Прошло уже полгода с тех пор, как в Налоговый кодекс была введена глава 26.5, посвященная деятельности на патентной системе налогообложения. Впрочем, новым этот спецрежим тоже нельзя назвать: до конца 2012го ПНС действующего образца представляла собой разновидность «упрощенки» с минимальным количеством отличий от ее текущей версии. Но при всей казалось бы простоте и элементарности данной налоговой системы, вопросы относительно ее применения возникают сплошь и рядом.
Федеральные правила…
Итак, напомним, применять патентную налоговую систему могут только индивидуальные предприниматели. Переход на ПНС или возврат к иным налоговым режимам коммерсант осуществляет добровольно в порядке, установленном Налоговым кодексом (п. 2 ст. 346.44 НК РФ).
Принцип действия данного налогового режима основывается на приобретении бизнесменами патента на осуществление того или иного вида деятельности. Годовая стоимость патента фактически представляет собой налог, подлежащий уплате в рамках ПНС. Его ставка составляет 6% (ст. 346.50 НК РФ), а налоговой базой для него является величина потенциально возможного к получению годового дохода. Размер этого дохода – некая фиксированная цифра, которая должна устанавливаться на календарный год законом субъекта Российской Федерации. Сумма такого дохода не может быть меньше 100 тысяч рублей, а максимально допустимый размер согласно Налоговому кодексу составляет 1 миллион рублей.
... и региональные возможности
Кроме непосредственного определения величины потенциально возможного дохода в рамках патентной налоговой системы, местные власти, согласно Налоговому кодексу, могут при принятии закона о применении ПСН в три, пять или даже десять раз увеличить его оговоренный в Налоговом кодексе максимальный порог по отдельным видам деятельности или в зависимости от условий их осуществления (п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, в отношении некоторых видов деятельности законом может быть предусмотрена дифференциация суммы потенциального дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств или количества обособленных объектов (площадей).
Конечно же, данной возможностью, предоставленной главным налоговым документом страны, на местном уровне не преминули воспользоваться, в результате чего стоимость патента на популярные услуги в крупных городах просто зашкаливает. Так, согласно видению чиновников занятия частной медицинской деятельностью в Москве должны приносить предпринимателю 3 миллиона рублей в год, ИП, содержащий автомастерскую в Новосибирске с 10-15 сотрудниками, должен зарабатывать 2,9 миллиона, а сдача в аренду недвижимости в Рязани обеспечит ее владельцу доход аж в 10 миллионов рублей в год.
На данный момент сложно сказать, насколько популярнее станет патентная налоговая система, если региональные законодатели умерят свои аппетиты, например, со следующего года. Однако уже сейчас вскрылся еще один спорный момент, который упустили из виду авторы поправок в Налоговый кодекса и разработчики местных законов о ПНС, и который потенциально может сделать данный налоговый режим еще менее популярным в будущем. И как водится, данное законодательное упущение, к сожалению, трактуется не в пользу предпринимателей.
Разъяснения Минфина
Речь идет о ситуациях, когда в течение срока действия патента у бизнесмена произошло изменение существенных условий, которые он заявлял при его получении: увеличилось количество наемных работников, транспортных средств, объектов торговли или их площадь. Наступление подобных обстоятельств вполне возможно при осуществлении видов деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 19, 32, 33, 45 - 47 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса.
Помимо того, что и в самих действующих в настоящий момент региональных законах о ПНС суммы потенциально возможного к получению дохода, как правило, прописаны тремя столбцами – в зависимости от этих самых показателей, последние также указываются непосредственно в самом патенте при получении. Его форма, напомним, утверждена приказом ФНС России от 27 декабря 2012 года № ММВ-7-3/1014@.
В связи с этим, удивляться официальной позиции контролеров, изложенной в письме Минфина от 22 мая 2013 года №03-11-09/18174, не приходится. Чиновники считают, что если у индивидуального предпринимателя в течение срока действия патента увеличилось количество существенных показателей ведения бизнеса, то имеющийся патент на дополнительные объекты распространяться не будет.
Следовательно, и в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, в осуществлении которой задействованы новые работники, дополнительные транспортные средства или площади, ИП должен самостоятельно выбрать режим налогообложения в рамках кодекса. Ограничений при этом нет, бизнесмен запросто может остаться и на ПНС, правда ему придется получить еще один патент. Как уточняют авторы письма, сделать это он должен не позднее, чем за 10 дней до даты начала осуществления предпринимательской деятельности с новыми показателями.
Нерасставленные точки над «i»
Разумеется, авторы опубликованного документа в своих разъяснениях следуют букве закона, и называть их выводы не соответствующими положениям Налогового кодекса вряд ли будет справедливым. Однако есть как минимум два момента, которые так и остались без внимания. Первый из них касается изменений условий, по которым нельзя четко определить сумму дохода. Это не относится к ситуациям, когда речь, например, идет о приобретении для бизнеса дополнительной машины для перевозки грузов или пассажиров: подсчитать прибыль, полученную конкретно от нового автомобиля, хоть и трудозатратно, но вполне реально. Совсем другое дело, если рассматривать деятельность по сдаче в аренду складских помещений. Их площадь вполне может незначительно измениться в ходе проведения, например, ремонтных работ. Однако иногда пары квадратных метров может вполне хватить, чтобы общая площадь помещений «перевалила» за пороговое значение и обеспечила своему владельцу букет дополнительных трудностей по определению точной цифры дохода, которые ему приносят эти два дополнительных метра. Следуя проверенной на других налоговых системах логике, разделять доход в подобной ситуации скорее всего придется пропорционально. И конечно это относится к тем случаям, когда предприниматель решает совместить старый ПНС с альтернативным налоговым режимом, предполагающим прямую зависимость суммы налога от цифр реального дохода, например с УСН. К сожалению именно этот расклад представляется наиболее выгодным, не смотря на необходимость подавать декларацию. Ведь приобретение второго патента потребует заплатить за него цену, что называется по полной программе. А это с точки зрения налоговых затрат вряд ли будет оправдано в случае, когда речь идет об условных паре квадратов площади.
Второй момент, о котором умолчали специалисты Минфина, - уменьшение существенных показателей. Напрашивающийся пример – ИП, начавший бизнес с привлечением наемных сотрудников, но в силу каких-либо обстоятельств оставшийся работать самостоятельно. Казалось бы, в подобных условиях стоимость патента должна быть снижена, так как уменьшается сумма потенциально возможного к получению дохода. Однако никаких оговорок на этот счет в законодательстве нет. Так что если патентный налог уже уплачен, посоветовать что-либо сложно. Для оказавшихся в подобной же ситуации бизнесменов, которые получали патент на год и которые, воспользовавшись положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 346.51 Кодекса, еще не заплатили две трети его стоимости, (а сделать это такие ИП должны не позднее, чем за 30 календарных дней до дня окончания налогового периода), вероятно будет выгоднее аннулировать действующий патент и приобрести новый, учитывающий текущие изменения.
Комментарии
6Цитата:
" вероятно будет выгоднее аннулировать действующий патент "
Добровольная аннуляция патентов законом не предусмотрена. А если тупо не оплатить, то потеряешь право на применение ПСН до конца года. О чем автор почему-то не сообщил
ЗЫ: ПСН она. Или Вы и упрощенку УНС называете?