Предоставление льгот
Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск имеют отдельные категории работников, труд которых связан с условиями, отклоняющимися от нормальных (ст. 116 Трудового кодекса РФ).
В статье 117 Трудового кодекса РФ указано, в частности, что дополнительный отпуск полагается работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда. При этом конкретный порядок определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 установлена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для персонала, занятого на тяжелых, вредных и опасных работах (либо в иных особых условиях труда), подтвержденных результатами аттестации рабочих мест. Она составляет не менее семи календарных дней (необходимо отметить, что формулировка п. 1 постановления № 870 однозначно относит предоставление дополнительного отпуска к компенсации).
При этом если применительно к конкретным профессиям (должностям), содержащимся в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (далее – Список) предусмотрены более высокие компенсации работникам, то подлежит применению Список. Поскольку до настоящего времени нет нормативного правового акта, который Правительство РФ поручило принять в шестимесячный срок еще в 2008 году (см. п. 2 постановления № 870), позволяющего дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
Строительным организациям нужно руководствоваться разделом XXV Списка «Строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы», где в зависимости от профессии установлена продолжительность дополнительного отпуска от 6 до 12 рабочих дней.
Итак, имеющимися нормативно-правовыми актами закрепляется предоставление ежегодного дополнительного отпуска определенным категориям работников строительных организаций в качестве компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда. В связи с чем и возникает вопрос: а следует ли удерживать НДФЛ с этой компенсации?
Налог на доходы физических лиц
Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, освобождаются от налогообложения все виды компенсационных выплат (в пределах норм), установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. В частности, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Однако налоговое законодательство не содержит определения компенсационных выплат. Соответственно на основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства, в рассматриваемом случае – в трудовом законодательстве.
Так, согласно статье 164 Трудового кодекса РФ, компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Если исходить из данного определения, возникает противоречие между приведенными выше нормативно-правовыми актами и положениями Трудового кодекса РФ. В первую очередь это объясняется тем, что дополнительный отпуск не является денежной выплатой, представляя собой фактически совокупность дней отдыха, предоставляемых работнику организацией.
Право работника на отдых закреплено в статье 21 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что оно обеспечивается в том числе предоставлением оплачиваемого ежегодного отпуска (как основного, так и дополнительного).
То есть, исходя из положений Трудового кодекса РФ, предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска, а вместе с ним и ежегодного дополнительного отпуска, является не компенсацией, а гарантией, обеспечивающей осуществление прав работников в области трудовых отношений.
Обращаем внимание на то, что, согласно статье 5 Трудового кодекса РФ, в случае возникновения противоречий применяются нормы Трудового кодекса РФ.
Из сказанного следует, что положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не распространяются на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку его предоставление не является компенсационной выплатой. А следовательно, сумма оплаты такого отпуска подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.
Данная позиция отражена в письмах Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-04-06-02/46, от 4 июля 2007 г. № 03-04-06-01/211, от 25 октября 2005 г. № 03-05-01-04/334.
В недавнем письме от 6 мая 2013 г. № 03-04-06/15555 финансовое ведомство придерживается такого же подхода и отвечает, что положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, статья 217 Налогового кодекса РФ не содержит. И что эти суммы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.
Заметим: судебная практика по рассматриваемому вопросу отсутствует.
Поэтому считаем, что строительной компании при предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска своим сотрудникам за работу во вредных (тяжелых, опасных) условиях труда НДФЛ с сумм отпускных следует рассчитать, удержать и перечислить в бюджет.
Важно запомнить
По мнению чиновников, оплата работодателем дополнительного отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно установленной компенсацией не является и подлежит обложению НДФЛ в общем порядке (письмо Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-04-06/15555).
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №7, июль 2013 г.
Начать дискуссию