Бухгалтерия

Самое интересное на форуме Клерк.Ру со 2 по 8 сентября 2013 года

Может ли выручка в валюте облагаться налогом дважды - при поступлении на счет и при последующей конвертации в рубли? Что делать, если в договоре с клиентом фигурирует график оказания услуг, отличающийся от распорядка работы, обозначенного в трудовых договорах? Имеет ли законную силу требование прокуратуры о предоставлении документов, присланное по электронной почте с личного адреса одного из сотрудников?
Самое интересное на форуме Клерк.Ру со 2 по 8 сентября 2013 года
Фото Эльера Нематова, ИА «Клерк.Ру»

Может ли выручка в валюте облагаться налогом дважды - при поступлении на счет и при последующей конвертации в рубли? Что делать, если в договоре с клиентом фигурирует график оказания услуг, отличающийся от распорядка работы, обозначенного в трудовых договорах? Имеет ли законную силу требование прокуратуры о предоставлении документов, присланное по электронной почте с личного адреса одноо из сотрудников? Кто несет ответственность за неправомерное применение УСН - организация, не имеющая на это право, или ИФНС, вовремя не отказавшая ей в применении УСН? Как оформлять выдачу зарплаты вперед, чтобы не попасть под налогообложение материальной выгоды?

Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.

Налог с валютной выручки

"ООО работает по УСН 15%, - рассказывает comb5. - За услуги приходит сумма на валютный расчетный счет. Далее эта сумма конвертируется в рубли на расчетный счет. Правильно ли, что мы должны платить налог дважды - за поступление на валютный и за поступление на рублевый счета? (Т.е. если на валютный счет приходит $1000, то налоговая база составит примерно 60000 руб.). Так утверждают в нашей налоговой".

"Очумели, - констатирует Тоня. - Объектом налогообложения является выручка от реализации товаров/работ/услуг. Ваши налорги считают продажу банку валюты выручкой от реализации этой самой валюты?".

"Да, считают, - подтверждает comb5. - А вы не знаете, какой статьей НК можно доказать им обратное?

"Я не спец в УСН, но даже не понимаю, как можно 249-НК так трактовать, - отвечает Тоня.

346.15 1. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;

249. 1. В целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Даже если представить 51 57 доходом, то при ДР упрощенке 57 52 есть расход. И учитывая, что банки часто продают валюту ниже курса ЦБ, то от мероприятия по реализации денег еще и убыток получаем. Или в эту сторону их мысль не летит?".

"Скажите, а в случае минимального налога (1%) будет учитываться так же сумма, эквивалентная поступлению в валюте или "двойная сумма" с учетом конвертации?" - уточняет comb5.

"Никогда двойные суммы в выручке не учитываются, это абсурд, - отвечает Над.К. - Вы что, в книге ДиР их писали что ли?".

"Да, специально у налоговиков уточняли, - пишет comb5. - Приход на валютный счет и приход на рублевый (хоть и с собственного валютного, но приход же)".

"Да это бред какого-то работника налоговой, - удивляется Над.К. - Ну и Вы еще сами себе проблему создали. В книге указываются только налогооблагаемые доходы. Какая разница, приход или нет? Налоги не с приходов платятся, а с налогооблагаемых доходов".

На бумаге до 18, по факту - круглосуточно

"Организация на УСН 6%, оказывает услуги на основе абонентской платы, расчетный период - календарный месяц, - сообщает InKurk. - Услуги оказываются ежедневно и круглосуточно. С текущим количеством сотрудников мы не можем никак оформить работу организации 24х7, поэтому официально все работаем с 10 до 18. Пришлось заключить два договора, по которому мы оказываем услуги семь дней в неделю с 9 до 21 часа.

В связи с этим есть сомнения. Какова вероятность, что такое расхождение с графиком работы сотрудников может вызвать проблемы с государством? В чем они могут выражаться?

Получается, такие договора необходимо закрывать актами, оформленными последним календарным днем месяца. Например, в августе это суббота. Опять же, согласно штатному расписанию никто в этот день не работает. Насколько это плохо? Предлагали закрыть август вторым сентябрем, клиент не хочет, говорит ему удобнее закрывать месяцем, в котором были оказаны услуги".

"Это не удобство, это единственно правильный подход", - замечает Andyko.

"Мы в договорах с клиентами пишем, что акты формируются в течение пяти дней, следующих за отчетным и оформляются последним днем месяца, - рассказывает Январь, - а в трудовых договорах, что при необходимости сотрудник может быть вызван. Пока необходимости не возникало".

"Т.е. если написать в акте:

Настоящий Акт подтверждает, что Заказчик не имеет претензий по качеству, объему, срокам работ и услуг по техническому обслуживанию техники, выполненных и оказанных за расчетный период с 01 по 31 августа 2013 года включительно по Договору № 14 от 01 августа 2013 г.

И подписать этот акт 02 сентября 2013, это будет ошибкой?" - уточняет InKurk.

"Если выручку августом отразите, то не будет, - отвечает Январь. - Но сразу возникнут претензии заказчиков и технические проблемы в программе".

"Государству без разницы, как вы выполняете свои договорные обязательства перед контрагентом, - пишет sp_500. - Проблемы могут быть, если вы заставляете сотрудников работать в вечернее/ночное время и соответствующим образом не оплачиваете работы. Тогда могут быть проверки со стороны трудовой инспекции по жалобе сотрудника(ов).

2. По поводу акта. Проявите клиентоориентированный подход и оформите документы как лучше для вашего контрагента, вам в этих актах никаких проблем не светит".

Письмо из прокуратуры

"Моему руководителю по электронной почте пришло требование прокуратуры о предоставлении сведений по некоторым сотрудникам, - пишет Аноним. - Насколько законно такое требование?

Стоит ли на него отвечать, или же правомерно с нашей стороны ждать этого требования в письменном виде (обычной почтой) и после этого только на него реагировать?

Созвонилась с прокуратурой, там подтвердили, что письмо от них. Письмо - в виде текста в вордовском файле, т.е. не скан. С адреса не прокуратуры, а с адреса некоего физ.лица "Пупкина". В данной периферийной прокуратуре считают, что этого достаточно.

Сотрудники, по которым запрашивается информация - конфликтные для нас, и нам бы хотелось максимально официально общаться с органами по этому поводу".

"Сходите хотя бы копию подписанную возьмите, - советует далекий. - Не совсем понимаю, откуда у прокуратуры вообще адрес вашей почты, и на каком основании они на нее что то шлют. На что ссылаются в требовании? Обычно на какой-то пункт из их закона, обтекаемый полностью, по которому они могу быть владычицей морской. При ответе имейте ввиду 152-ФЗ, но с поправкой что это прокуратура, и спорить с ними обычно себе дороже".

"Если ситуация касается какого-то мелочного нарушения, то легче ответить на такой запрос и знать, что при желании любую санкцию отменит суд, - полагает osfo. - Если дело серьезнее. и есть возможность за это время исправить документы - стоит заняться формалистикой".

"Не лишним будет убедиться, что есть вообще подписанное требование, а не инициатива какого-либо работника прокуратуры, - добавляет далекий. - Ни факс, ни скан не могут являться надлежащим уведомлением. Тем более отправленные с левого ящика. И вообще вопрос, в рамках чего прокуратура может истребовать персональные данные. Они настаивают, что их закон позволяет им все, но будучи на госслужбе, я их отсылал с такими формулировками. Подробности уже не вспомню, но разглашение персональных данных - это тоже нарушение закона, и возможно только с согласия работника.

"После того как отправили в прокуратуру просьбу отправить нам требование с подписью и печатью в "нормальном" виде, вчера получили второе требование по эл.почте следующего содержания, - рассказывает Аноним:

Требуется:

- предоставить сведения по 2 сотрудникам;

- предоставить оригиналы и копии всех учредительных документов, коллективные договора, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, книгу учета труд.книжек, штатное расписание на 2013, список сотрудников. график предоставления отпусков на 2013, трудовые договоры работников, ведомости выплаты зарплаты на июнь-август 2013, расчетные листки.

Отдельным письмом предоставить сведения:

- об аттестации раб.мест

- об организации службы охраны труда

- о мед.осмотрах, спец.одежде и еще многом другом.

Я ИП на ЕНВД, у меня несколько торговых точек в разных городах, предоставить такой объем информации просто нереально из-за отсутствия времени, и сами мы все понимаем, что ИП не занимается никакой охраной труда продавцов. Да и в целом - накипело, постоянные проверки со всевозможных органов. Вопрос - могу ли я дождавшись вышеназванного требования прокуратуры по почте, игнорировать его, предоставив информацию только касательно двух сотрудников, а за всё остальное понести административный штраф?".

"Всё, кроме учредительных документов и коллективного договора у ИП должно быть, - отвечает Над.К. - По закону. А то, что у него нет времени, не повод нарушать законы".

"Никто закон и не нарушает, просто законы у нас не самые умные, - парирует Аноним. - И если пытаться соблюсти весь документооборот, предусмотренный нашим умным законодательством, то получается, что на каждого работника нужно завести по одному дармоеду, чтобы тот собирал и подписывал никому ненужные бумажки (по аттестации, пожарке, охране труда и прочей советской мути) и взаимодействовал с постоянно интересующимися гос.органами".

"Ну так значит пусть ИП готовит деньги на штрафы, - отвечает Над.К. - Но Вы понимаете, что штраф не дает индульгенцию на будущее? И штрафовать могут хоть каждый день, если ничего не исправить? И теоретически вообще можно дисквалификацию схлопотать".

"Все мы прекрасно знаем, как должно быть, - пишет Аноним. - Прекрасно проходим проверки как труд.инспекции, так и выездные налоговые, других гос.органов, стараемся не ссориться со своей прокуратурой - предоставляем все необходимые документы. Но в этот раз в намерениях прокуратуры (не нашей местной) явно прослеживается желание нам "насолить" всевозможными способами. И тут дело принципа уже с нашей стороны.

"Ну так дело принципа сделать все бумаги так, чтобы они не подкопались, - замечает Над.К. - Иначе непонятно, на какой принцип Вы собрались идти?".

Право на УСН

"Юрлицо зарегистрировано в 2010 г., сразу же было подано заявление о применении УСНО, - сообщает Юкля. - Через пару месяцев с горем пополам выбила информационное письмо у налоговой о том, что наша организация имеет право на применение УСНО. За эти пару месяцев деятельности не было. Сдали первую годовую декларацию по УСНО, через полгода пришло письмо-запрос стандартное пояснить, на каком основании мы применяем УСНО, если у нас учредители юр. лица, и они имеют доли 50 на 50%, а согласно пп.14 п.3 ст. 346.12 НК РФ с 2009 г. не вправе применять УСНО организации, в которых доля участия организаций составляет более 25%.

Согласна. Но они, когда регистрировали, видели же, кто у нас учредители! Когда выдали информационное письмо о применении УСН, тоже это знали. Так чья здесь вина?

На этот запрос я написала письмо-пояснение и приложила копию их информационного письма о УСНО. Опять тишина на год! Через год раздался звонок, инспектор требовала пояснений прямо по телефону, на каком основании у нас УСНО? Все рассказала, опять все отвезла, показала... И не поверите, опять все затихло на год! За этот год у фирмы не было деятельности (сами понимаете, кому нужны эти качели ). Кто в сложившейся ситуации все же виноват?".

"У Вас нет УСН, поскольку Вы не имеете право его применять, - отвечает Над.К. - И Вы не спрашивали у налоговой разрешение на применение УСН, Вы уведомляли их о применении, хотя не имели права применять. Так что в первую очередь это Ваша вина, а не налоговой.

Да, по идее налоговая должна была прислать уведомление о невозможности применения УСН, но оттого что она это не сделала (а может, и сделала, только организация не получила), право применять УСН у организации не появилось. Она не имеет право применять УСН в силу закона.

И в письме не указывается, что у фирмы УСН, в нем указывается, что фирма подавала уведомление о переходе на УСН.

Бардак в налоговой, да. Но от этого обязанность уплатить налоги по ОСНО никуда не денется".

Заработная плата за 3 месяца вперед

На форуме вновь всплыла интересная тема, затронутая еще в январе.

Автор рассказывал о том, что один из сотрудников фирмы получил зарплату за три месяца вперед с уплатой НДФЛ, и интересовался, что следует делать в этой ситуации.

"У нас похожая ситуация, - пишет Клавдин. - Финдиректор взял аванс, превышающий размер трехмесячной заработной платы. Чем это грозит бухгалтеру и организации?".

"Зарплата, если я не ошибаюсь, должна каждые полмесяца выплачиваться (аванс и выдача остатка), - пишет Аноним. - Считаю, что нужно оформлять как заем, а НДФЛ оформить как авансовый платеж".

"Понятия аванс нет в ТК, - замечает Генук, - а значит, это выплата вне рамок ТК, т.е. заём. Просто возвращается он через отработку по трудовому договору".

"А как же ст. 137 ТК, - удивляется GSokolov: -

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

Слово используется, а понятия нет?".

"Да, вопрос неоднозначен", - задумывается Генук.

"Если честно, не понимаю паники, - пишет mizeri. - Я бы провела выплату. Ну уплачен НДФЛ и слава ему, по мере начисления зарплаты зачтется. Вряд ли это такая уж проблема.

Можно еще как мат. помощь выдать. Тогда и НДФЛ правильно удержан, за исключением того, что 4000 не облагаемые. Ну их можно потом откорректировать.

А вот откуда взяли про заем, я не понимаю. Заем, когда взял и должен отдать, она что собирается вернуть эти самые деньги? Или будет зарплату эти три месяца все равно получать? Мы этого не знаем, знаем только, что человек взял три зарплаты авансом и все. Из этого и выводы надо делать".

"А Вы представьте себе следующую хозоперацию, - предлагает Генук. - Работник берёт заём на три месяца и в договоре обязуется возвращать заём удержанием из каждой зарплаты в 100%. Может даже дополнительно написать заявление о добровольном удержании именно из зарплаты и именно целиком. А теперь сравните оба случая (трёхмесячный аванс и заём) и найдите хоть одно отличие...".

"Заработная плата платится за фактически отработанное время, - напоминает Аноним. - Иначе это именно заем. И он именно возвращается. Начислили заработанную плату за месяц и забрали в счет погашения долга.

Если сотрудник по какой-то причине не сможет работать, он что, не обязан будет вернуть эти деньги? Обязан. Так это и есть заем".

"В соответствии с ГК РФ договор займа, когда займодавец юрлицо, должен быть заключен в письменной форме, - протестует GSokolov. - Нет письменно заключённого договора - нельзя говорить, что это заём, это нужно будет доказывать в суде. Передача не обеспеченных начислениями денежных сумм сотруднику может осуществляться и не с помощью договора займа, а авансом в счёт заработной платы, выдачей под отчёт и пр. Это налоговики придумали, чтобы налоги лишние слупить. А то так любую авансовую выплату под займ подвести можно".

"Было бы оформлено как выдача под отчет - и вопрос бы не возник, - замечает Аноним. - Оформлено, как я понимаю, именно как выплата заработной платы вперед за 3 месяца на основании заявления, следовательно все-таки заем.

Аванс в счет заработной платы - это и есть выдача денег в долг, т.е. заем. Впрочем, в нашем законодательстве столько двусмысленностей, что ни в чем нельзя быть уверенным на 100%".

"Была похожая ситуация, - сообщает Dump. - Работники писали "прошу выдать в счет ЗП", директор подмахивал, бух платила. При проверке налоговая обязала начислить НДФЛ с матвыгоды. Начислили".

"Ну, в конце концов, можно оформить договор займа с минимальными процентами (5,5), которые сотруднику (своему любимому) можно вернуть премией или матпомощью, - соглашается GSokolov. - Тогда и выгоды не будет, чтобы с налоговой не спорить (наверное, никто и не пробовал). Налог, правда, с этой суммы (м.б. не со всей) всё равно будет, но не 30%, а 13%, хотя придётся дополнительно начислить взносы. А лучше всего выдавать подотчет, но суммы будут небольшие".

Начать дискуссию