УСН

Первичные документы и "упрощенка"

Вопрос о том, нужны ли первичные документы тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения, возник не случайно. Требование об обязательном оформлении всех хозяйственных операций первичными документами содержится в законе о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21,10.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). А организации, перешедшие на "упрощенку", бухгалтерский учет по общим правилам могут не вести за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухгалтерском учете). Также первичные документы, как известно, необходимы для ведения налогового учета по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ), который при упрощенной системе не платится.

В. Егоров, "Учет, налоги, право" № 14

"Я охладел к учетным книжкам, не потому, что стал ленив; ученья корень горек слишком, а плод, как правило, червив."
И. Губерман

Многие организации, перейдя на упрощенную систему налогообложения, считают, что теперь им не нужны первичные документы и о них можно забыть…

"Первичка" и налоговый учет

Вопрос о том, нужны ли первичные документы тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения, возник не случайно. Требование об обязательном оформлении всех хозяйственных операций первичными документами содержится в законе о бухгалтерском учете (ст. 9 Федерального закона от 21,10.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). А организации, перешедшие на "упрощенку", бухгалтерский учет по общим правилам могут не вести за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухгалтерском учете). Также первичные документы, как известно, необходимы для ведения налогового учета по налогу на прибыль (ст. 313 НК РФ), который при упрощенной системе не платится.

И все же от "первички" нельзя отказаться. Дело в том, что налоговый учет для единого налога при упрощенной системе налогообложения ведется на основании книги учета доходов и расходов (п. 1 ст. 346.24 НК РФ). В свою очередь записи в книге производятся на основании первичных документов (п. 1.1 Порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом МНС России от 28.10.02 № БГ-3-22/606). Следовательно, первичные учетные документы необходимы для ведения налогового учета. Без них налоговый учет будет недостоверным.

Документы и расходы

Мы выяснили, что первичные документы нужны и на их основании ведется книга учета доходов и расходов. Но на этом этапе возникает еще один вопрос – нужно ли организации оформлять расходные первичные документы, если она выбрала объектом налогообложения доходы? Ведь такие организации не отражают в книге учета доходов и расходов произведенные затраты (п. 2.5 Порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов). Тем более что требование о документальном подтверждении затрат относится к организациям, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Но пренебрегать расходными первичными документами не стоит и организациям, уплачивающим единый налог с доходов. Объясним почему.

Во-первых, следует помнить, что исчисление единого налога является лишь одним из финансовых расчетов организации. Для участников общества, акционеров и руководства по-прежнему необходимо рассчитывать реальный финансовый результат. Кроме того, необходимо вести внутренний учет расчетов с дебиторами, кредиторами, –подотчетными лицами и т.д. Попробуйте сделать это без наличия первичных документов. Вряд ли получится. И это лишь часть операций, которые должны быть документально подтверждены. Так что вести первичную документацию нужно.

Во-вторых, Налоговый кодекс предусматривает два случая, когда организации обязаны вернуться к обычной системе налогообложения; если доход за отчетный (налоговый) период превысит 15 млн рублей или же остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по данным бухгалтерского учета, будет больше 100 тыс. рублей. Причем при нарушении установленных пределов возврат происходит с начала квартала, в котором этот случай наступил (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). К примеру, доход организации в декабре 2003 года превысит 15 млн рублей, поэтому с 1 октября она должна будет восстановить бухгалтерский учет и учет для налога на прибыль на основании первичных документов. В этом случае расходы признаются на дату их осуществления независимо от даты оплаты (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Согласитесь, что без первичных документов сделать это будет невозможно.

A ecть ли штраф?

Итак, глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" требует обязательного, именно обязательного, документального подтверждения расходов, если организация платит единый налог с доходов, уменьшенных на расходы (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому при отсутствии первичных документов по расходам налогоплательщику может грозить штраф по статье 122 НК РФ за занижение налоговой базы и соответственно неполную уплату суммы налога. Штраф – в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ).

А вот могут ли организацию оштрафовать за отсутствие первичных документов (кроме документов по учету основных средств и нематериальных активов) по статье 120 НК РФ? Нет, не могут, независимо от того, какой объект налогообложения выбрала себе организация. Дело в том, что Налоговый кодекс не дает определения первичных документов. Следовательно, это понятие применяется из законодательства о бухгалтерском учете (п. 1 ст. 11 НК РФ). А как мы уже сказали, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не обязаны вести бухгалтерский учет (за исключением учета ОС и НМА) и как следствие оформлять первичные документы (также за исключением документов по учету ОС и НМА).

Что касается отсутствия первичных документов в налоговом учете, то и здесь ответственность не наступит. Это подтверждает и судебная практика. К примеру, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал, что отсутствие первичных налоговых документов не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.

Начать дискуссию