Говорят, через два года в жилищно-коммунальном хозяйстве случится инвестиционный бум. В это легко поверить: ведь государство готовится создать для такого бума все условия. За наш с вами счет.
Деда Мороза больше нет
В январе этого года президент подписал закон №291-ФЗ о долгосрочном регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По этому закону тарифы вскоре будут устанавливаться как минимум на три года, а затем срок планирования увеличивается до 5 лет.
Коммунальные услуги у нас и так постоянно дорожают. Поначалу государство ставило целью избавиться от перекрестного субсидирования, когда низкая цена для населения компенсируется за счет высоких ставок для предприятий. Сегодня оно от него практически избавилось. Но и этого мало. Инфраструктура по-прежнему изношена, советский ресурс близок к истощению, а привлечь "длинные" деньги в ЖКХ не получается - частные инвесторы не верят в долгосрочные игры с государством.
291-ФЗ и станет такой гарантией. Его стоило бы назвать законом о гарантированной прибыли коммунальщиков. Ведь его смысл заключается в том, чтобы дать потенциальным инвесторам готовый бизнес-план. К примеру, износились в N-ской области до предела водопроводные трубы, обветшали котельные и ТЭЦ: местная администрация постановляет - в следующие пять лет тарифы на воду и тепло будут стабильно расти на столько-то процентов в год. Перемножаем показатели - получаем бизнес-план, который позволяет инвестору понять, сколько денег можно вложить и сколько отбить. Однажды вынесенное постановление пересмотру не подлежит (что должно убедить инвестора в надежности концессии).
Главный идеолог схемы, руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве Андрей Чибис уверен: всего через пару лет от желающих вложиться отбоя не будет. И в это легко верится. Представьте себе, например, что некий город страдает от плохого качества хлеба: по 20 рублей его жителям предлагаются исключительно черствые или заплесневелые батоны. У местных пекарей есть логичное оправдание - пекарню, мол, построил еще купец Дормидонтов в 1913 году, и денег за проданный хлеб хватает лишь на три вещи: регулярное латание печки, зарплату пекаря Марьиванны и ежегодную смену модели директорского "Мерседеса". А для того, чтобы построить новую пекарню, нужно, чтобы батоны за пять лет подорожали до 40 рублей.
Примерно это нас и ждет. Очередная "реформа" ЖКХ - частное, но, возможно, самое яркое свидетельство того, что "тучные годы" закончились бесповоротно. Нет, конечно, оборвался стремительный рост благосостояния населения еще с кризисом 2008-го, но еще долго после этого государство поддерживало имидж "заботливого отца", который не бросит детишек в трудную минуту. Далее играть эту роль у него нет никакой возможности. Детишкам предстоит узнать, что Деда Мороза на самом деле нет.
Заплатим, сколько надо
"Нельзя одной линейкой мерить рост тарифов - например, не больше 6% для всех, - уверен Чибис. - Здесь нельзя переиграть с популизмом. Должен быть рациональный выбор: можно, к примеру, ограничить рост тарифа на воду, но этот муниципалитет не будет никогда жить с центральным водоснабжением, здесь не появится водопровод и так далее. А если люди понимают, почему тариф растет, куда идут эти деньги, тогда проблем не будет".
По новому закону губернаторы смогут устанавливать отдельные тарифы без оглядки на ФТС - в зависимости от того, что их региону нужнее. Правительство берется ограничивать лишь совокупный платеж, и вот об этом стоит поговорить поподробнее.
Недавний ввод социальной нормы на электричество мало кого оставил равнодушным. Оно и понятно - легко примерить на себя условный норматив и осознать, что будешь раскошеливаться, поскольку вряд ли в него уложишься. Но за кадром пока осталось другое. Социальная норма на электричество (а потом и на воду) - лишь инструмент, одна из частей насоса, который будет накачивать новый инвестиционный бум.
На днях зампред профильного комитета Госдумы Елена Николаева внесла в парламент законопроект, в котором разъясняется, как же именно государство будет регулировать тарифы ЖКХ в новых условиях. В Жилищный кодекс вводится новое понятие - "предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги". Измеряются они в процентах и устанавливаются в рамках каждого отдельно взятого муниципального образования. Ну так вот, суть в том, что реализация бизнес-плана, по замыслу, не должен приводить к росту ежемесячной платы выше установленного показателя - того самого индекса. То есть нельзя, скажем, повысить на 20% одновременно цену и электричества, и воды, и тепла. Или все поровну, или, если сильно дорожает одно, неизменным должно оставаться другое.
Вот только есть одна закавыка. Индексы, написано в законопроекте, "устанавливаются и контролируются, исходя из принципа неизменности набора и объема потребляемых услуг". Этакая сферическая лошадь в вакууме. И тут-то для нужд исчисления очень кстати придутся свеженькие социальные нормы потребления. То есть когда местная администрация будет рассчитывать, насколько можно повысить, скажем, тариф на воду, она примет во внимание лишь суперскромное "нормативное" потребление. А вот реальные расходы за пределами пайка могут скакнуть куда сильнее - но государство ответственность за это с себя снимает.
Есть и еще одна очень примечательная деталь - в течение этого срока индекс может быть увеличен по решению правительства РФ "в случае существенного непрогнозируемого роста стоимости энергоресурсов". То есть батоны, в случае необходимости, будут стоить и 50 рублей, и 60.
Знание - сила
Очень скоро понять, что к чему, будет еще сложнее, чем сейчас. Такой вот парадокс, несмотря на то, что чиновники не устают говорить о "повышении прозрачности". В ситуации, когда за тебя решают, сколько ты будешь платить, всегда найдется способ затуманить плательщику мозг.
Возможно, сфера ЖКХ действительно скоро изменится. Сюда придут новые деньги, и они наконец-то будут пущены в настоящее дело. Тот же Андрей Чибис обещает, что в дальнейшем "новые коммунальщики" выведут свои компании на биржу, а это значит, что их акции появятся в открытой продаже. Вот только непонятно, почему эту открытую продажу надо откладывать на неопределенную перспективу. Еще раз повторюсь, гарантии для инвесторов будут предоставляться исключительно за наш с вами счет. И долгосрочное повышение тарифов (чисто российское, кстати, изобретение) - это, по сути своей, не что иное, как выпуск миллионов облигаций. С одной лишь разницей - никакого права на участие в прибылях для добросовестных плательщиков (к примеру, пожелавших внести оплату за год вперед) не предполагается. Хотя это и была бы настоящая, а не чиновничья, прозрачность.
Будет у реформы и еще один результат. Финансовый прессинг неминуемо приведет к тому, что мы волей-неволей будем интересоваться делами своей управляющей компании больше, чем сегодня. Государство снимает с себя ответственность за лохов и передает их судьбу в руки бизнесменов.
Когда то Ельцин "подарил" всем россиянам их квартиры, но лишь завтра мы осознаем настоящую цену этого подарка.
Комментарии
10Цитата:
Оригинальный подход! Типа, я вношу оплату услуги ЖКХ, а мне процент по облигации капает. Вроде как денежки где-то там, в недрах ЖКХ, наподобие кроликов размножаются..."...выпуск миллионов облигаций. С одной лишь разницей - никакого права на участие в прибылях для добросовестных плательщиков (к примеру, пожелавших внести оплату за год вперед) "
Федеральная служба по тарифам?