ЭДО

Тонкости работы с электронными подписями

С июля 2013 года прекращает свое действие Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Вместо него будет действовать Федеральный закон РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Наконец, 15 апреля в силу вступил Приказ ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142@, утвердивший требования к ЭП со стороны налоговой службы.
Тонкости работы с электронными подписями
Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании СКБ Контур

С июля 2013 года прекращает свое действие Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Вместо него будет действовать Федеральный закон РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Наконец, 15 апреля в силу вступил Приказ ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142@, утвердивший требования к ЭП со стороны налоговой службы. О том, чем отличаются «старая» и «новая» электронные подписи и что делать владельцам сертификатов ЭЦП, расскажет Тамара Мокеева, эксперт компании СКБ Контур.

Три ЭП вместо одной ЭЦП

В рамках Федерального закона РФ от 10.01.2002 №1-ФЗ выдавались электронные цифровые подписи (ЭЦП), позволяющие определить подписанта и защищающие информацию от дальнейшего искажения. А в рамках Федерального закона РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ выдаются три вида подписи: простая электронная подпись (ЭП), усиленная неквалифицированная (НЭП) и усиленная квалифицированная подписи (КЭП). Простая подпись посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает подписание электронного документа определенным лицом, однако не может гарантировать его неизменность после подписания (п.2 ст.5 63-ФЗ). Приведу пример: пользователь системы электронного документооборота (ЭДО) Диадок авторизовался по логину/паролю и согласовал документ. Так называемая «виза» на документе и будет является ЭП: система определила пользователя по паролю, сформировала и прикрепила к документу соответствующую информацию, которая в дальнейшем может быть изменена.

Усиленные подписи позволяют не только идентифицировать подписанта, но и защитить документ от дальнейших изменений за счет использования специальных криптографических алгоритмов при их создании. При этом квалифицированная электронная подпись отличается от неквалифицированной тем, что для её формирования и проверки используются средства криптозащиты, сертифицированные ФСБ РФ. Более того, выдавать сертификаты КЭП имеют право только аккредитованные удостоверяющие центры (Порядок аккредитации утвержден Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.11.2011 г. N 320). Отмечу, что предъявляемые требования к аккредитованным УЦ достаточно строгие, саму аккредитацию необходимо проходить раз в пять лет, а проверки только в плановом порядке осуществляются не реже чем раз в три года.

Еще одним отличием КЭП от НЭП является то, что, согласно п.5 ст.5 63-ФЗ, для неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки (документ,  подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата) может вовсе не выдаваться. В то время как сертификат КЭП обязательно должен содержать сведения о датах начала и окончания действия, ФИО или наименование организации, ключ проверки (уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи), наименование и адрес УЦ и другие.

КЭП и электронные документы

Согласно п. 1 ст. 6 63-ФЗ усиленная квалифицированная подпись признается равнозначной собственноручной подписи, не требующей соглашения сторон. Таким образом, на уровне федерального закона любой электронный документ, подписанный такой подписью, признается юридически значимым без выполнения каких-либо дополнительных условий.

Напомню, что электронные счета-фактуры можно подписывать исключительно квалифицированной электронной подписью (п. 6 ст. 169 НК РФ). Что касается первичных электронных документов, составленных в утвержденных ФНС форматах, для возможности направить такие документы в налоговую по ТКС они также должны быть подписаны КЭП (Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@). И весь пакет направляемых по ТКС документов (электронных и скан-образов бумажных) при передаче в инспекцию также должен быть заверен квалифицированной электронной подписью. В противном случае приемный комплекс ИФНС не сможет обработать поступившую ему информацию.

До 1 июля 2013 года в качестве КЭП можно использовать ЭЦП, так как согласно статье 19 закона № 63-ФЗ сертификат ЭЦП приравнивается сертификату усиленной квалифицированной подписи.

После 1 июля 2013

Приказ ФНС России от 08.04.2013 N ММВ-7-4/142@, вступивший в силу 15.04.2013, наконец утвердил требования к сертификатам КЭП для взаимодействия налогоплательщика с ФНС, используемых при электронном документообороте между компаниями и при представлении документов по ТКС. Приказ содержит те требования к сертификатам, при соответствии которым информационные системы ФНС смогут их обрабатывать. В свое время для ЭЦП такую роль выполнял Приказ ФНС РФ от 02.07.2009 N ММ-7-6/353@.

Федеральный Закон от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» прекращает действовать 1 июля 2013 года. Согласно п.2 ст. 19 63-ФЗ «Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом». В настоящий момент по некоторым данным Минкомсвязи разрабатывает законопроект, который продлил бы срок действия сертификатов ЭЦП и позволил налогоплательщикам избежать неудобств, связанных с массовой заменой сертификатов. Однако однозначный ответ на вопрос, что будет с документами, подписанными ЭЦП после 1 июля, сейчас дать сложно. Поэтому я бы посоветовала всем налогоплательщикам обратиться в свои Удостоверяющие Центры, к спецоператорам связи или операторам электронного документооборота за рекомендациями о дальнейших действиях.

Для клиентов СКБ Контур хочу отметить, что Удостоверяющий Центр компании еще прошлым летом прошел аккредитацию ФСБ и уже выпускает сертификаты для электронного документооборота в соответствии со всеми требованиями ФНС.

Комментарии

4
  • А. Ирина

    Цитата:
    "Для клиентов СКБ Контур хочу отметить, что Удостоверяющий Центр компании еще прошлым летом прошел аккредитацию ФСБ и уже выпускает сертификаты для электронного документооборота в соответствии со всеми требованиями ФНС. Все действующие сертификаты ЭЦП пользователей продуктов компании будут бесплатно заменены на сертификаты КЭП до 1 июля 2013. "

    Почему-то в нашем УЦ отказываются менять сертификаты, утверждают, что старые, с ЭЦП могут применяться до истечения срока использования.

  • Leonova2023
    Мне в понедельник Контур прислал такой ответ:

    Добрый день!

    Сообщаем Вам следующую информацию по перевыдаче сертификатов:
    Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с 1-ФЗ
    «Об электронной цифровой подписи» будут приниматься ФНС и другими контролирующими органами и после 1 июля 2013 года.
    Это подтверждается ответом Минэкономсвязи на запрос от СКБ Контур (во вложении к новости) и подкрепляется законодательной инициативой
    -законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ.
    В связи с этим:
    1.Прекращается экстренная перевыдача сертификатов к 1 июля.
    2.Сертификаты будут перевыдаваться планово до окончания года или внепланово, в случае смены ответственного лица/реквизитов.


  • А. Ирина
    На сайте ФНС предупреждают, что надо срочно менять. На сайте Контура уверяют, что будут менять, т.к. согласно Приказу ФНС от 08.04.13 № ММВ-7-4/142@ налоговики вполне себе имеют право не принимать отчеты со старой ЭЦП. А на местах ссылаются на какие-то ответы Минкомсвязи и законопроекты... Мда...очередная коллизия... Привет "бешеному принтеру", ему сейчас как-то не до законопроекта по изменению закона о КЭП.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7

Интересные материалы

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.