Налоговым кодексом предусмотрена возможность изменения срока внесения налоговых платежей в форме отсрочки или рассрочки. Правила и основания изменения этих сроков установлены гл. 9 НК РФ.
Со страховыми взносами во внебюджетные фонды дела обстоят иначе. С одной стороны, Федеральным законом № 212-ФЗ возможность отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам предусмотрена, с другой – механизм предоставления отсрочки (рассрочки) в законодательстве не прописан. По данному вопросу то и дело возникали споры между внебюджетными фондами и плательщиками страховых взносов, нередко решавшиеся в судебном порядке. Надо сказать, что в подавляющем большинстве случаев федеральные арбитражные суды поддерживали плательщиков взносов – пока дело не дошло до высших арбитров и те не вынесли свой вердикт: у фондов отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 16929/12). Какие доводы привели судьи? Об этом и пойдет сегодня речь.
Федеральные арбитражные суды: отсрочка (рассрочка) возможна
Суть дела, о котором пойдет речь, такова. Организация, находясь в тяжелом имущественном положении, обратилась в отделение ПФ РФ с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате задолженности по страховым взносам. Отделение фонда направило в адрес организации письмо, в котором указало на отсутствие закрепленных в нормативных правовых актах РФ случаев и порядка предоставления отсрочки по уплате страховых взносов. Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия отделения фонда.
Судьи трех инстанций поддержали организацию (см. Постановление ФАС ВСО от 11.10.2012 № А74-1369/2012), отметив следующее. В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Несмотря на то, что порядок и случаи предоставления такой отсрочки (рассрочки) законодателем не установлены, тем не менее анализ положений пп. 11 п. 1 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ позволяет сделать вывод, что Пенсионный фонд обладает правом на предоставление отсрочки (рассрочки). У организации возникает право заявлять ходатайство о ее предоставлении и доказывать необходимость удовлетворения такого ходатайства.
Арбитры напомнили, что Конституция РФ и принимаемые в соответствии с ней федеральные законы, в том числе и Федеральный закон № 212-ФЗ, имеют прямое действие. Таким образом, непринятие законодательным органом нормативного акта, устанавливающего механизм, основания и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может служить оправданием бездействия Пенсионного фонда.
В конечном итоге судьи ФАС ВСО указали на то, что положения действующего законодательства не исключают возможности использования фондом иных федеральных законов по аналогии в целях соблюдения прав и законных интересов плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц.
К слову сказать, к подобным выводам (о схожести правоотношений при уплате налогов и страховых взносов и о возможности применения в данной ситуации иных федеральных законов по аналогии) пришли судьи и других федеральных округов –
см., например, постановления ФАС ЦО от 02.12.2011 № А68-1982/11, ФАС ЗСО от 22.12.2011 № А46-4289/2011, от 12.12.2011 № А46-1483/2011, ФАС МО от 20.11.2012 № А40-37497/12‑99‑192, ФАС СЗО от 16.07.2012 № А21-8311/2011.
А высшие арбитры против
Итак, судьи ФАС ВСО в Постановлении № А74-1369/2012 поддержали организацию. Пенсионный фонд обратился в Высший арбитражный суд с заявлением о пересмотре указанного судебного акта в порядке надзора.
Президиум ВАС в Постановлении № 16929/12 встал на сторону фонда и обосновал свой вердикт таким образом.
Судами не учтено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только федеральным законом. Следовательно, и органы исполнительной власти, и ПФ РФ не вправе определять порядок и основания предоставления данной отсрочки (рассрочки). С учетом того, что до настоящего момента ни Федеральный закон № 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих этот механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.
Об использовании иных федеральных законов по аналогии
Высшие арбитры высказали свое мнение и о возможности использования в данной ситуации положений иных федеральных законов по аналогии (не вошло в текст Постановления Президиума ВАС РФ № 16929/12, но изложено в Определении от 22.02.2013 № ВАС-16929/12, которым дело передавалось в Президиум ВАС). С точки зрения ВАС, принципиальные различия в правовой природе налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не позволяют применять к отношениям по уплате упомянутых взносов налоговое законодательство.
В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это персонифицированные платежи во внебюджетный фонд. Они имеют особую правовую природу в связи с тем, что представляют собой индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФ РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ ).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ представляют собой обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
Таким образом, в отличие от налога, платежи по которому не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отвечают признакам возмездности и возвратности.
Указанные особенности страховых взносов обуславливают невозможность использования по аналогии норм налогового законодательства при решении вопроса о возможности предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по этим взносам.
Вместо заключения
До тех пор, пока на законодательном уровне соответствующий порядок не будет закреплен в нормативных документах, на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности по страховым взносам рассчитывать не следует.
Полагаем, что с выходом Постановления Президиума ВАС РФ № 16929/12 организации вряд ли смогут выиграть в суде споры с внебюджетными фондами на предмет представления указанной отсрочки (рассрочки). Показательный пример – Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 № А41-28250/12 (судебное решение, вынесенное после выхода рассмотренного постановления Президиума ВАС), в котором судьи поддержали внебюджетные фонды.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Начать дискуссию