Налоги, взносы, пошлины

Этот изменчивый налоговый мир или что нас ждет в будущем

Вот лето пролетело, что-то осталось позади, а что-то нам только предстоит осмыслить и прочувствовать, начиная с нового делового сезона. Это касается и налогового законодательства, в которое за прошедшие девять месяцев 2013г. было внесено достаточно много поправок. О некоторых из них, касающихся непосредственно налогового контроля, мы и поведем речь в данной рассылке.

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы. (А. Фет)

Вот лето пролетело, что-то осталось позади, а что-то нам только предстоит осмыслить и прочувствовать, начиная с нового делового сезона. Это касается и налогового законодательства, в которое за прошедшие девять месяцев 2013г. было внесено достаточно много поправок. О некоторых из них, касающихся непосредственно налогового контроля, мы и поведем речь в данной рассылке.

Начнем с того, что еще раз напомним о «контролируемых сделках» (1), и что решения о проведении соответствующих проверок по таким сделкам, расходы и доходы по которым нашли свое отражение в отчетности за 2012г., могут быть приняты налоговыми органами не позднее 31 декабря 2013 года (2). Поэтому ждем первых «ласточек» в следующем году, которые, полагаем, не заставят себя ждать.

В целом, очевидным трендом 2013г. в правотворческой деятельности Законодателя стала усиленная борьба с незаконным обналичиванием денежных средств и выводом капитала за рубеж через офшоры, которая, в частности, выразилась в увеличении полномочий налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.

Так, уже нашумевшим Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013г. №134-ФЗ, с 1 июля 2014г. налоговым органам будет открыт доступ к информации о счетах и вкладах граждан. Банкам вменяется обязанность сообщать налоговым органам информацию об открытии и закрытии всех счетов физических лиц. Налоговые органы по запросу смогут узнавать суммы вкладов и получать выписки о движении денежных средств по счету любого физического лица. Таким образом, для налоговых органов фактически не будет существовать понятия банковской тайны, а учитывая, что между ФНС и Банком России подписано дополнительное соглашение об электронном обмене информацией, то все, что некогда было тайным, будет становиться явным очень стремительно.

Более того, банки будут обязаны самостоятельно идентифицировать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – сообщать о наличии у них бенефициаров. Банки уже получили право на расторжение договора банковского счета и удержание денежных средств клиента в течение 60 дней со дня направления уведомления о расторжении договора банковского счета, поводом для чего могут служить лишь сомнения Банка в чистоте осуществляемых клиентом по счету операций.

Установлены дополнительные основания для приостановления налоговым органом операций на счетах налогоплательщика:

Со следующего года налоговые органы смогут приостановить операции по счетам, если налогоплательщик (его представители) не явились по вызову инспекторов или не предоставили пояснений в Инспекцию.

Начиная с 1 января 2015г. налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должны получать корреспонденцию от налоговых органов через ТКС и подтверждать ее получение соответствующими квитанциями в течение 6 дней со дня отправки корреспонденции. В случае ненаправления налогоплательщиком электронной квитанции по истечении 10 дней после установленного срока, счета налогоплательщика будут блокироваться. Указанная явно повышающая издержки и заботы норма охватит всех плательщиков НДС, поскольку декларации по НДС с 2014г. разрешено будет представлять только в электронном виде.

Еще одно нововведение, действующее с 30 июля 2013г:

Информацию по почте налоговые органы теперь направляют организациям по адресу, указанному в ЕГРЮЛ и ЕГРН, физическим лицам - по месту жительства, если налогоплательщиком не подано заявление о предоставлении адреса для направления документов по почте. И они будут считаться полученными вне зависимости от фактического места нахождения налогоплательщика по истечении 6 рабочих дней с даты отправки (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Поэтому, если вы не направили в налоговый орган соответствующее заявление о вашем фактическом месте нахождения, не стоит забывать проверять корреспонденцию приходящую на юридический адрес. Иначе можно пропустить важный документ, например, Решение о начале проведения выездной проверки.

С 1 января 2015г. изменяется порядок проведения камеральных проверок по НДС. Налоговый орган получает право истребовать у налогоплательщика документы по основаниям, не связанным с льготой или возмещением налога, при установлении любых противоречий и несоответствий в декларациях, которые могут свидетельствовать о том, что сумма НДС к уплате в бюджет занижена. Например, в случае, когда сведения об операциях, нашедших свое отражение в декларации по НДС, не соответствуют данным об этих же операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком (контрагентом). Все идет к тому, что налогоплательщиков в конечном счете обяжут предоставлять книги покупок и продаж в налоговый орган в электронной форме, и, загрузив в свою систему данные книг, налоговики смогут выявлять такие несоответствия на раз.

Кроме этого, в рамках камеральной проверки предусмотрено проведение таких ранее свойственных исключительно выездным проверкам контрольных мероприятий как допросы свидетелей и осмотры территорий, помещений и предметов. Т.е. если налогоплательщик утверждает, что НДС к возмещению возник в результате приобретения дорогого оборудования, то инспектор сможет проверить его наличие.

Законодатель все больше старается разгрузить Суды от рассмотрения налоговых дел. 3 августа 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, который вводит обязательную досудебную процедуру обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

По задумке законодателя это позволит не только существенно уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах, но и расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов, как быстрый и экономный способ рассмотрения налогового спора.

На практике, как правило, ничего кроме укрепления позиции налогового органа, досудебное рассмотрение спора не дает. Вышестоящие налоговые органы практически всегда поддерживают нижестоящие, а если, например, при рассмотрении спора по выездной налоговой проверке у вышестоящего налогового органа совсем не будет оснований поддержать своих подчиненных, то он может инициировать повторную выездную налоговую проверку в порядке надзора.

Отметим еще один тренд настоящего года: налоговые органы вошли в активную фазу информатизации своей деятельности, и можно наблюдать, как все больше общение с налоговым органом осуществляется посредством сети Интернет.

Венцом данного процесса должно стать внедрение с начала 2014г. новой версии Автоматизированной информационнаой системы «Налог», в которой собирается вся информация налоговых органов. Сейчас идет тестирование системы. Ее особенность в том, что данные не будут скапливаться в отдельных инспекциях, а сразу размещаться на общем федеральном сервере. Глобализация, не иначе.

И какой из всего вышеперечисленного можно сделать вывод? Мир вокруг нас постоянно меняется. Это касается, в том числе, и налоговых органов, которые становятся цепче, осведомленнее, с новыми полномочиями и технологиями, и нам все сложнее хранить от них свои секреты. Уже можно сказать, что скоро утрата налогоплательщиком прямой связи с налоговым органом будет означать полную блокировку его деятельности со стороны службы. Времена, когда можно было безнаказанно «экономить» на том же НДС, проходят. И вообще, в условиях ужесточения налогового законодательства на фоне разрастающегося экономического кризиса (все впереди) и бюджетного дефицита, уже не достаточно просто отслеживать изменения и подстраиваться под новые условия, нужно быть на шаг впереди. Необходимо разрабатывать более гибкую систему ведения бизнеса, позволяющую по максимуму исключить непредвиденные риски, создавать резервы прочности, и выстраивать в соответствии с этой системой свою налоговую политику.

Основные изменения в порядке налогового администрирования внесенные в 2013г.:

Сноски:  1. Глава 14.4 НК РФ, подробную информацию по «контролируемым сделкам» также можно посмотреть здесь.  2. Основание - п. 8 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. №227-ФЗ. Формы документов, сопровождающих проверки по «контролируемым сделкам», и требования к порядку их составления утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2012 г. №ММВ-7-13/907@ 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

16
  • Целестина

    Цитата:
    "Все идет к тому, что налогоплательщиков в конечном счете обяжут предоставлять книги покупок и продаж в налоговый орган в электронной форме, и, загрузив в свою систему данные книг, налоговики смогут выявлять такие несоответствия на раз. "


    Похоже, к этому все и идет. Может статься, что вместе с декларацией будет отправлять книги. Ничего хорошего для налогоплательщиков в этом нет. Будет сплошная нервотрепка каждый квартал

  • Над. К

    Цитата:
    "Да ладно, мне как исключительно законопослушному бизнесмену " Как показывает практика, первыми страдают законопослушные. У незаконопослушных стописят вариантов на готове, чтобы обойти закон.

  • Ztvetochik

    Умом я конечно понимаю, что в принципе сдавать НДС с привязанной к графа книгой покупок-продаж.... не так уж трудно реализовать в электронном варианте, но вот разумом.....если у меня к примеру за 1 квартал... примерно 3 тыс страниц это самой книги покупок продаж, а у большого предприяти может быть и 30 тыс, это ведь прохождение через сеть, то бишь тут нужны какие-то суперскоростные каналы связи, так как в любом случае, многи сдают НДС в последний момент и пока у нас не так уж много операторов сдачи электронной отчетности, какие мощности нужны? а сколько серверов для хранения информации, налоговая готова разорится, оплачивать в 1000 раз больше серверов?

    есть ли смысл?