Налоговые проверки

Встречная проверка

Понятия встречной проверки в настоящее время в Налоговом кодексе РФ нет. Но это вовсе не означает, что такой способ получения информации не применяется на практике, причем довольно широко. Сведениями о партнерах компании делятся неохотно. О том, чем грозит строительной организации невыполнение требований налоговиков, – в нашей статье.

Нормативное регулирование

Прежде понятие встречной проверки содержалось в статье 87 Налогового кодекса РФ (см. редакцию от 2 февраля 2006 г.). Формулировка была такая: если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у од­ной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контр­агентом) продолжают называть встречной проверкой.

Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Рассмотрим подробнее, в чем же заключается так называемая встречная проверка, каковы ее особенности и какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации по ее результатам.

Предмет и цели проверки

Итак, встречная проверка в отличие от камеральной или выездной не является видом налоговой проверки.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2007 г. № ШТ-13-06/103@).

Сущность ее заключается в предоставлении компаниями информации друг о друге либо получении налоговиками необходимой информации от третьих лиц.

Целями проведения такой проверки являются:

– подтверждение реальности существования контрагента и совершенных налогоплательщиком операций;

– подтверждение совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

По результатам встречной проверки не выносится обязательных для налогоплательщика решений. Но полученные материалы используются в качестве доказательств совершения налоговых правонарушений.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку какой-либо организации, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).

Истребование документов (информации) может проводиться:

– в рамках выездной либо камеральной налоговой проверки;

– в рамках дополнительных мероприя­тий налогового контроля при рас­­смотрении материалов налоговой про­­­верки;

– вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Требование о представлении документов (информации) в порядке встречной проверки может быть направлено:

– контрагенту проверяемого налогоплательщика;

– иному лицу, которое располагает не­обходимыми для налоговиков документами (информацией), касающими­ся деятельности налогоплательщи­ка, в отношении которого проводится ­проверка (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Как видим, требование может быть направлено практически любому лицу.

Запрашиваемые документы

Установленного перечня документов, которые вправе затребовать налоговики в ходе встречной проверки, нет. Это могут быть любые бумаги, связанные с деятельностью проверяемой организации и ее партнеров: договоры, акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры, сведения о привлечении субподрядных организаций строительной компанией и др. Что подтверждает, например, постановление ФАС Уральского округа от 13 сентября 2011 г. № Ф09-5722/11. В нем рассмотрена­ ситуация, когда об­щество отказалось представить налоговому органу книгу продаж, считая ее своим внутренним документом, за что было оштрафовано инспекцией на 5000 руб. на основании пункта 2 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ.

Судьи поддержали налоговиков, согласившись с тем, что книга продаж может содержать сведения о хозяйственных операциях проверяемого налогоплательщика. Определением ВАС РФ от 19 января 2012 г. № ВАС-17466/11 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Из-за того что перечень документов четко не определен, возможны споры. Надо отметить, что суд в каждом конк­ретном случае будет выяснять реальную связь истребованных документов (информации) с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Однако ар­битражная практика складывается в пользу проверяющих (постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2010 г. № А56-43641/2009, ФАС Центрального округа от 11 сентября 2008 г. по делу № А09-844/2008-16, ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г. № Ф09-3423/08-С3).

Так что строительной компании, если инспекция затребует у нее какие-либо документы о контрагенте, следует отнестись к этому внимательно.

Причем налоговики вправе запросить у организации документы (сведения), касающиеся не только проверяемого налогоплательщика, но и лиц, не состоящих с ним в договорных отношениях, если эти документы связаны с осуществляемой им деятельностью.

В частности, такими третьими лицами могут быть субподрядчики. Они хотя и не состоят в договорных отношениях с заказчиком по договору строительного подряда, однако документы, оформляемые в рамках договоров субподряда, относятся к деятельности заказчика по строительству соответствующего объекта. Это подтверждено в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2010 г. № 07АП-3648/10, ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 г. № КА-А40/11998-09.

При этом нужно помнить, что в рамках встречной проверки запрещается повторное истребование документов о контр­агентах, которые были представлены на­­­логоплательщиком при проведении в отношении него камеральной (выездной) проверки.

Исключение – случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных затем проверяемому лицу, а также когда документы, направленные в налоговый орган, были утрачены вследст­вие непреодолимой силы (п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

Процедурные вопросы

Теперь о соблюдении формальностей. ­Изложим лишь основные моменты, знать о которых необходимо.

Чье требование выполнять

Может ли чужая инспекция обратиться к организации с требованием представить документы о другой организации?

Налоговым кодексом РФ такой порядок не предусмотрен.

Затребовать необходимые документы, касающиеся деятельности компании, проверяемой другой инспекцией, у организации должна та инспекция, в которой организация состоит на учете (то есть своя инспекция), по поручению налогового органа, осуществляющего проверку или иные мероприятия налогового контроля (п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

На основании полученного поручения соответствующий налоговый орган в течение пяти дней направляет строительной организации требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации).

Если же обе организации (та, в которой проводится проверка, и ее контрагент, от которого налоговики хотят получить дополнительную информацию о деятельности проверяемой компании) состоят на учете в одной налоговой инспекции, то требование о представлении документов предъявляет сама эта инспекция.

Состав документов

В требовании должно быть указано, какие именно документы необходимо представить, деятельности какой организации они касаются и при проведении какого мероприятия запрашивается данная информация. › |

Проверяемый период

Финансисты отмечают, что в Налоговом кодексе РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Соответственно, по их мнению, проверяющие вправе затребовать документы, относящиеся к периодам, не совпадающим с периодом, контролируемым в рамках камеральной (выездной) проверки (письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519).

В то же время судьи с этим могут не согласиться. Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 г. по делу № А68-13557/09 указано, что истребование документов, не совпадающих с периодом проверки, неправомерно. Арбитры признали данное требование произвольным, то есть налогоплательщик выполнять его не обязан. И на основании этого отменили решение инспекции о привлечении организации к ответственности.

Сроки и формы представления

Получив требование о представлении документов (информации), компания должна исполнить его в течение пяти дней или в тот же срок сообщить, что не располагает такими документами (информацией). По просьбе организации срок может быть продлен.

А вот если компания документы не представит и требование проигнорирует, это будет являться налоговым право­­на­рушением, ответственность за которое предусмотрена, как было сказано ранее,­ статьей 129.1 Налогового кодекса РФ. К тому же за непредставление сведений, необходимых для осуществ­ления налогового контроля, пунктом 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен штраф для должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Требование может быть передано руководителю (представителю) организации лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Если указанными способами требование передать невозможно, оно высылается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления.

Учтите: судьи считают, что организация обязана исполнить требование, даже если нарушены сроки его направления, расценивая данное обстоятельство как несущественное и не повлекшее нару­­ше­­ния прав контрагента. Такой вывод со­дер­жится, в частности, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. № Ф04-623/2009(1322-А75-49).

Представление документов на бумажном носителе производится в виде копий, заверенных самой организацией. Требование нотариального удостоверения копий (если иное не предусмотрено законодательством РФ) не допускается. Если запрашиваемые документы составлены в электронной форме по установленным форматам, организации разрешается направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. › |

При необходимости налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Оформление результатов проверки

Налоговое законодательство не устанавливает специальных требований к порядку проведения дополнительных мероприятий в форме встречной проверки. Итогом данного мероприятия является получение необходимых документов либо информации о проверяемой компании.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №5, май 2013 г.

Начать дискуссию