Многие бухгалтеры не совсем четко понимают различие между понятиями «возврат товаров» и «обратная реализация». Отсюда и многочисленные проблемы на практике. Они связаны и с оформлением документов, и с отражением совершаемых операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Постараюсь объяснить разницу (а заодно и причину этой путаницы) «на пальцах», не вдаваясь в юридические тонкости, поскольку этот текст написан специально для бухгалтеров, которым вовсе не обязательно знать все тонкости гражданского законодательства.
Итак…
Продавец отгрузил покупателю партию товаров. По истечении какого-то времени покупатель возвращает эти товары (полностью всю партию или только часть) поставщику.
Важно – на каком основании (по какой причине) идет этот возврат.
Если причиной возврата является несоответствие поставленного товара условиям договора (спецификации) по качеству, комплектации, цвету, размеру и т.п., то данный возврат является именно возвратом, смысл которого в гражданско-правовом плане означает, что поставщик не выполнил должным образом своих обязательств по поставке товара.
Если же у покупателя никаких претензий к товару нет, и он возвращает товар по договоренности с поставщиком просто потому что не смог его реализовать, то такой возврат, по сути, является обратной реализацией. В этом случае по факту имеют место две сделки по реализации товаров: сначала поставщик продал товары покупателю, а потом покупатель продал эти же товары поставщику. И ничего сложного и «особенного» в этих сделках нет. Обеими сторонами они оформляются и отражаются в бухгалтерском и налоговом учете как обычная купля-продажа товаров.
Покупатель-плательщик НДС при обратной реализации выписывает своему бывшему поставщику счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров, отражает этот счет-фактуру в своей книге продаж в составе выручки. В бухгалтерском учете стоимость возвращаемых товаров отражается в составе выручки на счете 90. В налоговом учете по налогу на прибыль эта сделка также отражается в составе доходов и расходов как реализация товаров.
С возвратом же ситуация иная.
Для покупателя возврат товара по причине того, что он не соответствует условиям договора, реализацией не является. В этой части договор поставки признается не исполненным (ведь поставщик по факту так и не поставил необходимый товар). Поэтому в бухгалтерском учете покупателя стоимость возвращенного товара отражается на счете 76. Счет 90 в этом случае не затрагивается.
В налоговом учете по налогу на прибыль у покупателя никаких доходов и расходов, подлежащих включению в расчет налоговой базы, не возникает.
Что касается НДС, то в соответствии с рекомендациями ФНС России (см. письмо ФНС от 05.07.2012 № АС-4-3/11044) покупатель, возвращающий товар, принятый им к учету, должен выписать на имя своего поставщика счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров. Этот счет-фактуру покупатель регистрирует в своей книге продаж, соответственно, отраженная в нем сумма учитывается как выручка от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (в декларации по НДС покупателя эта сумма пройдет в Разделе 3 именно в составе выручки).
Таким образом, при возврате товаров, принятых к учету, покупатель фактически отражает этот возврат также, как и обратную реализацию. Но… только в целях исчисления НДС. В бухгалтерском учете при этом никакой реализации нет. В налоговом учете по налогу на прибыль тоже. И вот эта «нестыковка» как раз и ставит в тупик многих бухгалтеров. Как такое может быть? Счет-фактура при отсутствии реализации?
На самом деле, вполне себе обычная история. Это не единственная ситуация, когда правила НДС отличаются от правил бухгалтерского и налогового учета. Есть и другие операции, которые в целях исчисления НДС признаются реализацией, а в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли таковой не являются. Например, раздача рекламной продукции (каталогов, образцов товаров) себестоимостью свыше 100 руб. за единицу. В бухгалтерском и налоговом учете при такой раздаче мы признаем расходы на рекламу, а в целях исчисления НДС необходимо выписать счет-фактуру на рыночную стоимость розданной рекламной продукции и начисленную на нее сумму НДС. Данные из этого счета-фактуры отражаются в книге продаж и в Декларации по НДС в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Итак, ничего сложного в возврате товаров нет.
В любом случае при возврате принятого к учету товара организации-покупателю придется выписать поставщику счет-фактуру на стоимость возвращаемых товаров и отразить его как в книге продаж, так и в Разделе 3 своей Декларации по НДС (в составе выручки). При этом для целей исчисления НДС, в принципе, не важно, какая ситуация имеет место – «настоящий возврат» или «обратная реализация».
А вот для правильного отражения возврата в бухгалтерском учете и в целях исчисления налога на прибыль бухгалтеру организации-покупателя необходимо четко квалифицировать этот возврат либо как «настоящий возврат», либо как «обратную реализацию».
При этом основным признаком «настоящего возврата» является письменная претензия покупателя к поставщику, в которой излагаются все претензии к возвращаемому товару. Это может быть и акт о браке (если выявлен брак), и претензия произвольной формы о том, что получен товар не того наименования (например, черный шоколад вместо молочного) или не того цвета и т.п. Есть претензия – нет реализации, нет претензии – есть реализация и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
И вот здесь возникает еще одна проблема, которая не дает бухгалтеру организации-покупателя отразить возврат товаров как положено.
Если стоимость возвращаемых товаров прогоняется через счет 76 (без использования счета 90), стандартная бухгалтерская программа не позволяет автоматически сформировать счет-фактуру на стоимость этих товаров. Чтобы его сформировать, она (программа) «требует» провести возврат как реализацию. И многие бухгалтеры воспринимают это как аргумент в пользу того, что счет-фактура выписывается только в том случае, если речь идет об обратной реализации.
Часто именно это и является причиной споров между продавцами и покупателями. Продавцы жалуются на то, что покупатели при возврате товаров отказываются выписывать счета-фактуры, ссылаясь на то, что программа этого не делает.
Смешно?
Увы, не очень.
Дело в том, что для многих бухгалтеров программа, действительно, является неким «большим братом», который по определению все знает и делает правильно. Поэтому на вопрос: почему вы именно так отразили ту или иную операцию, все чаще слышишь не ответ со ссылками на Налоговый кодекс (или, на худой конец, разъяснения Минфина или ФНС), а волшебную фразу «у нас программа так делает» (как вариант – «у нас программа так НЕ делает»).
И что на это можно возразить? Мне, увы, нечего.
Комментарии
11Дело в том, что для многих бухгалтеров программа, действительно, является неким «большим братом», который по определению все знает и делает правильно
Не совсем так. За несущественную ошибку в бухгалтерском учете не накажут, а заставить программу делать так как нужно стоит денег. Иногда это просто минимизация затрат и усилий.