Налогоплательщик вправе представить документы по требованию налогового органа через интернет

Нам в системе электронной отчетности СБИС++ иногда приходят запросы из ИФНС по камералке, встречке и т.д. Имеем ли мы право также по электронной отчетности отправлять ответы, пояснения и сканированную первичку? Дело в том, что мы пробовали отправлять. При отправке все проходит, получаем подтверждение о получении, но налоговая все равно просит принести документы лично.
Налогоплательщик вправе представить документы по требованию налогового органа через интернет
Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании "СКБ Контур"

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Краснодар)

Нам в системе электронной отчетности СБИС++ иногда приходят запросы из ИФНС по камералке, встречке и т.д. Имеем ли мы право также по электронной отчетности отправлять ответы, пояснения и сканированную первичку? Дело в том, что мы пробовали отправлять. При отправке все проходит, получаем подтверждение о получении, но налоговая все равно просит принести документы лично.

Вы совершенно правы: согласно 93 статье Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право представить документы по требованию налогового органа через интернет. При этом если порядок представления электронных документов, составленных в утвержденных ФНС форматах, регламентируется Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, то возможность направлять скан-образы бумажных документов (или электронных в произвольных форматах) была утверждена Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Перечень документов, которые можно представить через Интернет, указан в приложении к Приказу и насчитывает 14 типов, а именно:

  • счет-фактура, корректировочный счет-фактура и исправления к ним;

  • книга покупок;

  • книга продаж;

  • журнал выставленных и полученных счетов-фактур;

  • акт приемки-сдачи работ (услуг);

  • дополнительный лист книги покупок;

  • дополнительный лист книги продаж;

  • товарная накладная (ТОРГ-12);

  • товарно-транспортная накладная;

  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;

  • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;

  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);

  • договор (соглашение, контракт);

  • дополнение к договору.

Чтобы представить документы по ТКС, налогоплательщику необходимо после получения электронного требования сформировать и отправить в налоговую квитанцию о приеме, затем сформировать электронную опись и прикрепить к ней документы. Скан-образы документов нужно будет перевести в форматы .jpg или .tif и заполнить для них поля дополнительной информации (они будут отличаться для разных типов документов). После формирования пакет документов подписывается сертификатом электронной подписи и направляется в налоговую.

Программное обеспечение для приема документов по ТКС настроено во всех инспекциях РФ с конца 2012 года. Если налогоплательщик направил документы в полном соответствии с порядком (о чем свидетельствует квитанция о приеме документов), то считается, что свою обязанность представить документы он выполнил. Налоговый орган имеет право лишь запросить документы, однако не может указывать налогоплательщику, в каком виде их направлять.

В связи с тем, что возможность представления документов в электронном виде появилась менее года назад, компания СКБ Контур активно взаимодействует с налоговыми инспекциями по данному вопросу. Если Ваш инспектор по каким-либо причинам отказывается принимать документы в электронном виде, Вы можете сообщить нам номер инспекции по адресу http://www.diadoc.ru/docs в разделе «Представление в налоговые органы», и мы постараемся выяснить причину отказа.

Получить персональную консультацию Тамары Мокеевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию