Бюджетный учет

Изменение статуса госучреждения

Учреждения госсектора имеют право работать в одной из трех организационно-правовых форм: бюджетной, автономной или казенной. Каждый тип учреждения обладает своими, отличными от других, характеристиками, что заставляет задуматься, не сменить ли им правовой статус и к каким последствиям это приведет?

Учреждения госсектора имеют право работать в одной из трех организационно-правовых форм: бюджетной, автономной или казенной. Каждый тип учреждения обладает своими, отличными от других, характеристиками, что заставляет задуматься, не сменить ли им правовой статус и к каким последствиям это приведет?

Ограничения для смены типа учреждения

Необходимо отметить, что решение об изменении типа государственного (муниципального) учреждения принимает учредитель, а не само учреждение. Только в случае смены типа на автономное по закону требуется инициатива либо согласие самого учреждения.

В рамках реформирования бюджетной системы после принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ решения о том, какие учреждения станут казенными, а какие бюджетными (нового типа), должны были приниматься в конце 2010 г. Однако законодательство не ограничивает возможность в дальнейшем изменять тип учреждения.

Порядок смены типа бюджетного учреждения на казенное устанавливается высшим исполнительным органом публичной власти соответствующего уровня, порядок перевода учреждения в автономное или из автономного – в бюджетное или казенное установлен Законом № 174-ФЗ. При этом произвольно поменять тип любого учреждения по своему усмотрению учредитель не вправе. Законодательством установлены ограничения на сферы деятельности, где могут работать учреждения разных типов.

Так, в отличие от казенных, бюджетные и автономные учреждения не вправе выполнять государственные (муниципальные) функции. Они вправе оказывать только государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) в рамках государственного (муниципального) задания – своеобразного заказа от органов публичной власти.

Преимущества автономных учреждений

Бюджетные учреждения по своему статусу приближены к автономным. Те и другие обладают значительной финансово-хозяйственной автономией, правом самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности: оказания платных услуг, сдачи имущества в аренду и пр. С другой стороны, учредитель (собственник имущества) не отвечает по обязательствам бюджетных и автономных учреждений – при осуществлении деятельности, заключении договоров они самостоятельно несут ответственность.

Одной из ключевых выгод автономного учреждения является возможность уйти от жестких требований к процедурам закупок, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Закупки «автономщиков» регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который содержит более мягкие условия: учреждение должно публично извещать о проведении закупочных процедур на сумму свыше 100 тыс. руб., самостоятельно установить способы и порядок закупок в Положении о закупке.

Другой значимой выгодой автономного учреждения может являться право перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого оно должно соответствовать общим требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. В частности, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 чел., а доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн руб.

Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» №7/2013.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию