Бюджетный учет

Платные образовательные услуги: бухгалтерский и налоговый аспекты

Новый закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, предусматривает возможность оказания платных образовательных услуг, в том числе для детей. При этом нужно правильно учесть поступающие от родителей (представителей) детей средства в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим, как это сделать.

Новый закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, предусматривает возможность оказания платных образовательных услуг, в том числе для детей. При этом нужно правильно учесть поступающие от родителей (представителей) детей средства в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим, как это сделать.

Возможность взимания платы

С 1 сентября 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273‑ФЗ В«Об образовании в Российской ФедерацииВ». Статьей 101 этого закона предусмотрено осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании им платных образовательных услуг.

При этом следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (далее Правила).

В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3 Правил).

К платным образовательным услугам, которые предоставляются государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся;
  • другие услуги.

Установление размера платы

Предоставление платных услуг образовательными учреждениями осуществляется на основании договора. Его условиями должны быть предусмотрены размер платы и порядок оплаты таких услуг.

Примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг утверждены приказами Минобразования России:

от 28 июля 2003 г. № 3177 для сферы профессионального образования;

от 10 июля 2003 г. № 2994 для сферы общего образования.

Размер платы за оказанные образовательные услуги устанавливается бюджетными и автономными образовательными учреждениями самостоятельно. Обратимся к пункту 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898. Там указано, что размер платы определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

Бухгалтерский учет поступлений

В соответствии с заключенными договорами в учете начисляются доходы с использованием счета 205 00 В«Расчеты по доходамВ», который предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат.

Это закреплено в пункте 197 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Расчеты по суммам доходов от выполнения работ, оказания услуг отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

  • казенные учреждения учитывают суммы на счете 1 205 31 000 В«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услугВ»;
  • бюджетные на счете 2 205 31 000 В«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услугВ»;
  • автономные учреждения на счете 0 205 30 000 В«Расчеты по доходам от оказания платных работ, услугВ».

Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в карточке учета средств и расчетов и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Отражение операций по счету осуществляется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Применение ККТ при наличных расчетах

Оплата в соответствии с договором за оказание платных услуг производится денежными средствами в кассу учреждения, через банк или платежными картами.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ В«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картВ» определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт с населением без применения контрольно-кассовой техники.

Но только при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

Важным моментом является тот факт, что порядок оплаты (наличным или безналичным расчетом) необходимо прописать в договоре с заказчиком образовательной услуги в соответствии с пунктом 14 Правил.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Форма квитанции (ф. 0504510) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н В«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применениюВ».

Применение приходного кассового ордера предусмотрено пунктом 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

При поступлении денежных средств в учете составляются бухгалтерские записи с использованием счетов 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» в журнале операций с безналичными денежными средствами или 201 34 «Касса» в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Налогообложение платных услуг

Рассмотрим порядок налогообложения средств от оказания платных образовательных услуг.

Налог на добавленную стоимость

Этим налогом не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Такая льгота прописана в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При этом, по мнению автора, платный отбор детей для поступления в школу или кружок вряд ли является предметом реализации образовательных программ в учреждении, указанном в лицензии. Поэтому с данной суммы необходимо начислить и уплатить НДС во избежание разногласий с налоговыми органами.

Налог на прибыль

Доходы, полученные образовательным учреждением от оказания платных услуг, включаются в состав налогооблагаемого дохода в соответствии с установленным методом признания выручки для целей налогового учета (кассовый или метод начисления). При этом следует помнить, что кассовый метод для целей налогового учета могут применять только те учреждения, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ учреждения, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов.

Правда, только при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1, 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. Они таковы:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы. Либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются (письмо Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/4/53);
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Что касается доходов казенных учреждений, то в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Важно запомнить

Образовательные учреждения вправе устанавливать самостоятельно размер платы за оказываемые услуги.

Опубликовано в журнале «Учет в сфере образования» № 6, июнь 2013 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию