Из работников в предприниматели

С 1 января 2013 года сумма фиксированного взноса составила 35664,66 руб (32 479,20 руб. – в ПФР и 3 185,46 руб. в ФФОМС). Вроде бы, можно сказать, что это ужасно и страшно, но в новой формулировке п 3.1 статьи 346.21 Налогового Кодекса РФ разрешает предпринимателю, не имеющему работников, снижать сумму налога на всю сумму фиксированного взноса.
Из работников в предприниматели
На фото Юрий Бурыкин, бизнес-аналитик профессиональной онлайн-бухгалтерии

Работаем по новому или одно мааааленькое новшество.

С 1 января 2013 года сумма фиксированного взноса составила  35664,66 руб (32 479,20 руб. – в ПФР и 3 185,46 руб. в ФФОМС). Вроде бы, можно сказать, что это ужасно и страшно, но  в новой формулировке п 3.1 статьи 346.21  Налогового Кодекса РФ разрешает предпринимателю, не имеющему работников, снижать сумму налога на всю сумму фиксированного взноса.

Вы скажете: “Мы это знаем”. Но заметил ли кто-нибудь, что это означает, что вы можете получить доход по УСН 6% в размере 594416 рублей и не платить ни рубля налога, за исключением выплаты фиксированного страхового взноса. Может ли вам предложить подобное работодатель? Конечно нет, вы заплатите со своих заработков 13%,  да и страховые взносы в пенсионные фонды в 30% отобьют желание повышать зарплату у работодателя. Более того, никаких отчетов за себя в пенсионный фонд индивидуальному предпринимателю сдавать не надо.

Это значит, что если ваша профессия связана с вашими “золотыми руками” или “светлым умом” и не требует постоянного присутствия на рабочем месте, то выгодно не наниматься в работники, а становиться предпринимателем и оказывать профессиональные услуги, тем самым самостоятельно управлять своими финансами и свободно распоряжаться своим временем.

А выгодно ли это работнику и организации? Ответ на этот вопрос мы попытаемся сформулировать далее. Для примера возьмем человека самой близкой нам профессии - бухгалтера, который чаще всего ведет несколько фирм, устроен и там, и тут по совместительству, надувая штатную численность нескольких организаций. Бухгалтера мы выбрали еще и потому, что у него есть определенный набор должностных обязанностей, который он должен выполнить без учета рабочего времени, за что ему и выплачиваются деньги.

Итак, наш пример: “Бухгалтер” ищет работу бухгалтера с окладом 10410 рублей (МРОТ * 2) без учета налогов. Ну, что бы как-то получать 2 минимума прожиточных (на один жить, а на второй икру на хлеб мазать).

Вариант 1. “Бухгалтер” устраивается на работу

Приходя на работу, бухгалтер подписывает типовой трудовой договор, отдает свою трудовую книжку, персональные данные и начинает работать. Работает целый месяц, получает аванс, а затем зарплату и подводит итог.

За месяц он получает на руки 9056 руб. (10410 руб. за вычетом 13 % НДФЛ).

Организация платит за него страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС (30% от заработной платы) = 3 123 рубля.

Подводим итог:

  1. за год работник получит наличными суммарную заработную плату = 108 672 (9056  руб. * 12 месяцев).
  2. итого организация тратит на работника = 13533  руб. в месяц (10410 в виде зарплаты и налога + 3123 в виде суммы страховых взносов).       

Немного подумав над результатом своей работы, на следующий год “Бухгалтер” сделал по другому.

Вариант 2. “Бухгалтер” становится индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги

“Бухгалтер” регистрируется в качестве ИП, пишет заявление на УСН “доходы” и обещает оказывать услуги ведения бухгалтерского учета. Приходит к своему руководителю и требует оплаты своих услуг в размере 13533 руб по новому формату - на расчетный счет. Работодатель просит пояснить, за что он должен платить такую сумму. “Бухгалтер” приводит все расчеты выше, которые касаются организации и разъясняет, что в этом случае организация не пострадает и расходы не увеличиваются.

“Бухгалтер” работает с организацией год и так же подводит итог:

Организация должна будет перечислить “бухгалтеру” 162396 рублей (13533 * 12 месяцев) , с которых он должен уплатить налог УСН: 9743.76 руб.

За год “бухгалтер” уплатил страховые взносы в ПРФ и ФФОМС = 35664,66 (+).

Так как сумма фиксированного взноса больше, то налог УСН он не платит (то, о чем мы говорили в начале данной статьи, и, кроме того,  у нас есть еще запас не платить налог 25920 рублей).

Итого чистыми на руки “бухгалтер” получит: 126731 (162 396 руб. - 35 665 руб.) или 10 561 рублей (126731/12) рублей в месяц. Это больше на 1500 рублей, чем в предыдущем случае.

Можно возразить и сказать, что у бухгалтера появятся новые расходы - оплата услуг банка, приобретение программы для ведения бухгалтерского учета, принтер, доступ в интернет (но в целом это не будет стоит сумасшедших денег), да и бухгалтер может обслуживать несколько организаций и вести им учет, и каждое увеличение оплаты (в пределах дохода до 594416 ) снижает общую налоговую нагрузку, так как фиксированные взносы не меняются, а сумма налога  не увеличивается. Отсутствие косвенных расходов с содержанием бухгалтера может подтолкнуть работодателя к небольшому повышению оплаты услуг.

Выгода организации:

  • Такой подход к организации труда позволяет организации получать конкретные услуги, которые ей необходимы и прописаны в договоре бухгалтерского обслуживания;
  • Бухгалтер несет во втором случае ответственность (если это предусмотрено трудовым договором) за свои действия по ведению бухгалтерского учета и его обязанности четко прописаны;
  • Снижение среднесписочной численности;
  • Меньше проблем с выплатами сотрудникам (выплата зарплаты 2 раза в месяц, удержание НДФЛ, начисление страховых взносов, содержание зарплатного проекта и т.д.);
  • Получение качественных услуг (вместо найма одного бухгалтера, компания может нанять одного для ведения кадрового учета, второго для ведения налогового - это позволит снизить риски, что один бухгалтер окажется в каком-нибудь вопросе некомпетентным);
  • Быстрая смена бухгалтера (если бухгалтер не соответствует компетенциям, предъявляемым организацией, или по иным причинам, то она просто может отказаться от его услуг, без возникновения ситуаций с увольнением).
  • Организация не несет косвенных расходов, связанных с получением услуг бухгалтера  - офис, бухгалтерская программа (для формирования отчетов), стол, стул, компьютер, рабочее место, интернет, обновления программ и т.д... Работодатель не должен вникать в профессиональные инструменты, которые необходимы работнику для оказания услуг, а именно: ему все равно, какой программой он пользуется, и что для этого надо. Работодатель не занимается проблемой работоспособности компьютера, принтера, доступа в интернет, покупкой профессиональных журналов, газет и правовых программ, что является очень дорогим и часто малоэффективным.

Выгода работника-предпринимателя:

  1. Становится самостоятельным, берет на себя ответственность за то, что он делает;
  2. Независим от работодателя, что означает, что он не должен проводить операции так, как это нравится работодателю и те, в которых содержится риск налогового или даже уголовного преследования;
  3. Он сам выбирает инструменты для своей работы - программа, правовой консультант и т.д и их оплачивает.
  4. Он сам корректирует свои должностные обязанности и их объем с помощью договора бухгалтерского обслуживания;
  5. Формируется сообщество профессиональных работников-предпринимателей, в нашем случае бухгалтерского сообщества, которые независимы и заинтересованы  в качественном раскрытии информации, регулировании регламента оказания бухгалтерских услуг и правильном ведении бухгалтерского учета;
  6. он может брать себе учеников  - молодых бухгалтеров, или открывать совместный бизнес со своими коллегами.

Учитывая то, что государство все таки приняло решение снизить сумму фиксированного взноса и он будет выплачиваться с одного МРОТ до определенного уровня, то выгода работающего таким образом сотрудника только растет. Кроме того, здесь можно сделать следующую ремарку - в странах Европейского союза малые компании не имеют бухгалтеров, так как это очень дорого и обслуживаются у компаний, оказывающих бухгалтерские услуги, либо ведут учет сами.

Что-то новое - это страхование ответственности бухгалтера

Надо помнить и о том, что при ведении бухгалтерского учета бухгалтер берет на себя определенные профессиональные риски. А на другой стороне организация, которая всегда беспокоится за претензии, предъявляемые налоговыми органами, и боится бухгалтерской ошибки, которая может привести к плачевному результату.

Для сведения риска профессиональной ошибки и подстраховки бизнеса компании можно использовать уже имеющийся опыт страхования ответственности. Компания будет нанимать только профессионального бухгалтера, за которого ручается страховая компания, и с которого они смогут взять определенную сумму за бухгалтерскую ошибку, после соответствующего решения суда. Это косвенно также будет влиять и на зарплату бухгалтера, и на оценку его способностей. Например, небольшая компания может нанять бухгалтера со страховкой от ошибки на 100 тыс рублей, так как у них операций немного. Компания с миллионным оборотом и большой суммой налогов будет искать бухгалтера, застрахованного на 1 млн. рублей и более, так как ошибка может стоить дорого в виду количества операций.

В данном случае страховая компания должна сама определить, какая сумма страховки может быть.

Логично сделать 2 типа страховки - по текущим ошибкам (наложение штрафов за несданную вовремя декларацию) и концептуальные бухгалтерские вопросы (искажена сумма налога, пени, штрафы в результате использования той или иной бухгалтерской методики). Возникновение первых достаточно частое и, соответственно, страховая премия будет большой в любом случае, а вот второй тип является предметом судебного разбирательства и больше связан с профессионализмом бухгалтера и арбитражным судом, где штрафы могут быть нешуточные и зачастую связаны с запутанностью и несовершенством законодательства.

Да и оценка страхового покрытия также будет влиять на заработную плату бухгалтера. В случае наступления страхового случая по вине бухгалтера, сумма страховки покроет эту ответственность и в результате не погибнет бизнес. Наказание понесет бухгалтер в виде увеличенной премии за страховку или снижения страхуемой суммы.

Это, конечно же, стимулирует его к профессиональному росту и требованию четкого законодательства в области учета и налогообложения.

Кто, кроме бухгалтера?

Кроме бухгалтера таким же образом могут работать большинство профессий - дворники, слесари, сантехники, плотники, программисты и многие другие. Такой подход к организации деятельности упрощает взаимоотношения между работником и работодателем, переводя их больше в юридический формат (условия работы, приемки работы и оплаты прописаны), а не психологический (когда работодатель начинает разъяснять работнику, что делать и как должно быть).

Что нужно делать, чтобы начать?

Чтобы начать работать по вышеуказанному способу от работника-ИП требуется только несколько шагов в год:

  1. зарегистрировать ИП и указать “Упрощенную системы налогообложения Доходы”
  2. открыть банковский счет, если это необходимо;
  3. научиться составлять бухгалтерские документы: счет на оплату и акт об оказании услуг.
  4. заполнять книгу доходов и расходов по УСН;
  5. оплачивать ежемесячно или поквартально страховые взносы за себя, в таком размере, что бы не платить налог по УСН
  6. сдать по результатам года Декларацию по УСН.

Комментарии

30
  • Юрий

    Аноним, Вы писали:
    "Проще все делают, складывают зп в конверт и вообще никаких взносов не платят, когда речь идет о копейках. А если зп нормальная, то там уже есть за что платить, и спец по любому в штате."

    Вы поняли тему достаточно искаженно, точнее неверно. Здесь предлагается становиться предпринимателем тем, у кого должностные обязанности не привязаны к рабочему месту, оказывает услуги нескольким организациям и связаны с периодическим выполнение определенных обязанностей (бухгалтер, сантехник, юрист и т.д.). А не обычных рабочих работающих по сменам перевести на ИП.

    Цитата:
    " И кстати сотрудник на таком договоре бесправное существо, его даже увольнять не надо, просто разорвать контракт и привет. "

    В том и дело, что нанимая, а точнее заключая договор с ИП для оказания услуг - вам нужны услуги, а не присутствие на рабочем месте и выполнение каких либо должностных обязанностей. Хорошо справляется продолжаем работать, нет - прощайте.

    У меня есть один случай, когда ТСЖ нанимало сантехников и каждый раз они не работали, или делали что не надо, а вот увольнение их была отдельная история на несколько месяцев. В результате страдали жители ТСЖ, у которых не было напора воды и была забита канализация. Последний сантехник попросил хорошую зарплату на руки, иначе он "просто работать не будет" (черного нала в ТСЖ нет), поэтому пришлось платить еще страховые взносы с нее (еще 30%), кроме того, он сразу сказал, что будет делать все, но кроме нашего ТСЖ у него еще есть несколько объектов, поэтому сидеть с утра до вечера в ТСЖ он не будет, а в случае проблем "звоните". Если бы он был на ИП, то это позволило бы сэкономить на налогах (обеим сторонам) и формализовать круг обязанностей. Разорвать договор с ним - означает новый поиск хорошего сантехника со своими историями и проблемами.

    Цитата:
    " складывают зп в конверт "

    Для некоторых организаций "черный нал" это проблема, а в данном случае он не нужен, вы платите оговоренную сумму, которая является расходом и с нее не надо делать начисления и сдавать отчеты.

  • marvikt3
    Чисто теоретически, нужно всем наёмным работникам придать статус ИП. Возникнут дополнительные сложности, но справедливости было бы больше.
  • Над. К
    А в чем же состоит предпринимательская деятельность наёмного работника? И в чем Вы видите справедливость?

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.