Зарплата

Нарушения в начислении заработной платы

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера)

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Не секрет, что порой бухгалтеры допускают ошибки в начислении заработной платы. О некоторых таких нарушениях мы поговорим в статье.

Занимаемая сотрудником должность не соответствует его квалификации

Нарушение. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В ходе проверки наличия у сотрудников учреждения необходимой по занимаемым должностям квалификации в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н (далее – Справочник), было выявлено, что квалификации отдельных работников учреждения не отвечают требованиям названного документа, а именно:

– на должность инструкторов по спорту согласно штатному расписанию приняты работники, не имеющее высшего или среднего специального образования;

– на должность инструктора-методиста согласно штатному расписанию принят работник, не имеющий высшего или среднего специального образования;

– на должность старшего инструктора-методиста согласно штатному расписанию принят работник, не имеющий высшего или среднего специального образования.

При этом в Справочнике указано, что на данные должности могут быть приняты лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта.

Пунктом 6 Справочника установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных разделом «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В качестве примера можно привести п. 10 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 № 338н, п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н.

Аттестационная комиссия в учреждении не создана. Аттестация данных сотрудников не была произведена.

Исправление нарушения. Учреждению необходимо создать аттестационную комиссию и провести аттестацию данных работников на соответствие их занимаемой должности. В случае выявления несоответствия сотрудников занимаемой должности следует провести их аттестацию.

Назначение выплат стимулирующего характера

Нарушение. Положением о применении отраслевой системы оплаты труда, установлении компенсационных и стимулирующих выплат работникам муниципальных учреждений здравоохранения муниципального образования установлено, что учреждения разрабатывают показатели и условия стимулирования работников за счет средств муниципального бюджета, позволяющие оценить результативность и качество работы. Как показали результаты проверки, в учреждении не были разработаны и установлены показатели, по которым могла бы производиться оценка качества работы и назначались стимулирующие выплаты (в учреждении отсутствовало положение о премировании). В то же время работникам регулярно начислялись и выплачивались стимулирующие выплаты. Таким образом, отсутствовали основания (локальный нормативный акт) для начисления и выплаты стимулирующих выплат за качество выполняемых работ и за интенсивность и высокие результаты работы.

К выплатам стимулирующего характера относятся доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

Исправление нарушения. Учреждению следует разработать положение о премировании и отразить в нем показатели и условия стимулирования работников, причем положение должно действовать в отношении не только средств бюджета, но и средств, получаемых учреждением в рамках приносящей доход деятельности, при условии, что стимулирующие выплаты за счет этих средств тоже производятся.

Кроме того, с учетом Приказа Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» (далее – Рекомендации) можно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописать показатели, условия стимулировании и их размер.

Согласно п. 8 Рекомендаций в дополнительное соглашение к трудовому договору следует включать условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ (в случае отсутствия этих условий в ранее заключенном трудовом договоре), в частности условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты), стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть установлены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.

Условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера, а также предоставления мер социальной поддержки рекомендуется излагать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему в форме, понятной работнику учреждения и работодателю и исключающей неоднозначное толкование этих условий. При этом не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного и характера (п. 13 Рекомендаций).

При расторжении трудового договора с руководителем не выплачена компенсация, предусмотренная ст. 279 ТК РФ

Нарушение. Руководителю учреждения при увольнении не была начислена и выплачена компенсация за досрочное расторжение трудового договора по инициативе учредителя.

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ трудовой договор с руководителем организации, помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора.

Статья 279 ТК РФ устанавливает, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Предоставление учредителю права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации – в силу ст. 1 ч. 1, ст. 7 ч. 1, ст. 8 ч. 1, ст. 17 ч. 3, ст. 19 ч. 1и 2, ст. 34 ч. 1, ст. 35 ч. 2, ст. 37и 55 ч. 3 Конституции РФ – предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации.

К числу таких гарантий относится предусмотренная ст. 279 ТК РФ выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу норм данной статьи во взаимосвязи с положениями ст. 278 ТК РФ выплата компенсации – необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае.

Следовательно, невыплата работнику такой компенсации при условии, что он не совершил виновных действий, дающих основание для его увольнения, должна рассматриваться как нарушение работодателем порядка увольнения работника.

Если же увольнение произведено в связи с виновным неисполнением руководителем организации своих обязанностей, то работодатель обязан указать конкретную причину увольнения и при разрешении спора в суде представить доказательства, подтверждающие, что досрочное расторжение трудового договора было вызвано виновными действиями руководителя.

Таким образом, расторжение трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, а в случае возникновения спора – решением суда.

Аналогичное мнение изложено в Определении ВС РФ от 14.12.2012 № 5-КГ12-61. Судом разрешался спор относительно невыплаты компенсации руководителю коммерческой организации при расторжении с ним трудового договора. Трудовой договор был расторгнут в результате принятия советом директоров решения о полном изменении состава акционеров. Несмотря на то, что в данном случае рассматривались действия коммерческой организации, приведенные в определении нормы Трудового кодекса применяются и в отношении государственных (муниципальных) учреждений.

Исправление нарушения. Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, несмотря на то, что физическое лицо уволено и не является уже работником учреждения, обязанность учреждения по выплате компенсации при увольнении осталась, к тому же возникла обязанность по начислению суммы компенсации за несвоевременную выплату данных сумм.

Учреждению следует составить справку по форме 0504833, в которой отразить все необходимые операции по начислению компенсации ввиду увольнения работника, а также компенсации за несвоевременную выплату данных сумм. Далее показатели, отражаемые в справке, переносятся в бухгалтерскую программу.

Предлагаем рассмотреть исправление данной ситуации на примере.

Пример

По распоряжению учредителя от 11.03.2013 № 56 руководитель учреждения Иванов А. И. был освобожден от должности. Выполняя нормы ст. 280 ТК РФ, учредитель предупредил Иванова о данном решении в письменной форме за месяц. В день увольнения работнику была выплачена заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 92 000 руб. Установленная ст. 279 ТК РФ и коллективным договором учреждения компенсация руководителю при увольнении выплачена не была. При проведении проверки данное нарушение было обнаружено и зафиксировано в акте проверки. Учреждение решило произвести данную выплату 18.07.2013. Для упрощения примера предположим, что выплаты производятся за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.

Учреждение должно составить справку по форме 0504833, в которой в графе «Наименование и основание проводимой операции» указать: «При увольнении Иванову А. И. не была выплачена компенсация, предусмотренная ст. 279 ТК РФ и коллективным договором учреждения. Размер компенсации составляет трехкратный размер оклада Иванова А. И., то есть 60 000 руб. (20 000 руб. х 3).

Также в связи с невыплатой данной суммы в установленный ст. 140 ТК РФ срок работнику начисляется компенсация за несвоевременную выплату. Срок задержки выплаты компенсации составляет 129 дней (20 дней в марте, 30 дней в апреле, 31 день в мае, 30 дней в июне, 17 дней в июле при условии, что выплата будет произведена 18 июля). Размер компенсации составит 25 800 руб. (60 000 руб. х 1/300 х 129 дн.).

Отражены суммы:

– компенсации по увольнению;

– компенсации за несвоевременную уплату суммы компенсации, выплачиваемой в связи с досрочным расторжением трудового договора с руководителем учреждения».

В бухгалтерском учете операции по начислению и выплате причитающихся бывшему работнику компенсаций должны быть отражены следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена бывшему сотруднику Иванову А. И. компенсация в связи с досрочным расторжением трудового договора

2 109 хх 212

2 302 12 730

60 0000

Начислена сумма компенсации за несвоевременную выплату компенсации по досрочному расторжению трудового договора

2 401 20 212

2 302 12 730

25 800

Произведена выплата сумм компенсаций из кассы учреждения

2 302 33 830

2 201 34 610

60 000

25 800

Следует заметить, что, по мнению контролирующих органов, денежная компенсация, выплачиваемая работодателем при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, освобождается от налогообложения на основании п. 3 ст. 217 НК РФ (письма Минфина РФ от 23.01.2013 № 03-04-05/4-54, от 18.04.2012 № 03-04-05/9-526, Роструда от 07.12.2006 № 2042-6-1). Также исходя из ст. 217 ТК РФ сумма компенсации, выплачиваемая руководителю при увольнении, не подлежит обложению НДФЛ.

Применение неустановленных форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета

Нарушение. В ходе проведения проверки у учреждения были выявлены следующие нарушения положений Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – Методические указания, Приказ № 173н):

– карточки-справки ф. 0504417 по начислению заработной платы работников ведутся по форме, утвержденной Приказом № 173н, однако в нарушение Методических указаний в карточках-справках указываются не все предусмотренные унифицированной формой сведения: об образовании, о количестве детей, о квалификационной категории педагогических работников, не во всех случаях приводятся реквизиты приказов на выплату установленных доплат и их размеров, должностные оклады не соответствуют штатному расписанию и др.;

– в записке-расчете об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях по форме 0504425 отражаются не все предусмотренные унифицированной формой реквизиты: не указываются номера приказов – оснований для расчета среднего заработка, номера записок-расчетов не соответствуют номерам приказов о предоставлении отпуска, отсутствуют подписи лиц, составивших и проверивших расчет;

– в учреждении не применяется унифицированная форма расчетно-платежной ведомости (ОКУД 0504401), утвержденная Приказом № 173н. Формируемая программой расчетно-платежная ведомость содержит не все предусмотренные унифицированной формой реквизиты: отсутствуют подписи лица, ответственного за формирование расчета (ведомости) и проверившего его, не оформляется разрешение руководителя и главного бухгалтера учреждения на выплату заработной платы.

Согласно п. 4 ст. 9, п. 5 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, то есть Приказом № 173н.

Исправление нарушения. В карточках-справках (ф. 0504417) и записке-расчете об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях нужно отразить сведения, установленные формой и указанные проверяющими для обязательного заполнения, пригласить программистов и настроить формируемую программой расчетно-платежную ведомость так, чтобы выводимая на бумажный носитель форма содержала все необходимые реквизиты.

* Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию