ЭДО

Для работы с электронными документами подходят не все КЭП

Федеральный закон РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает три вида сертификатов КЭП (квалифицированной электронной подписи). Чем они отличаются и все ли пригодны для работы с электронными документами?
Для работы с электронными документами подходят не все КЭП
Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании "СКБ Контур"

Федеральный закон РФ от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает три вида сертификатов КЭП (квалифицированной электронной подписи). Чем они отличаются и все ли пригодны для работы с электронными документами?

Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ, сертификаты КЭП бывают трех типов: выданные на физическое лицо, выданные на организацию с указанием физического лица-владельца сертификата (или выданные на ИП) и выданные на юридическое лицо без указания владельца. Они различаются по перечням обязательных сведений, содержащихся в сертификате.

«Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью» (п. 1 ст.6 63-ФЗ). Таким образом, любой электронный документ, подписанный КЭП, признается юридически значимым. Однако это касается только двух первых типов сертификатов.

Что касается третьего типа. Читаем п. 3 ст.14 63-ФЗ: выданный на юридическое лицо сертификат квалифицированной электронной подписи используется «для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг <…>».

Там же указано, что сертификат может использоваться «также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами». Несмотря на это подписывать таким сертификатом электронные документы нельзя. Обратимся к ст. 169 Налогового кодекса РФ: «Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом)». То есть сертификатом КЭП без указания лица-владельца подписать счет-фактуру не получится. Аналогично, согласно п.2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы должны содержать «подписи лиц <…> с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц».

Таким образом, из трех типов сертификатов КЭП для работы с электронными документами подходят только электронные подписи, выданные на физическое лицо или на организацию с указанием физического лица-владельца сертификата. Отмечу, что Удостоверяющий Центр компании СКБ Контур еще летом 2012 года прошел необходимую аккредитацию и в настоящий момент выдает сертификаты квалифицированных электронных подписей, в том числе предназначенные для работы с электронными юридически значимыми документами.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию