Освобождение от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) предусматривает для налогоплательщиков возможность освобождения от обязанностей исчисления и уплаты НДС в бюджет. Данное освобождение может быть предоставлено налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 145 НК РФ. Однако НК РФ требует выполнения некоторых условий.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) предусматривает для налогоплательщиков возможность освобождения от обязанностей исчисления и уплаты НДС в бюджет. Данное освобождение может быть предоставлено налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 145 НК РФ. Однако НК РФ требует выполнения некоторых условий.

Обратимся к статье 145 НК РФ:

"1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;
уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.
Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса".

Таким образом, получить освобождение по данной статье НК РФ имеют право только налогоплательщики НДС (организации и индивидуальные предприниматели). В части плательщиков НДС на таможне данная статья не применяется.

Налогоплательщик НДС вправе получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. При выполнении следующих условий:
  • За три предшествующих последовательных календарных месяца общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей;
  • Налогоплательщик НДС в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не осуществлял реализацию подакцизных товаров.
В соответствии со статьей 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:
  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 лошадиных сил);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин.

О том, каким образом рассчитывается выручка, используемая в целях статьи 145 НК РФ, сказано в пункте 2.2. Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ. Согласно указанному пункту расчет выручки производится в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, то есть если налогоплательщик моментом признания налогооблагаемой базы по НДС считает "оплату", то при расчете используется только оплаченная выручка. В расчет включается выручка от реализации как облагаемых (в том числе по ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг) независимо от формы оплаты. Кроме того, учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации.

В то же время в целях статьи 145 НК РФ в сумму выручки не включаются:
  • выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности;
  • суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
  • стоимость товаров (работ, услуг) переданных на безвозмездной основе.
Кроме того, из расчета выручки налогоплательщик исключает:
  • операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ.

Обратите внимание, что для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения пункта 1 статьи 145 НК РФ является продажная стоимость ценных бумаг.

Нужно отметить, что считать эту выручку можно по-разному. Можно взять три последних календарных месяца, а можно посчитать выручку за последний квартал. Так посчитал Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (Постановление от 2 декабря 2002 года по делу №Ф04/4354-982/А46-2002).

Таким образом, для получения освобождения от НДС для расчета выручки три последовательных календарных месяца можно определять двумя способами:
- январь + февраль + март (I квартал), апрель + май + июнь (II квартал) и так далее;
- январь + февраль + март, февраль + март + апрель, март + апрель + май и так далее.

В отношении пункта 2 статьи 145 НК РФ отметим, что данный пункт достаточно долгое время был предметом спора между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налоговики трактовали данную норму Налогового Кодекса РФ следующим образом: если налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных товаров, то право на освобождение он не имеет, независимо от того осуществляет ли он реализацию только подакцизных товаров, или наряду с ней продает и неподакцизные товары. Налоговое ведомство мотивировало свою позицию тем, что от НДС освобождается или не освобождается сам налогоплательщик, а не вид осуществляемых им операций. Однако точку в многочисленных спорах по этому поводу поставил Конституционный Суд Российской Федерации. В своем Определении от 10 ноября 2002 года №313-О "По жалобе гражданки Паутовой Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации" он указал, что положение пункта 2 статьи 145 НК РФ (его конституционно-правовое истолкование) не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами.

Поэтому, если налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, то необходимо организовать раздельный учет этих операций, и тогда в части реализации неподакцизных товаров налогоплательщик может воспользоваться правом и применить освобождение от обязанностей налогоплательщика.

В том случае, если требуемые условия соблюдены, налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем решении воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС. Форма уведомления, представляемого в налоговый орган, утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 4 июля 2002 года №БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Вместе с уведомлением налогоплательщик в налоговый орган представляет следующие документы:
1) выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
2) выписку из книги продаж;
3) выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
4) копию журналов полученных и выставленных счетов-фактур.

Указанный комплект документов должен быть представлен в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого налогоплательщик использует свое право на освобождение. Представлять данные документы в налоговый орган не обязательно лично, можно направить уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня отправления заказного письма.

Принимая решение об использовании права на освобождение, налогоплательщик должен особое внимание уделить пункту 8 статьи 145 НК РФ. Данный пункт содержит требование о восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, которые были приобретены налогоплательщиком, но не использованы для налогооблагаемых операций. Ведь может получиться так, что сумма НДС, подлежащая восстановлению, достаточно велика, и освобождение от обязанностей налогоплательщика в этом случае использовать невыгодно. Если, взвесив все за и против, налогоплательщик все же принимает решение использовать освобождение, сумма "восстановленного" налога отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость за последний налоговый период перед отправкой уведомления. Сумма налога, подлежащего восстановлению, отражается по строке 370 раздела 2.1 "Расчет общей суммы налога", форма которой утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 20 ноября 2003 года №БГ-3-03/644 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость".

Использовать право на освобождение налогоплательщик может в течение года (12 последовательных календарных месяцев), затем по его желанию оно может быть продлено.

По истечении года, в течение которого налогоплательщик использовал право на освобождение, он обязан представить в налоговый орган (не позднее 20-го числа последующего месяца):
  • документы, подтверждающие, что сумма выручки за каждые три последовательных календарных месяца от реализации товаров (работ, услуг) у него не превышала один миллион рублей;
  • уведомление о продлении срока либо отказ от использования права на освобождение.

Продлевая срок освобождения, налогоплательщик представляет в налоговый орган, тот же самый комплект документов, что и при получении права на освобождение. Об этом говорится в Письме МНС Российской Федерации от 30 сентября 2002 года №ВГ-6-03/1488@ "Об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС".

Если налогоплательщик не предоставит подтверждающие документы о правомерности использования освобождения, то налоговый орган потребует восстановить сумму налога за весь срок освобождения и уплатить его в бюджет, кроме того, к налогоплательщику будут применены штрафные санкции в виде штрафов и пеней.

Отметим, что налогоплательщик не вправе добровольно отказаться от использования права на освобождение в течение всего срока его действия (двенадцати календарных месяцев). Его можно только "потерять", это произойдет, если в течение срока освобождения у налогоплательщика произошло превышение суммы выручки или осуществлялась реализация подакцизных товаров. В этом случае сумма налога за месяц, в котором произошло превышение выручки, или была осуществлена реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию