Первичные документы

О первичных документах для целей налогового учета

Во всем, что касается первичных документов, круги по воде от камня, называемого Закон о бухучете N 402-ФЗ, будут расходиться еще очень долго. Шутка ли, всегда нас заставляли оформлять бумаги по унифицированным образцам - и вдруг почти полная свобода. Тут кто угодно растеряется. Судя по письмам, появившимся в первом полугодии, растерялся и Минфин. Иначе как объяснить, что ведомство ускользает от внятных ответов, ограничиваясь мало что значащими, без выводов, цитатами из законодательства.

Во всем, что касается первичных документов, круги по воде от камня, называемого Закон о бухучете N 402-ФЗ, будут расходиться еще очень долго.

Шутка ли, всегда нас заставляли оформлять бумаги по унифицированным образцам - и вдруг почти полная свобода. Тут кто угодно растеряется. Судя по письмам, появившимся в первом полугодии, растерялся и Минфин. Иначе как объяснить, что ведомство ускользает от внятных ответов, ограничиваясь мало что значащими, без выводов, цитатами из законодательства.

Взять Письмо N 03-03-06/1/6700. Вопрос "прямее" некуда: можно ли использовать самостоятельно разработанную форму путевого листа для трактора при подтверждении налоговых расходов на ГСМ? В ответ отрывки из главы 25 НК о документальном подтверждении расходов и Закона N 402-ФЗ о формах документов. И все! Вывод напрашивался сам собой: разработать путевой лист трактора собственной формы можно, но чиновники почему-то решили обойтись без вывода. Видимо, самим непривычно такое писать.

Другая ситуация. Договором доставка товаров возложена на продавца. Он решил сделать гибрид из товарной и товарно-транспортной накладных, чтобы в одной бумаге были сведения о товаре и его перевозке. Вопрос в Минфин: "Можно?" В ответном Письме N 03-03-06/1/5971 опять цитаты. Решусь доделать работу министерства и отвечу прямо: можно использовать такой документ. Главное - утвердить форму в учетной политике, а также очень желательно прописать его применение в договоре, чтобы для покупателя документ не стал сюрпризом. Тогда никто вам ни слова не скажет.

Еще один "транспортный" вопрос ведомству - достаточно ли для подтверждения расходов на перевозку одновременного наличия:

  • договора перевозки;
  • акта об оказании услуг по перевозке;
  • товарно-транспортной накладной (бывшая форма 1-Т);
  • транспортной накладной, форма которой утверждена правительственными Правилами перевозки грузов автотранспортом?

Нетрудно угадать ответ Минфина в Письме N 03-03-06/1/15213, да? Сухие выдержки из нормативки плюс предложение написать насчет транспортной накладной в Минтранс. И ни малейшей попытки объяснить, что товарно-транспортная накладная вообще не нужна. По умолчанию надо составлять транспортную накладную, но если стороны хотят, они могут установить в договоре, что результаты перевозки оформляются актом. Это также допускается Уставом автомобильного транспорта. Но все четыре документа сразу? Это явный перебор!

Апофеоз министерской осторожности - Письмо N 03-03-06/1/15770. Суть поставленной перед чиновниками проблемы: что, если организация возьмет старые унифицированные формы первички и, ничего не меняя, будет использовать их и дальше? Смущало вопрошавших то, что на каждой такой форме есть текст с реквизитами постановления Госкомстата, утвердившего ее. Мол, не ошибка ли оставлять этот текст, раз сейчас утверждение первички - задача руководителя. И снова ответом были только цитаты. Осмелюсь ответить за Минфин и здесь: ничего критичного в сведениях о приказе Госкомстата, утвердившего форму, нет. Вы можете хоть в цветочек, скажем, накладную изрисовать, лишь бы в ней все обязательные реквизиты были.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга.Конференцзал" 2013, № 03

Комментарии

1
  • Целестина

    Цитата:
    "ведомство ускользает от внятных ответов, ограничиваясь мало что значащими, без выводов, цитатами из законодательства. "


    Цитата:
    " Вопрос в Минфин: "Можно?" В ответном Письме N 03-03-06/1/5971 опять цитаты. "


    Это обычная политика Минфина. Им задают прямой вопрос, а в ответ получают цитату из НК.