Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 19 по 25 августа 2013 года

Какой номер счета следует использовать для начисления оплаты своему штатному сотруднику за выполнение работ, не входящих в его должностные обязанности? Кто должен отвечать за правильность оформления проводок в 1С - сам бухгалтер или компания-дилер 1С? Чем грозит фирме сомнительный договор аренды личного автомобиля сотрудника? Может ли разведенный муж рассчитывать на "бонусы" от бизнеса жены-ИП, который был начат еще в период брака?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру с 19 по 25 августа 2013 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Какой номер счета следует использовать для начисления оплаты своему штатному сотруднику за выполнение работ, не входящих в его должностные обязанности? Кто должен отвечать за правильность оформления проводок в 1С - сам бухгалтер или компания-дилер 1С?Чем грозит фирме сомнительный договор аренды личного автомобиля сотрудника? Может ли разведенный муж рассчитывать на "бонусы" от бизнеса жены-ИП, который был начат еще в период брака? Обязана ли бухгалтерия предоставлять расчет начисления больничного по БиР сотруднице, которая устроилась на работу только для того, чтобы получать пособие?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Можно ли начислить подрядные работы своему сотруднику по 70 счету ?

"Сотрудник в нашей организации, помимо своей работы охранником, оказал услуги по благоустройству территории: насыпка грунта, прореживание и стрижка кустарников и прочее, - рассказывает Аноним. - Мы составили с ним акт на выполненные работы и заключили отдельный договор на эти услуги.

Можно ли провести начисление по 70 счету (только в аналитике указать, что это начисление по договору подряда)?".

"Нельзя, - считает другой Аноним. - По договору подряда у вас контрагент, не важно, что он ваш сотрудник".

"А что такое "контрагент"?" - интересуется ZZZhanna.

"Поставщик, подрядчик, - отвечает Аноним. -

Толковый словарь:

"В гражданско-правовых отношениях под контрагентом понимается одна из сторон договора. В роли контрагента выступают обе стороны договора по отношению друг к другу. Каждый из партнёров, заключающих контракт, считается контрагентом. Контрагентом могут называть, например, подрядчика — физическое или юридическое лицо, которое обязуется сделать определённую работу, согласно заданию заказчика, получая за это вознаграждение".

Т.е. никак не сотрудник, работающий по трудовому договору.

70 счет - для оплаты труда по трудовому договору, договор подряда - это оплата подрядчику. Налоговой без разницы, главное, чтобы налоги платили, а вот ФСС может придраться и потребовать доначислить страховые взносы в ФСС".

"Покупателя, заказчика, работника тоже можно в этот список контрагентов отнести", - замечает saigak.

"Т.е. Вы считаете, что ФСС оценивает суть договора исключительно по счету бух. учета?" - недоумевает ZZZhanna.

"Я считаю, что можно, - пишет GSokolov. - В Инструкции по применению плана счетов для выполняющих работы по ДГПХ нет конкретных указаний ни на отнесение к 70, ни на отнесение к 76 счету, скорее уж они должны быть учтены на 60-м счете. Но и запрета использовать для этих целей 70-го счета нет, причём с учетом корреспонденций этого счета, его как раз и удобнее всего использовать для физлиц. Если учесть, что план счетов представляет собой "схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете" (из Инструкции)".

"Мне кажется, что надо использовать 76 счет, - пишет Опричник, - 70 вызовет слишком много претензий со стороны ФСС, того и гляди, в суде придется доказывать, что это не трудовые отношения".

"С какой стати ФСС должно исследовать счета бухучета? - удивляется  GSokolov. - Они должны работать с первичными документами. С ДГПХ взносы в ФСС не платятся, но и страховые случаи не фиксируются, выплат не будет. И наоборот. И это ФСС должен будет доказывать в суде наличие замаскированных трудовых отношений, а Вы повода для этого не давайте".

"Никто не хочет открыть первоисточник, - сетует osfo. - 94н:

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

По кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются суммы:

  • оплаты труда, причитающиеся работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
  • оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, - в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов";
  • начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм - в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
  • начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по депонированным суммам").

Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику организации".

Смысл такой - 70 счет используется при нормировании тех же представительских и т.п. И занося туда оплату за выполненные работы и услуги, не относящиеся к выполнению работниками их функций, вы тем самым безосновательно увеличиваете базу расчета. Кроме того, 70 счет по своему эккономическому смыслу предназначен именно для обобщения информации по начисленной, скажем так "заработной плате". Отнесение на 70 иных расходов приведет также к неосновательному занижению уровня кредиторской-дебиторской задолженности, а следовательно, к искажению расчетной величины резерва.

Так что, на мой взгляд, спор вообще не должен иметь место. 70 - не место для отражения подрядных расчетов".

"А вы не хотели бы себе признаться в том, что сейчас ДГПХ с физлицами используются во многих организациях как альтернатива трудовым договорам, только чтобы взносы в ФСС не платить? - спрашивает GSokolov. - И есть много видов работ, где присутствие работников (не сотрудников!) в течение всего рабочего дня на рабочем месте, созданном организацией, вовсе не обязательно, а, значит, подвести такие отношения под трудовые не получится. Но экономический смысл по сути практически такой же, как и у штатного (и заштатного) персонала. То, что 70 счет используется для нормирования каких-то представительских и пр. расходов, так об этом в 94н ни слова, и Вы вольны оплату ДГПХ там не учитывать, введя соответствующую аналитику.

Альтернатива - 60 счет, вот тут уж учитываются расчеты с подрядчиками. Но придётся вводить в учетную политику и план счетов дополнительные корреспонденции с 68 и 69 счетом. Причём для договорников-физлиц_не_ИП вести отдельный учёт, чтобы выделять НДФЛ из окончательного расчета и списывать затраты по страховым взносам. Причём, возможно, по разным ставкам тарифов, т.е. вести учет категорий физлиц для пенсионных взносов".

"Унификация - не всегда хорошо, - замечает osfo. - По своему экономическому смыслу эти расходы имеют разный характер. И 94н- еще не все, и согласитесь, и база для представительских будет завышена, а это уже чревато проблемами с налоговой, равно как и раздутие базы фонда".

"Вы знаете нормативный документ, согласно которой в базу расчета представительских обязательно входят все начисления 70-го счета (в т.ч. и не на оплату труда), и они устанавливаются фиксированным процентом? - пишет GSokolov. - К тому же ст. 255 НК РФ к расходам по оплате труда (используемых для расчета норматива представительских) относит и выплаты по ДГПХ, так что откуда завышение возьмётся?".

"А теперь давайте спустимся на землю, - предлагает YUM:

1. Откуда видно, что "работник оказал услугу"? И какую? На мой взгляд , была выполнена обыкновенная работа "за того парня", которого нет в штате предприятия (садовник), и нет нужды там иметь. Но работа накопилась, и человек ее выполнил.

Т.е. никакая тут не услуга!

2. Каким образом человека на эту работу "нарядили", таким вариантом и оформили. Это зависит от желания администрации: или просто рабочий наряд на выполнение объема работ, или : "..своими силами и средствами, в свободное от работы время, на свой страх и риск..." Понятно ? Он самый - ГПХ.

3. Что вы уцепились за какую-то мнимую значительность порядкового номера в плане счетов? Прямо методисты какие-то, прости Господи... Какая разница, что будет написано, и через что вы проводите? Это пусть те, кто работать не умеет, но учит как надо, щеки раздувают и волосы друг - другу рвут за "истинное значение номера счета"... Через что протащили, там и пусть лежит.

Такое мое мнение. Но вы с ним можете не соглашаться".

Проводки в 1С

"Попросила 1С открыть проводки по 09 забалансовому счету, - сообщает lumpik, - т.е., по сути, этот счет должен был быть по умолчанию в соответствии с инструкцией. Пришел дяденька, включил проводки, взял за это, как за один час работ. Потом я начала делать инвентаризацию по этому счету -фиг! Я звоню дяденьке, он делает инвентаризацию и опять берет за час времени. Спрашивается, какого?

2. Попросила открыть проводку "поступление ОС через кап ремонт". Т.е.,302.25-106.31. Он сделал, да так, что все поступления с начала года стали через кап.ремонт, а КОСГУ у всех стало вообще 226. И все это было бы смешно, если бы он не пришел третий раз исправлять свои косяки и опять не накосячил. Но он взял третий час, а моя главная по доброте душевной оплатила ему 3 часика...

Теперь собственно вопрос. А должны ли мы были ему вообще оплачивать эти услуги? Я так понимаю, раз в инструкции они есть, значит, и в 1С должны быть?".

"А причем там "1С"? - недоумевает Rahsch. - Налаживайте работу с обслуживающей программу компанией. Можете сходить на курсы по программе или скачать в сети материалы по ее использованию, тогда подобного рода помощь "дяденьки" Вам не понадобится.

Дело в том, что сама программа поставляется не полностью готовой к использованию. Ее нужно предварительно настроить. А за это отвечает уже не "1С", а как раз обслуживающая компания или, если есть, штатный программист-настройщик программы".

"Я понимаю, что это стандартные проводки, но сама я их не могла активировать", - пишет lumpik.

"Сейчас в 1С многое можно настраивать именно в пользовательском режиме, - добавляет Rahsch, - для этого достаточно хорошо знать интерфейс программы. По пособию, которое прилагается к диску с программой "1С", это можно сделать. Заодно научитесь самостоятельно администрировать программу в своем учреждении и попросите у руководства премию.

Ну как вариант еще, сменить обслуживающего специалиста или компанию. И такой момент - если к Вам приходит именно программист, то вряд ли он в самих проводках и учете что-то понимает, а только в коде. Тогда Ваша претензия будет не совсем обоснована, потому что изначально нужно составить для такого специалиста "мини-ТЗ", в рамках которого он будет заниматься своей стороной вопроса. Если же обслуживающий специалист претендует на понимание учета, то он и должен был сразу определить, что и в документы по инвентаризации нужно внести изменения, и с КОСГУ разобраться".

"Короче, научилась я сама писать проводки, - рапортует lumpik. - Подсмотрела, как он это сделал. Сложного действительно ничего нет. Но и все равно я считаю, что проводки, прописанные в инструкции, должны быть в программе".

"А вообще могли акт не подписывать (он был?), т.к. работа качественно выполнена не была, - замечает Nina V. - Пусть косяки исправлял бы.

В следующий раз напишите письменную претензию. В нормальных конторах менеджеры следят за такими ситуациями. Они вам обязаны все доделать и исправить, но, конечно, все это делается с неохотой".

Аренда личного авто

"ООО на ОСН решило для обнала средств составить с сотрудником фирмы договор аренды личного авто, - рассказывает kkatja. - НДФЛ платился, в расходы не принимали, никакие документы не собирались, есть только договор. Я бух, который пришел в данную фирму работать и увидел такое. Смотрю на все это и задаюсь вопросом: чем это может грозить?".

"Доначислением всех взносов на эти выплаты, как минимум", - отвечает saigak.

"На основании чего? - уточняет kkatja. - Отсутствие подтверждающих документов (доки на авто, путевые листы и т.д.)?".

"Да", - подтверждает saigak.

"Ничего страшного, - успокаивает osfo. - В договоре напишите, что расчеты производятся по окончании квартала, года, начисления в этот период все на 97. Потом дооформляете документы и вперед...

Основание то, которое вы же укажете в договоре. Относительно договоров аренды (без экипажа, как я понимаю), могут являться, исходя из обычаев делового оборота, акты выполненных работ. Но внимание следует уделить вопросу путев листов и списания ГСМ, т.к. раз есть машина - должны быть расходы. А аренда с экипажем - тогда как доказать, что этот работник выполняет иные функции, раз обязан быть водителем. Это детали, но нужно быть очень внимательным. Оформите акты (как понял, большее не сможете сделать, в т.ч. путевые), расходы на списание, но письменно предупредите руководителя о возможности применения к вам штрафных санкций".

"Платежи делались ежемесячно, на конец года уже не исправишь, - пишет kkatja. - Естественно, никаких путевых листов и чеков на покупку ГСМ нет. Как их делать задним числом, ума не приложу. Да и честно говоря, нужно ли во все это влезать? Вот если в моем периоде будет, то тогда буду дергать".

"Что у вас в договоре про ГСМ и ремонт авто написано? - интересуется sp_500. - За чей счёт покупается, производится?

Если у вас сумма аренды авто адекватна, есть договор, суммы перечисляете ежемесячно и удерживаете с них НДФЛ, то никаких проблем с налоговой это вам не сулит. Хотя на адекватной стоимости аренды авто много не обналичишь. Так что стоит взвесить риски и профиты".

"С налоговой не сулит, а ПФ и ФСС могут потребовать факт использования автомобиля", - замечает saigak.

Статус? Я был муж.

"Я разведен, - пишет Аноним. - Во время брака совместно с женой завели небольшой бизнес – заключили два договора на недвижимое имущество (в одном случае с правом выкупа нежилого помещения). Недвижимое имущество использовали для открытия магазинов. Сейчас в разводе. Все магазины оформлены на супругу. Хочу поделить имущество таким образом, чтобы стать владельцем одного из магазинов. Кроме того в магазинах много товаров, супруга сознательно занижает те сведения которые сдает в налоговую. Я хотел бы получить свою часть прибыли до расторжения брака, но подскажите, как это доказать?".

"Если как бывший муж, то никак", - отвечает vaz.

"А как доказать свое право на аренду совместно с супругой?" - спрашивает Аноним.

"А какой статус был у мужа в упомянутом бизнесе?" - уточняет vaz.

"Статус? Я был муж, - отвечает Аноним. - Вместе открывали бизнес, вместе раскручивали".

"Статус в бизнесе определяется долей участия в капитале предприятия, - напоминает vaz. - Если вы еще остались участником/акционером вашего совместного предприятия, то можете в соответствии с корпоративным законодательством и положениями, установленными уставом предприятия, требовать выплатить свою долю прибыли как до развода, так и после него".

"Дела вела жена, - пишет Аноним. - Весь бизнес оформлен на нее. Но есть свидетели, готовые подтвердить, что я тоже участвовал - помогал закупать товар и т.п.

Очень интересует вопрос о признании права аренды в договорах, которые были заключены в период брака. Что скажете?".

"Свидетели о чем будут свидетельствовать? - недоумевает vaz. - Что вы грузили апельсины бочками? Ну да, но это не говорит о том, что в результате этого приросло какое-то имущество у семьи".

"Если договор заключен в период нашего брака, разве права по нему не должны быть общими?" - не сдается Аноним.

"Не должны, - отвечает другой Аноним. - Трудовые договора, заключённые в период брака, тоже должны быть с общими правами и обязанностями, по-вашему?".

"Активы в бизнесе обременены обязательствами самого бизнеса, - пишет vaz, - и выдел доли участника бизнеса определен корпоративным законодательством, а не семейным кодексом".

"Аноним, "бизнес" Ваш с супругой в какой организационно-правовой форме создавался? - интересуется Алексаша. - Осмелюсь предположить, что Ваша супруга зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, и не создавали вы никакого юридического лица. Я права?".

"Да, - подтверждает Аноним. - Она - ИП. Но разве это имеет значение?".

Ленивая и любопытная

"Сотрудница ушла в декрет, но перед этим у неё был конфликт с директором, - рассказывает artanya. - В офис она не приходит, не звонит, но присылает заказные письма. В последнем письме она просит предоставить ей расчет начисления больничного по беременности и родам. Насколько ли правомерен её запрос?".

"А что тут неправомерного? - удивляется Аноним. - Вам неинтересно, правильно ли Вам всё начисляют? Вы никогда этим не интересуетесь?".

"Описанная выше ситуация не обо мне, - парирует artanya. - В данном случае, есть вероятность, что сотрудница ищет очередной повод для жалобы в прокуратуру".

"Это ваша обязанность - предоставлять расчетные листки, - напоминает vaz. - Не предоставите, вот тогда у нее и появится повод подать жалобу в прокуратуру".

"Речь идет не о расчетных листках, а о полном подробном расчете с указанием всех сумм, использованных для начисления больничного", - пишет artanya.

"Так исходные суммы, на основании которых вы исчисляете оплату по листку нетрудоспособности, все указаны в расчетных листках, - продолжает vaz. - Что побуждает вас-то скрывать эти данные?".

"Вы же всё равно делаете этот расчет для ФСС, - пишет Старый ворчун. - Ну и дайте ей копию".

"Мы не скрываем данные, - отвечает artanya. - К тому же сотрудница в фирме отработала чуть больше полугода, и для расчета больничного она сама предоставляла справки о доходах с предыдущих мест работ, т.е. она в курсе, с каких сумм ей начислили.

Просто бухгалтер устала от этой истории, которая длится с мая месяца. Она хочет только одного: как законным путем остановить "нападки" сотрудницы в виде жалоб в прокуратуру и подобных требований.

Сразу скажу, сотрудница не права, но прокуратура, разумеется, встала на её сторону".

"Так не бывает", - протестует Аноним.

"Бывает, - пишет artanya. - Никого не хочу обидеть, но бывают ситуации, когда беременные женщины не хотят работать (может, их положение на них так действует), и берется больничный. И так это тянется до декрета. Я сама раньше этого не знала, просто читала на форумах, где женщины делились таким опытом. И с этой сотрудницей получилась точно такая история. К тому же она сама заявила директору в присутствии бухгалтера, что не хочет работать.

А по-вашему, всегда работодатель виноват?".

"Ну пусть посидит на больничном, он ей за счёт ФСС платится, а не за счёт работодателя, - пишет Аноним. - Сидя на больничном, она же никому не мешает".

"Она понятия не имеет, какие суммы использовали в расчете, - возражает Просто Таша. - Она ведь расчет не видела. Запрос ее правомерен на все 100%, потому как как есть Трудовой кодекс и его статья 62 "Выдача копий документов, связанных с работой":

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя, и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Под это "другое" замечательно попадает любой документ предприятия, в котором фигурирует данный работник".

Начать дискуссию