Отчетность в ФСС

Отчитываемся по страховым взносам за первое полугодие 2013 года: новшества и нюансы

Первое полугодие 2013 года подошло к концу и страхователям необходимо отчитаться по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Знаковым событием стало долгожданное утверждение новой формы-4 ФСС. Формы персонифицированной отчетности и отчетности по взносам на обязательное пенсионное (медицинское) страхование изменений по сравнению с предыдущим отчетным периодом не претерпели.
Отчитываемся по страховым взносам за первое полугодие 2013 года: новшества и нюансы
Анастасия Моргунова, директор департамента налогового консалтинга интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Первое полугодие 2013 года подошло к концу и страхователям необходимо отчитаться по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Знаковым событием стало долгожданное утверждение новой формы-4 ФСС.

Формы персонифицированной отчетности и отчетности по взносам на обязательное пенсионное (медицинское) страхование изменений по сравнению с предыдущим отчетным периодом не претерпели.

Форма-4 ФСС

Новая форма-4 ФСС утверждена Приказом Минтруда России № 107н от 19 марта 2013 г. Он вступил в силу 24 июня 2013 года, новую форму необходимо применять с отчета за первое полугодие 2013 года.

Представить расчет по форме-4 ФСС в территориальное отделение ФСС России необходимо как и прежде – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. То есть в этом году отчитаться за первое полугодие нужно не позднее 15 июля 2013 года (этот день приходится на понедельник).

Новая форма не многим отличается от прежней, которую страхователи сдавали по итогам первого квартала 2013 года. Изменений всего два.

Первое можно назвать скорее техническим – на титульном листе теперь отсутствует поле для указания кода ОКВЭД. В новой форме код ОКВЭД необходимо будет указать дважды: при заполнении таблицы 1 раздела I и в начале заполнения раздела II.

Однако если при заполнении раздела II указать код ОКВЭД должны абсолютно все страхователи, то при заполнении таблицы 1 раздела I данное правило будет касаться лишь отдельных категорий плательщиков, применяющих пониженный тариф взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (0 процентов). К ним относятся:

– организации (индивидуальные предприниматели), применяющие УСН, основные виды деятельности которых приведены в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.;

– некоммерческие организации на УСН, перечисленные в п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.

Таким образом, если страхователь применяет общий тариф страховых взносов (в 2013 году он составляет 2,9 процента), то заполнять данное поле при заполнении таблицы 1 раздела I не потребуется.

Подтверждение: п. 6, 24 Порядка, утв. Приказом Минтруда России № 107н от 19 марта 2013 года.

Второе изменение носит более существенный характер и представляет собой новую таблицу 10 относящуюся к разделу II. Данная таблица предназначена для отражения сведений об аттестации рабочих мест и о проведенных обязательных медицинских осмотрах (эти сведения учитываются при определении размера скидки или надбавки к страховому тарифу по взносам на страхование от несчастных случаев и производственных заболеваний). Заполнять таблицу нужно по состоянию на 1 января текущего года.

Таблица 10 состоит из двух строк и 8 граф.

В первой строке по соответствующим графам необходимо будет указать данные о проведенной аттестации, во второй – данные о проведенных медосмотрах.

В п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтруда России № 107н от 19 марта 2013 года сказано, что страхователи представляют указанную таблицу только при наличии в ней соответствующих показателей.

Комментарий. На настоящий момент аттестацию нужно проводить в отношении рабочих мест, требующих проверки на безопасность условий труда. Однако это правило действует лишь с 26 февраля 2013 года. До этого момента аттестацию должны были проводить все работодатели в отношении каждого рабочего места. И формально если таблица 10 составляется по состоянию на 1 января 2013 года, то и данные о проведенной аттестации должны присутствовать в ней обязательно (конечно при условии, что организация зарегистрирована ранее 1 января 2013 года). То есть при представлении отчета по форме-4 ФСС начиная с первого полугодия 2013 года в течение всего 2013 года в ней должна присутствовать таблица 10. Косвенно об этом свидетельствует и положения п. 30.1 Порядка, утв. Приказом Минтруда России № 107н от 19 марта 2013 года. В нем, в частности, приведены положения прежней редакции п. 8 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г., согласно которому каждое рабочее место должно проходить аттестацию не реже одного раза в пять лет.

Внимание! За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:

– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;

– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Медосмотры

В отношении медосмотров в таблице необходимо отразить данные по количеству работников, которые подлежат обязательным предварительным и периодическим медосмотрам и которые фактически прошли их на начало 2013 года. Следует обратить внимание на такой нюанс. Отражать в данных графах нужно данные не по всем медосмотрам, а только в отношении тех работников, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Данные по иным работникам, в отношении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры отражать в таблице 10 не нужно. В частности данное правило касается:

– работников в возврате до 18 лет;

– спортсменов.

Подтверждение: ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 348.3 Трудового кодекса РФ.

Подробная информация о необходимости и порядке проведения аттестации рабочих мест, обязательных предварительных и периодических медосмотрах, правилах формирования формы-4 ФСС представлена в разделе "Вопрос-ответ".

РСВ-1 ПФР и персонифицированная отчетность

В отношении взносов на обязательное пенсионное (медицинское) страхования и представления сведений персонифицированного учета по сравнению с первым кварталом 2013 года формы отчетности не изменились. В срок не позднее 15 августа 2013 года (данный день приходится на четверг) страхователям необходимо будет представить в свое территориальное отделение ПФР:

– форму РСВ-1ПФР за полугодие 2013 года;

– пакет сведений персонифицированного учета.

В составе сведений персонифицированного учета за полугодие 2013 года необходимо будет представить следующие формы:

– Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица;

– Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР;

– Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР.

Комментарий: Обратите внимание! Если у страхователя работают временно пребывающие иностранцы, которые не застрахованы в ПФР, то выплаты в их пользу отражать в ведомости по РСВ-1 ПФР не нужно. Это связано с тем, что в отчетности отражаются выплаты только в отношении застрахованных иностранных граждан. К таковым из числа иностранных граждан относятся работники со статусом временно и постоянно проживающих, а так же временно пребывающие иностранные граждане, с которым заключен трудовой договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (за исключением высококвалифицированных специалистов). Если срок трудового договора (договоров) с временно пребывающим иностранцем менее 6 месяцев в течение календарного года, то он не признается застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования и соответственно выплаты в его пользу не нужно отражать по строкам 203 и 213 формы РСВ-1 ПФР. Кроме того, временно пребывающие работники (вне зависимости от срока заключения с ними трудового договора) не признаются застрахованным в системе обязательного медицинского страхования. Таким образом, выплаты в пользу незастрахованных временно пребывающих иностранных граждан не требуется отражать в форме РСВ-1 ПФР.

Представлять сведения персонифицированного учета на таких работников так же не нужно, так как они оформляются только в отношении застрахованных граждан.

Подтверждение: п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г., п. 8.4. Порядка, утв. Приказом Минтруда России № 639н от 28 декабря 2012 г.

Максимум информации по различным аспектам, касающихся иностранных граждан (в т.ч. высококвалифицированных специалистов) находится тут.

– порядок въезда на территорию России, условия их пребывания;

– особенности приема на работу, трудовой деятельности, увольнения (в т.ч. образцы заполненных бланков);

– вопросы налогообложения и обложения взносами выплат в пользу иностранных граждан, а также представление отчетности.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • serenasan
    Ну вот, опять что-то выдумали новое... Спасибо за подробные разъяснения! Пошла еще на ваш сайт читать