материалов, собранных в ходе проверки (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы и т.п.). А вот документы, полученные инспекцией от самого налогоплательщика к акту не прилагаются (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

После получения акта камеральной проверки у налогоплательщика есть 15 дней для предоставления своих письменных возражений (если таковые есть) в отношении информации, изложенной в документе. Несогласие может быть как в отношении фактов и выводов, отраженных в акте, так и в отношении действий инспекторов и нарушения ваших прав в ходе налоговой проверки. Возражения – это право налогоплательщика, то есть вы не обязаны их направлять, а свои пояснения можно озвучить в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

После истечения 15-дневного срока, у инспекторов будет десять дней для рассмотрения материалов проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности или об отказе в привлечении (письмо Минфина России от 15 июля 2010 г. № 03-02-07/1-331). Даже если ошибки в декларации были допущены, но контролеры по каким-то причинам не потрудились составить акт камеральной проверки, либо допустили нарушения установленного порядка при его составлении или не пригласили налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки - любой просчет инспекторов может стать основанием для отмены решения о привлечении к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ). Правда добиваться этого придется, скорее всего, через суд. Учтите, если вы не согласны с решением, принятым инспекцией, то прежде чем обжаловать его в суде, необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Комментарии

4
  • Константин_50



    И к чему здесь раздел «если требуют документы»?

    Вообще то, пунктом 7 ст. 88 НК предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый
    орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом. И ст. 93 НК здесь совсем не причем.



  • Над. К

    Цитата:
    "И к чему здесь раздел «если требуют документы»? "

    Ну вообще-то там написано к чему :)

  • Константин_50

    Цитата:
    "запросить документы, подтверждающие те или иные суммы, контролеры могут, только если обнаружат в отчете какие-либо нестыковки " - эта фраза из каких норм НК следует?