Основные средства

Учет материалов, полученных при ликвидации основных средств, незавершенного строительства, товаров и готовой продукции

В процессе демонтажа или ликвидации отдельных объектов основных средств у компании могут остаться те или иные материалы, пригодные для дальнейшего использования или реализации. Их приходуют в том же порядке, что и при безвозмездном получении. То есть по рыночной цене, которая равна возможной выручке от продажи подобных ценностей (*).

В процессе демонтажа или ликвидации отдельных объектов основных средств у компании могут остаться те или иные материалы, пригодные для дальнейшего использования или реализации. Их приходуют в том же порядке, что и при безвозмездном получении. То есть по рыночной цене, которая равна возможной выручке от продажи подобных ценностей (*).

Учим правильно вести бухгалтерский учет в строительных компаниях на курсе повышения квалификации «Учет в строительстве».

Вы узнаете об учете капитальных вложений и долевого строительства на основании нормативной базы и правил 2024 года, их особенностях для инвестора, подрядчика, застройщика и заказчика. Курс ведут эксперты из строительной сферы, которые на живых примерах, с тестами и практическими заданиями помогут освоить материал.

После прохождения курса выдаем официальное удостоверение о повышении квалификации на 120 часов и вносим его в реестр ФИС ФРДО Рособрнадзора. Успейте записаться, пока на обучение скидка 10%.

Записаться

Однако в отличие от стоимости безвозмездно полученного имущества в результате подобных операций доходов будущих периодов у компании в любом случае не возникает (независимо от положений ее учетной политики). После оприходования рыночную стоимость материалов отражают в составе прочих доходов фирмы (счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 1 "Прочие доходы"). Те или иные дополнительные затраты, которые напрямую связаны с получением материалов (например, на доставку ценностей до склада компании), увеличивают их первоначальную стоимость в общем порядке (**). Аналогично учитывают и материалы, оставшиеся после ликвидации объектов незавершенного строительства.

Пример

На балансе компании числится здание производственного цеха. Его первоначальная стоимость составляет 1 600 000 руб. По зданию начислена амортизация в размере 1 450 000 руб. В связи с производственной необходимостью компанией принято решение о демонтаже и ликвидации постройки. Расходы на эту операцию (заработная плата рабочих, занятых в демонтаже, и начисленные страховые взносы с нее, оплата услуг сторонних организаций-подрядчиков, амортизация необходимого инструмента и т.д.) составили 680 000 руб. (в том числе НДС - 78 000 руб.).

В процессе демонтажа были оприходованы материалы (металлолом, строительные конструкции и т.п.) рыночной стоимостью 67 000 руб. Для их оценки привлекался независимый оценщик. Затраты на оплату его услуг составили 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Затраты на доставку материалов до склада фирмы - 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.).

Указанные операции были отражены записями:

Дебет 02 Кредит 01

- 1 450 000 руб. - списана амортизация по зданию;

Дебет 91-2 Кредит 01

- 150 000 руб. (1 600 000 - 1 450 000) - списана остаточная стоимость здания цеха;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- 78 000 руб. - учтен "входной" НДС по расходам на демонтаж здания;

Дебет 91-2 Кредит 02 (10, 23, 60, 69, 70, 76)

- 602 000 руб. (680 000 - 78 000) - списаны расходы на демонтаж здания;

Дебет 99 Кредит 91-9

- 752 000 руб. (150 000 + 602 000) - учтен убыток от демонтажа здания;

Дебет 68 Кредит 19

- 78 000 руб. - принят к вычету НДС по расходам на демонтаж;

Дебет 10 Кредит 91-1

- 67 000 руб. - оприходованы материалы, оставшиеся после демонтажа, по рыночной цене;

Дебет 19 Кредит 60

- 900 руб. - учтен "входной" НДС по услугам оценщика;

Дебет 10 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 - 900) - затраты на оплату услуг оценщика списаны на увеличение стоимости материалов;

Дебет 19 Кредит 60

- 1080 руб. - учтен "входной" НДС по расходам на доставку материалов;

Дебет 10 Кредит 60

- 6000 руб. (7080 - 1080) - расходы на доставку материалов списаны на увеличение их стоимости;

Дебет 68 Кредит 19

- 1980 руб. (900 + 1080) - принят к вычету НДС по расходам, связанным с получением материалов.

В результате этих операций фактическая себестоимость материалов, по которой они должны быть отражены по строке 1210 бухгалтерского баланса, составит:

67 000 + 5000 + 6000 = 78 000 руб.

Зачастую товары, учтенные на счете 41 "Товары", подвергаются разукомплектации (то есть разборке). В результате компания получает те или иные запасные части от них. Такие части должны быть оприходованы. Порядок их отражения в бухгалтерском учете зависит от того, как фирма предполагает их использовать в дальнейшем. Возможны два варианта.

Первый - полученные ценности предполагается использовать в деятельности самой фирмы (например, при ремонте ее основных средств). В такой ситуации имущество, полученное в результате разукомплектации, отражают в составе материалов (счет 10 "Материалы").

Второй - полученные ценности предполагается в дальнейшем продать. В такой ситуации их приходуют:

- в качестве товаров (счет 41 "Товары");

- в качестве готовой продукции (счет 43 "Готовая продукция").

И в первом, и во втором варианте стоимость указанных ценностей, не списанных на 31 декабря 2012 года, указывают по строке 1210 "Запасы" унифицированной формы бухгалтерского баланса.

Чтобы правильно отразить полученные ценности в учете, необходимо рассмотреть, является ли операция по разукомплектации товара, результат которой заключается в получении из одного товара нескольких единиц другого, операцией, совершаемой в рамках торговой деятельности, либо такая операция признается производством нового товара.

Так, в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 оптовой и розничной торговле посвящен подраздел GA, который включает в себя оптовую и розничную торговлю (перепродажу без изменения) любыми видами товаров и предоставление услуг, связанных с продажей товаров. Продажа без изменения включает в себя обычные операции, связанные с торговлей: сортировку и сборку товаров, смешивание товаров (например, вин), розлив по бутылкам, упаковывание, разделение крупных партий товаров на более мелкие и переупаковывание мелкими упаковками, хранение (в том числе в замороженном или охлажденном виде), очистку и сушку. Поэтому разукомплектация товара, при которой происходит разбор комплекта на составляющие без изменения их характеристик, является операцией, совершаемой в рамках торговой деятельности. Полученные в результате разукомплектации ценности отражают в качестве товаров.

В то же время изменение статуса имущества (то есть перевод товаров в состав материалов или готовой продукции) связано с тем, что в результате разборки товаров компания может получить ценности, которые представляют собой иную товарную позицию в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 по отношению к первоначальным ценностям. Следовательно, фирмой выполняется их переработка. В результате подобной операции компания получает готовую продукцию, а не товары.

Отметим, что в отличие от операции по ликвидации основных средств полученные материальные ценности приходуют не по рыночной цене, а по стоимости всех затрат, связанных с разукомплектацией товаров. Дело в том, что в данной ситуации речь идет о создании ценностей (материалов или готовой продукции) силами самой организации. Тогда их фактическую себестоимость определяют исходя из фактических затрат, связанных с производством. Учет и формирование таких затрат осуществляются в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции, закрепленном в учетной политике фирмы. Это предусмотрено пунктом 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Пример

Компания занимается производством и торговлей. Фирма приобрела автомобиль для его дальнейшей перепродажи. Его стоимость составила 944 000 руб. (в том числе НДС - 144 000 руб.). В процессе транспортировки машине был нанесен непоправимый ущерб. В результате компания решила ее разобрать на запасные части. Затраты на разборку машины (заработная плата рабочих и соцначисления с нее, амортизация необходимого оборудования, оплата услуг сторонних организаций и т.д.) составили 89 000 руб. (в том числе НДС - 8400 руб.).

Операции по оприходованию машины были отражены в учете записями:

Дебет 19 Кредит 60

- 144 000 руб. - учтен "входной" НДС по машине;

Дебет 41 Кредит 60

- 800 000 руб. (944 000 - 144 000) - оприходована машина;

Дебет 68 Кредит 19

- 144 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС по машине.

Полученные запасные части предполагается использовать для ремонта других автомобилей, принадлежащих компании. Операции по их оприходованию будут отражены записями:

Дебет 20 Кредит 41

- 800 000 руб. - списана стоимость автомобиля, подвергшегося разборке;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- 8400 руб. - отражен "входной" НДС по затратам на разукомплектацию машины;

Дебет 20 Кредит 02 (23, 60, 69, 70, 76)

- 80 600 (89 000 - 8400) - учтены расходы по разукомплектации машины;

Дебет 68 Кредит 19

- 8400 руб. - принят к вычету НДС по расходам на разукомплектацию;

Дебет 10 Кредит 20

- 880 600 руб. (800 000 + 80 600) - расходы по разукомплектации списаны на увеличение стоимости материалов.

В аналогичном порядке отражают расходы на разборку и разукомплектацию готовой продукции.

Пример

В бухгалтерском учете компании числится строительный кран стоимостью 1 300 000 руб. В связи с тем, что компания не может его реализовать, было принято решение разобрать кран на запасные части. Впоследствии их предполагается использовать для доукомплектации других видов готовой продукции. Затраты на разборку крана (заработная плата рабочих и соцначисления с нее, амортизация необходимого оборудования, оплата услуг сторонних организаций и т.д.) составили 136 000 руб. (в том числе НДС - 12 000 руб.).

Указанные операции отражают в учете записями:

Дебет 20 Кредит 43

- 1 300 000 руб. - списана стоимость крана, подвергшегося разборке;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- 12 000 руб. - отражен "входной" НДС по затратам на разукомплектацию крана;

Дебет 20 Кредит 02 (10, 23, 60, 69, 70, 76)

- 124 000 (136 000 - 12 000) - учтены расходы по разукомплектации крана;

Дебет 68 Кредит 19

- 12 000 руб. - принят к вычету НДС по расходам на разукомплектацию крана;

Дебет 10 Кредит 20

- 1 424 000 руб. (1 300 000 + 124 000) - оприходованы материалы, полученные в результате разукомплектации крана.

По материалам книги-справочника "Годовой отчет" под общ. редакцией В.Верещаки

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию