Л.С. Бочкова, эксперт АГ «РАДА»
Применение «упрощенки» по-прежнему вызывает у бухгалтеров много вопросов. Недавно на некоторые из них ответило УМНС по Санкт-Петербургу в своем письме от 16.04.2003 № 02-05/8010.
Как учитывать авансы
«Упрощенцы» считают свои доходы и расходы по кассовому методу. Согласно статье 273 НК РФ, в этом случае доходы учитываются по мере их получения, а расходы – по мере их оплаты.
Как пояснили налоговики, это относится и к авансам. То есть, если организация, перешедшая на «упрощенку», получила аванс, она должна включить его в свой доход в полном объеме в том же отчетном периоде.
Пример 1
Доходы ЗАО «Мир» за первое полугодие (без учета авансов) составили 100 000 рублей, а расходы – 90 000 рублей. Кроме того, в июне организация получила аванс в размере 10 000 рублей.
Единый налог «Мир» считает с доходов за минусом расходов по ставке 15 процентов. За полугодие он составил:
(100 000 рублей + 10 000 рублей – 90 000 рублей) х 15% = 3000 рублей.
Надо ли вести книги покупок и продаж
Предприятия, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от уплаты НДС (исключение составляют случаи, когда предприятие ввозит товар в Россию). На это указано в статье 346.11 НК РФ. Поэтому «упрощенцы» не должны оформлять своим покупателям счета-фактуры. На этом же основании им не надо вести и книгу продаж.
А вот с книгой покупок ситуация другая. Хотя Налоговый кодекс не содержит требования об обязательном ведении «упрощенцами» такой книги, налоговики считают, что вести ее все-таки нужно. Дело в том, что НДС, уплаченный «упрощенцами» покупателям, они могут включить в состав расходов. А книга покупок, по мнению налоговиков, является подтверждением таких расходов.
Отсюда следует, что те предприятия, которые считают единый налог с общего дохода (без учета расходов), книгу покупок могут не вести. Ведь подтверждать свои расходы им не нужно.
Расходы на страхование
Обязательное страхование
Организация может застраховать как свое имущество, так и здоровье своих работников. При этом некоторые виды страхования являются обязательными для предприятия. Например, пенсионное страхование или страхование автогражданской ответственности для тех организаций, у которых на балансе есть транспортные средства. В этом случае расходы на страхование можно учесть при расчете единого налога.
Добровольное страхование
Сложнее обстоит дело, если организация решила застраховать имущество или работников в добровольном порядке. Такие расходы прямо не прописаны в Налоговом кодексе как затраты, уменьшающие единый налог. На этом основании налоговики делают вывод, что учесть их при расчете налога нельзя.
Однако это не совсем так. Расходы на добровольное страхование имущества действительно не уменьшают единый налог. А вот затраты на страхование работников можно учесть при расчете налога. Дело в том, что единый налог уменьшает расходы на оплату труда, которые «упрощенцы» определяют в соответствии со статьей 255 НК РФ. А в этой статье написано, что в оплату труда работников включаются и выплаты на добровольное страхование работников. К ним относятся платежи по договорам:
– долгосрочного страхования жизни. При этом такой договор должен быть заключен на срок не менее пяти лет и не предусматривать в течение этого времени страховых выплат;
– пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. Такие договора должны предусматривать выплату пенсий только по достижении работниками пенсионного возраста (мужчинами – 60, женщинами – 55 лет);
– добровольного медицинского страхования работников;
– добровольного страхования сотрудников на случай их смерти или потери трудоспособности, связанной с исполнением ими трудовых обязанностей.
Порядок учета страховых взносов
Списать затраты на страхование организация, перешедшая на «упрощенку», может сразу после их оплаты. Однако сделать это в полном объеме можно только по затратам на обязательное страхование. Расходы на добровольное страхование работников включаются в затраты на оплату труда не полностью. Ограничения установлены пунктом 16 статьи 255 НК РФ. Они составляют:
– по выплатам на страхование жизни и на пенсионное страхование – не более 12 процентов от суммы расходов на оплату труда;
– по взносам на медицинское страхование – не более 3 процентов от фонда оплаты труда;
– по выплатам на страхование на случай смерти работника или потери им трудоспособности, связанной с исполнением трудовых обязанностей, – не более 10 тысяч рублей в год на одного сотрудника.
Все расходы по договорам добровольного страхования сверх этих норм в затраты на оплату труда по итогам отчетного периода не включаются. Следовательно, на них нельзя уменьшить и единый налог.
Обратите внимание: сами страховые взносы при расчете лимитов в состав расходов на оплату труда не включаются.
Пример 2
ЗАО «Мир» перешло на упрощенку. Единый налог предприятие платит с разницы между доходами и расходами. Фонд оплаты труда на предприятии за первое полугодие 2003 года составил 1 000 000 рублей.
В мае руководитель «Мира» принял решение заключить договор на медицинское страхование своих работников. Страховой взнос составил 50 000 рублей. Его организация заплатила единовременно.
Сумму страховых взносов, которую можно учесть при расчете единого налога за первое полугодие 2003 года, бухгалтер «Мира» рассчитал так:
1 000 000 рублей х 3% = 30 000 рублей.
Страховые взносы, не учтенные при расчете единого налога за первое полугодие, можно будет учесть при определении налога по итогам 9 месяцев и года.
Пример 3
Продолжим предыдущий пример.
Расходы на оплату труда в ЗАО «Мир» в III квартале 2003 года составили 500 000 рублей. Затрат на медстрахование в этом квартале у предприятия не было.
Предельный норматив страховых расходов, которые «Мир» может включить в затраты за 9 месяцев, составил:
(1 000 000 рублей + 500 000 рублей) х 3% = 45 000 рублей.
В расходы III квартала бухгалтер «Мира» включит 15 000 рублей (45 000 – 30 000). Оставшиеся 5000 рублей (50 000 – 45 000) будут учтены им при расчете единого налога по итогам 2003 года.
Как учитывать минимальный налог
Размер единого налога для организаций, которые считают его с разницы между доходами и расходами, не может быть меньше минимального налога. Он составляет 1 процент от доходов предприятия.
Рассчитывать и уплачивать минимальный налог нужно по итогам налогового периода, то есть года.
Поэтому перед тем как платить единый налог за год, нужно рассчитать два показателя:
– налог с суммы превышения доходов над расходами по ставке 15 процентов;
– налог с общего дохода по ставке 1 процент.
В бюджет надо заплатить тот из них, который больше.
Пример 4
ООО «Вектор» применяет «упрощенку». Единый налог организация платит с доходов за минусом расходов.
По итогам 2003 года предприятие получило доход в размере 100 000 рублей. Расходы при этом составили 95 000 рублей.
Бухгалтер «Вектора» рассчитал единый налог двумя способами:
(100 000 рублей – 95 000 рублей) х 15% = 750 рублей;
100 000 рублей х 1% = 1000 рублей.
1000 рублей больше, чем 750 рублей. Поэтому в бюджет организация перечислила 1000 рублей.
Обратите внимание: заплатить минимальный налог придется и в том случае, если получен убыток.
Разница между минимальным и единым налогами включается в состав расходов будущего налогового периода.
Пример 5
Продолжим предыдущий пример. Разница между минимальным и единым налогами составила 250 рублей (1000 – 750). Эту сумму бухгалтер «Вектора» учтет при расчете единого налога за 2004 год.
Начать дискуссию