Компенсации работникам

Оплата дополнительного отпуска от налогообложения не освобождена

За труд в тяжелых, вредных и опасных условиях, которые в строительстве не редкость, работникам в соответствии с нормами трудового законодательства положены компенсации. Подлежат ли они обложению НДФЛ, в частности суммы оплаты дополнительных отпусков? В письме Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-04-06/15555 даны разъяснения.

Предоставление льгот

Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск имеют отдельные категории работников, труд которых связан с условиями, отклоняющимися от нормальных (ст. 116 Трудового кодекса РФ).

В статье 117 Трудового кодекса РФ указано, в частности, что дополнительный отпуск полагается работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. При этом конкретный порядок определяется Правительст­вом РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 установлена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для персонала, занятого на тяжелых, вредных и опасных работах (либо в иных особых условиях труда), подтвержденных результатами аттестации рабочих мест. Она составляет не менее семи календарных дней (необходимо отметить, что формулировка п. 1 постановления № 870 однозначно относит предоставление дополнительного отпуска к компенсации).

При этом если применительно к конк­ретным профессиям (должностям), содержащимся в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (далее – Список) преду­смотрены более высокие компенсации работникам, то подлежит применению Список. Поскольку до настоящего времени нет нормативного правового акта, который Правительство РФ поручило принять в шестимесячный срок еще в 2008 году (см. п. 2 постановления № 870), позволяющего дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.

Строительным организациям нужно руководствоваться разделом XXV Списка «Строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы», где в зависимос­ти от профессии установлена продол­жительность дополнительного отпуска от 6 до 12 рабочих дней.

Итак, имеющимися нормативно-пра­вовыми актами закрепляется предоставление ежегодного дополнительного отпус­ка определенным категориям работников строительных организаций в качест­ве компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда. В связи с чем и возникает вопрос: а следует ли удерживать НДФЛ с этой компенсации?

Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, освобождаются от налогооб­ложения все виды компенсационных выплат (в пределах норм), установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного само­управления. В частности, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Однако налоговое законодательство не содержит определения компенсационных выплат. Соответственно на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно использует­ся в других отраслях законодательства, в рассматриваемом случае – в трудовом законодательстве.

Так, согласно статье 164 Трудового кодекса РФ, компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязаннос­тей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Если исходить из данного определения, возникает противоречие между приведенными выше нормативно-правовыми актами и положениями Трудового кодекса РФ. В первую очередь это объясняется тем, что дополнительный отпуск не является денежной выплатой, представляя собой фактически совокупность дней отдыха, предоставляемых работнику организацией.

Право работника на отдых закрепле­­но в статье 21 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что оно обеспечивается в том числе предоставлением оплачиваемого ежегодного отпуска (как основного, так и дополнительного).

То есть, исходя из положений Трудового кодекса РФ, предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска, а вместе с ним и ежегодного дополнительного отпуска, является не компенсацией, а гарантией, обеспечивающей осуществление прав работников в области трудовых отношений.

Обращаем внимание на то, что, согласно статье 5 Трудового кодекса РФ, в случае возникновения противоречий применяются нормы Трудового кодекса РФ.

Из сказанного следует, что положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не распространяются на ежегодный ­дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку его предоставление не является компенсационной выплатой. А следовательно, сумма оплаты такого отпуска подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.

Данная позиция отражена в письмах Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-04-06-02/46, от 4 июля 2007 г. № 03-04-06-01/211, от 25 октября 2005 г. № 03-05-01-04/334.

В недавнем письме от 6 мая 2013 г. № 03-04-06/15555 финансовое ведомство придерживается такого же подхода и отвечает, что положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогооб­ложения сумм оплаты дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, статья 217 Налогового кодекса РФ не содержит. И что эти суммы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Заметим: судебная практика по рассматриваемому вопросу отсутствует.

Поэтому считаем, что строительной компании при предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска своим сотрудникам за работу во вредных (тяжелых, опасных) условиях труда НДФЛ с сумм отпускных следует рассчитать, удержать и перечислить в бюджет.

Важно запомнить

По мнению чиновников, оплата работодателем дополнительного отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно установленной компенсацией не является и подлежит обложению НДФЛ в общем порядке (письмо Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-04-06/15555).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №7, июль 2013 г.

Начать дискуссию