Бюджетный учет

Обязательные документы в казенном учреждении

Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт.

Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт.

- С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ учреждениям необходимо привести в соответствие с новыми требованиями внутреннюю документацию. На что стоит обратить особое внимание?

Действительно, Закон № 402-ФЗ обязывает все организации привести в соответствие с его положениями внутренние документы, локальные нормативные акты. Закон утвержден давно – в декабре 2011 г., и времени для его детального изучения было достаточно.

Однако некоторые нормы этого акта, как показывает практика, потребовали дополнительного разъяснения методологами Минфина.

Например, в каждом учреждении госсектора с 1 января 2013 г. должен присутствовать ряд обязательных документов.

Первое – это приказ о возложении обязанностей на ведение бухгалтерского учета согласно п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.

Если в учреждении учет ведется централизованной бухгалтерией, то с ней заключается договор. Утверждать приказ в таком случае не нужно.

Второй важный момент, на который следует обратить внимание, – обязанность учреждений организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (п. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ). Соответственно, следующим обязательным документом является приказ об утверждении Положения об организации и осуществлении такого контроля.

У многих бухгалтеров возникает закономерный вопрос, что относится к фактам хозяйственной жизни. Обратимся к Закону № 402-ФЗ. Согласно п. 8 ст. 3 фактом хозяйственной жизни является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

То есть это не только учетные операции, но и такие события, как отпуск, командировка сотрудника, реализация программы по экономии электроэнергии в учреждении, нарушение трудовой дисциплины и т. п. Осуществлять контроль всех фактов хозяйственной жизни бухгалтер не обязан.

Для этого есть служба по административно-хозяйственной части, отдел кадров и пр. В приказе об утверждении Положения об организации и осуществлении внутреннего контроля следует указать, на кого возложены данные функции. Кто будет непосредственно контролировать процессы: один человек или специальная комиссия. Это решение принимает руководитель учреждения.

Кроме того, в рамках данного приказа нужно разработать и утвердить план контрольных мероприятий и сроки их реализации (ежедневно, раз в месяц либо в квартал). Примерами таких мероприятий могут быть: проведение инвентаризации, контроль за расчетами по оплате труда и госзакупками, сдача отчетности и пр.

Третий документ, который следует утвердить, это приказ о соблюдении кассовой дисциплины. Он связан не с Законом № 402-ФЗ, а с Положением № 373-П.

По сравнению с действовавшим ранее Порядком № 40 новый документ носит рамочный характер, и учреждениям необходимо составлять дополнительные локальные акты. Так, согласно п. 1.11 Положения № 373-П «мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом». Эта норма и указывает на обязательность приказа о соблюдении кассовой дисциплины.

В нем должна содержаться информация о том, как осуществляется сдача и прием кассы материально ответственным лицом, оприходование денежных средств, инвентаризация и пр.

Согласно п. 2.3 Положения № 373-П «кассир снабжается печатью (штампом), содержащей реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы». Исходя из этого, в учреждении должен быть приказ с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать финансовые и кассовые документы, и кассира необходимо ознакомить с ним под роспись.

- Разве недостаточно утвердить порядок подписания документов в рамках учетной политики?

Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона № 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, и перечень лиц, имеющих право их подписи. Поэтому учреждению следует подготовить проект локального нормативного акта, которым будет утверждена данная информация.

- Что надо учесть при создании первичных учетных документов?

Как я уже отмечала, формы первичных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Но для организаций госсектора устанавливается особый порядок. Формы документов для них утверждены Приказом № 173н.

Однако здесь есть нюансы. Если Приказ № 173н не содержит форму какого-то первичного учетного документа, необходимого для оформления факта хозяйственной жизни, то можно воспользоваться формами, утвержденными ранее постановлением Госкомстата России.

То есть несмотря на наличие Приказа № 173н в учетной политике следует закрепить перечень первичных документов, используемых для отражения фактов хозяйственной жизни конкретного учреждения.

Это могут быть различные акты, кадровые документы и др.

Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» №6/2013.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию