Бухгалтерия

Бухгалтер теперь отвечает по всем долгам компании

30.06.2013 года вступил в силу закон № 134-ФЗ с романтичным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Бухгалтер теперь отвечает по всем долгам компании
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

30.06.2013 года вступил в силу закон № 134-ФЗ с романтичным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», объявивший следующие новшества:

  • бухгалтер (если вдруг "ведомая" им компания задолжает денег) приравнивается к лицу, контролирующему должника;
  • бухгалтер несет солидарную ответственность по долгам компании, бухучет которой он вел (т.е. отвечает по долгам наравне с организацией);
  • закон презюмирует вину бухгалтера в несостоятельности компании, если документы бухгалтерского учета не будут признаны идеально составленными и хранящимися в надлежащем виде.

С чего бы это?

Закон № 134-ФЗ внес изменения в ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», рассматривающую вопросы ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве.

Выдержки из пункта 4 этой статьи:

«Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:… документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника…»

Когда угроза становится реальной?

Итак, давайте еще раз посмотрим, когда бухгалтер отвечает по долгам своей компании:

1. Организация должна иметь задолженность. При этом, компания может быть любой организационно-правовой формы, поэтому, счетные работники всяких там МУП и ФГУП отвечают наравне с бухгалтерами ООО, АО и даже ИП;

2. Организацию должны признать банкротом. Не тешьте себя пустыми надеждами – это не сложно. Банкротом организацию признает Арбитражный суд по иску любого из кредиторов (контрагента или ФНС, уполномоченной на подачу таких заявлений в интересах любого госоргана) при сумме долга свыше 100 тыс. рублей. Да, кстати, и сам должник (сама компания) может (а иногда и обязан) обратиться с заявлением о своем банкротстве;

3. Документы бухгалтерского учета должны отсутствовать / не содержать всю необходимую информацию / содержать искаженную информацию, что должно затруднить процедуру банкротства.

Ну здесь то все понятно:

- все документы должны быть на месте (интересно, так бывает?). При этом, законодатель, очевидно, имеет в виду так же документы, послужившие основанием для составления документы бухгалтерского учета. Поэтому, получив «первичку» из рук её выпускать нельзя. Кстати, если у бухгалтера не нашли документов о том, куда делась ручка из закупленных канцтоваров – документы бухучета формально могут быть признаны отсутствующими;

- информация в документах не должны быть искаженной. Понятно, что если если есть споры, например, проигранные ФНС – документы будут признаны искаженными. Или учтено принятие контрагентом товара, а накладная (или доверенность к ней) отсутствует. Информация становится искаженной…

- проблемы с документами бухучета должны затруднять процедуру банкротства. Ну и здесь все просто. Не видно по документам, куда ушла ручка из канцтоваров! Ого! Разбазаривание конкурсной массы!

4. На бухгалтера должна быть возложена обязанность ведения бухгалтерского учета и (или) хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так что, уважаемые, проверьте свои трудовые договоры и дополнения к ним, да и, в реальности ознакомьтесь со своими должностными обязанностями.

Насколько можно «попасть»?

Пункт 4 статьи 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» безжалостен…

Бухгалтер должен оформлять все документы бухучета идеально и хранить их, как Кощей яйцо.

Вступивший в силу закон говорит о том, что «размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника».

Иными словами, даже, если документов не хватает на один рубль (или на рубль они искажены) – разбираться теперь с бухгалтером будут по всей сумме долга предприятия.

А если невиноватая я?

Вы, может, Конституцию вспомнили? Про презумпцию невиновности и прочие вольности правовых государств? В общем, к рассматриваемым правоотношениям, такие положения неприменимы.

Еще раз подчеркнем положения рассматриваемой статьи: «Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц…». Ну вы же помните, что в случае банкротства (и выявленных недостатков документов бухучета) – бухгалтер – «лицо, контролирующее должника».

Иными словами, бухгалтер вправе говорить, что он не виноват, даже кричать об этом на суде и представлять доказательства своей невиновности. Но именно на нем висит обязанность убедить суд в своей невиновности. Иначе – действует презумпция виновности.

Впрочем, претензии к бухгалтеру могут быть уменьшены: «Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица».

При этом, интересно… например, потерялись документы все на ту же ручку, стоимостью в рубль… а конкурсный управляющий ее полгода ищет (содержа при себе для этих целей бригаду юристов и бухгалтеров) – и все за счет кредиторов… Утеря – на рубль. Убытков на миллион.

Теперь внимательно!

В общем, логика такая: бухгалтер должен быть идеальным счетным работником и хранителем бумаг, в противном случае – его виновность в неплатежеспособности организации презюмируется, и он солидарно отвечает по всем долгам компании (а его ответственность может быть уменьшена по усмотрению суда, только если он в судебном порядке докажет, что причинил вреда существенно меньше размера требований к организации).

Как вам? Уже боитесь?

Комментарии

27
  • НатальяС
    А учредители никогда ни за что не отвечают.
  • Сергей из ОПГ

    В целом, не суть, какой размер уставного капитала организации. Если он оплачен в полном объеме - то участники/акционеры, скорее всего, потеряют свои инвестиции в полном объеме (поскольку деньги из активов должника они получают явно не первые). Если он оплачен не полностью - то в процедуре банкротства его нужно будет оплатить до заявленного (участники / акционеры в любом случае отвечают по долгам общества, как минимум, в рамках неоплаченной доли / неоплаченных акций).

    Но и это не так важно. Смысл, как раз, в том, что при наличии требования кредиторов на 1 млн. рублей (и отсутствии активов у самого предприятия (вне зависимости от заявленного / оплаченного уставного капитала)) - лица, контролирующие должника, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам организации даже если при этом размер уставного капитала был оплачен в размере 2 млн. рублей.