В марте, обозревая только что обнародованную тогда новую пенсионную формулу Минтруда, мы написали: "Как известно, до конца 2013 года граждане 1967 г.р. и моложе должны сделать выбор. Если они выбирают частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, объем отчислений в накопительную часть их пенсии остается на уровне 6%. Если же они остаются «молчунами», то размер этих отчислений сокращается до 2%, а 4% будут присоединены к страховой части и пойдут на текущие выплаты пенсионерам".
"Кому "известно"? - возмутились тогда наши читатели. - Какими нормативными документами это изменение регламентировано, и что конкретно в этой ситуации должны делать бухгалтеры?".
Оказалось, что этим же вопросом задаются и профессионалы пенсионного рынка. В частности, Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) даже направила вице-премьеру Ольге Голодец обращение с просьбой растолковать, какому из государственных документов верить.
То, что с 2014 года часть взносов на ОПС будет переведена на добровольную основу - вроде бы уже факт, не подлежащий сомнению. Но вот в какой степени "пирог" НПФ будет урезан? Если следовать хронологии, то государство высказывалось на эту тему следующим образом.
Федеральный закон №243-ФЗ от 3.12.2012 гласит, что с 1 января 2014 года тариф взносов на накопительную часть пенсии сокращается с 6% до 2%, независимо от того, НПФ или ПФР выбрало застрахованное лицо.
25 декабря 2012 года: распоряжением правительства №2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, в которой говорится, что граждане в 2013 году должны определиться - направлять на накопительную часть пенсии либо 6% взносов (если они идут в НПФ), либо 2% (если в ПФР).
В январе Владимир Путин предложил продлить возможность такого выбора и на период после 1 января 2014 года. Однако в последующих документах об этом ничего не говорится.
31 января 2013-го были утверждены "Основные направления деятельности Правительства Российской федерации на период до 2018 года". Там фигурирует уже третья цифра: говорится о праве граждан направлять на накопительную часть пенсии не 6 и не 2, а 4% от зарплаты.
Наконец, в марте Минтруд представил ту самую пенсионную формулу, в которой повторяется формулировка декабрьской Стратегии.
Между тем время идет, а конкретный порядок изменения взносов так и не известен, и НАПФ опасается, что Госдума так и не определится с ним до конца весенней сессии. А это означает, что времени для осознанного выбора гражданам вовсе не останется.
Вообще, негосударственные пенсионные фонды, как за соломинку, хватаются за слова Путина о том, что после 2014 года гражданам могут оставить право выбора 6% накопительной части пенсии. Без ОПС рынок резко усохнет: "добровольные" корпоративные пенсионные программы в последние годы практически не растут. И похоже, что соломинка может вырасти во вполне себе плавучее бревнышко.
"Наша Ассоциация еще 5 лет назад предлагала ввести те меры, о которых сегодня говорит президент, - замечает президент НАПФ Константин Угрюмов. - Это система гарантирования средств пенсионных накоплений, единый мегарегулятор, совершенствование саморегулирования, система пруденциального надзора. И сегодня наши предложения наконец-то услышаны".
А пока НПФ усиленно стараются заслужить благосклонность государства, время идет.
В высших сферах решают, по какому руслу в конце концов пустить пенсионные миллиарды, а бухгалтеры надеются, что на их головы в конце года не свалится неожиданный аврал.
В конце концов, можно же, заботясь о пенсионерах, не прибавлять работы тем, кто из своих доходов оплачивает эти пенсии?
Начать дискуссию