Налог на рекламу

Сага о налоге на рекламу

Что может быть приятнее для пополнения бюджета чем налог на рекламу? Пусть его доля и ничтожна мала для него, но зато экономический смысл как нельзя лучше говорит о сущности справедливого налогообложения в нашей стране. Ведь налог на рекламу это налогообложение расходов, которого нет ни в одной из экономически развитых стран мира. То есть внезависимости от того насколько плохи ваши дела, этот налог вы все равно заплатите.

Евгений Ковтун
bushardo@mail.ru

Что может быть приятнее для пополнения бюджета, чем налог на рекламу? Пусть его доля и ничтожно мала для него, но зато экономический смысл как нельзя лучше говорит о сущности справедливого налогообложения в нашей стране. Ведь налог на рекламу - это налогообложение расходов, которого нет ни в одной из экономически развитых стран мира. То есть вне зависимости от того, насколько плохи ваши дела, этот налог вы все равно заплатите. Давайте вспомним, как возник этот потрясающей своей сутью и экзотичностью налог. Он вводился в 1991 г., еще во времена Верховного совета России, законом «Об основах налоговой системы», когда правительство неудачно пыталось бороться с обналичиванием и отмыванием денежных средств. Тогда казалось актуальным налогообложение того, что якобы приносило наибольшие доходы бизнесу. Учитывая то смутное время, трудно в этом не согласиться, однако с той поры много времени и денег уже утекло, и налог на рекламу с введением первой части Налогового Кодекса и вовсе стал ему противоречить, а с введением главы 25 "налог на прибыль" НК РФ еще и стал экономически бессмысленным.

Как можно, например, логически объяснить себе то, что для того, чтобы продать какой-либо продукт необходимо заплатить налог за то, чтобы о нем (продукте) узнал потребитель? Согласитесь, стимулировать сокращение издержек на продвижение товара - значит заниматься вредительством. Если подумать еще дальше, то налог на рекламу, на самом деле, еще более вредный, чем преподносится. Ведь даже при заказе рекламной продукции, его цена корректируется на 5% в сторону уменьшения, бюджет - то у всех не резиновый, соответственно - качество рекламы снижается ровно на 5% и многие рекламодатели вынуждены заказывать более дешевую и низкокачественную продукцию. Это останавливает рост самой рекламной индустрии.

Из общего вытекает частное. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на рекламу является местным налогом. Он введен ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Его ставка составляет не более 5% от общих расходов на рекламу. Считается он каждом субъекте федерации по своему. Плательщиком налога на рекламу может быть как рекламодатель так и рекламораспространитель. Говорит ли это о том, что процедура уплаты налога понятна для налогоплательщика? Отнюдь…

Вот какое определение рекламе, как объекту налогообложения, дает статья 2 Федерального закона от 18.07.98 N 108-ФЗ "О рекламе".

реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых (!!! Прим. автора) средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), в том числе стоимость рекламных работ, выполненных рекламодателем самостоятельно.

Хотелось бы отметить пусть и небольшую, но все-таки судебную практику касательно уплаты налога на рекламу. Здесь присутствуют такие дела, как постановление ФАС СЗО от 14 января 2002 г. № А56-21012/01, в котором суд установил, что затраты на визитки не включаются в себестоимость, т.к. не являются рекламой, постановление ФАС МО от 4 марта 2002 г. по делу № КА-А40/874-02, в котором суд признал неправомерным начисление налога на рекламу на расходы по содержанию сайта в Интернете, так как такие расходы относятся к информационным, а не рекламным, постановление ФАС СЗО от 3 сентября 2002 г. по делу № А56-14264/02 в котором, было установлено, что налогоплательщик правомерно не относил на затраты на рекламу и не платил налог на рекламу с расходов по изготовлению прайс-листов, распространяемых среди потребителей в местах продажи пейджеров и заказа услуг связи, постановление ФАС УО от 23 июля 2001 г. по делу № Ф09-1603/01-АК в котором вывеску юридического лица не признали объектом налогообложения по налогу на рекламу.

Отсутствие большой арбитражной практики говорит о том, что сами налоговые органы зачастую не знают, как правильно исчислять и платить налог на рекламу.

В свете спорных вопросов, не поддающихся логическому объяснению можно вспомнить использование основных средств предприятиями в рекламных расходах (налог на рекламу платится тогда с общей стоимости основных средств плюс к этому предприятие не может списать основное средство на рекламные расходы и продолжает платить налог на имущество) и включение в облагаемую базу по налогу с продаж налога на рекламу (согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или за наличный расчет оптом. При этом согласно Закону налог с продаж должен применяться к полной цене продажи товаров (работ, услуг). В связи с этим в облагаемую базу по налогу с продаж включается налог на рекламу). То есть налицо двойное, а иногда и тройное налогообложение одной и той же операции.

Также не будем забывать, что любое ослабление налоговой нагрузки для предприятий приведет к развитию отрасли. Если налог в России будет отменен, это может дать импульс развитию рекламной индустрии. Ни для кого не секрет, что в сфере телевидения и радио реклама оплачивается через различные теневые схемы. Во многом это связано с нежеланием каналов и радиостанций платить с огромных затрат налог на рекламу. Таким образом, налог на рекламу препятствует легализации оборотов. Это плохо для развития сектора и плохо для государства, которое не получает ни легального налога на прибыль с рекламных агентств, ни налога на добавленную стоимость. Ведь реальные обороты остаются в тени: то есть один налог вроде бы собирается, но бюджет несет потери по другим статьям.

Поэтому настоятельно советую нашим Законодателям отменить этот вредный и бесполезный налог!

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета