Евгений Ковтун
bushardo@mail.ru
Как можно, например, логически объяснить себе то, что для того, чтобы продать какой-либо продукт необходимо заплатить налог за то, чтобы о нем (продукте) узнал потребитель? Согласитесь, стимулировать сокращение издержек на продвижение товара - значит заниматься вредительством. Если подумать еще дальше, то налог на рекламу, на самом деле, еще более вредный, чем преподносится. Ведь даже при заказе рекламной продукции, его цена корректируется на 5% в сторону уменьшения, бюджет - то у всех не резиновый, соответственно - качество рекламы снижается ровно на 5% и многие рекламодатели вынуждены заказывать более дешевую и низкокачественную продукцию. Это останавливает рост самой рекламной индустрии.
Из общего вытекает частное. В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на рекламу является местным налогом. Он введен ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ". Его ставка составляет не более 5% от общих расходов на рекламу. Считается он каждом субъекте федерации по своему. Плательщиком налога на рекламу может быть как рекламодатель так и рекламораспространитель. Говорит ли это о том, что процедура уплаты налога понятна для налогоплательщика? Отнюдь…
Вот какое определение рекламе, как объекту налогообложения, дает статья 2 Федерального закона от 18.07.98 N 108-ФЗ "О рекламе".
реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых (!!! Прим. автора) средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг), в том числе стоимость рекламных работ, выполненных рекламодателем самостоятельно.
Хотелось бы отметить пусть и небольшую, но все-таки судебную практику касательно уплаты налога на рекламу. Здесь присутствуют такие дела, как постановление ФАС СЗО от 14 января 2002 г. № А56-21012/01, в котором суд установил, что затраты на визитки не включаются в себестоимость, т.к. не являются рекламой, постановление ФАС МО от 4 марта 2002 г. по делу № КА-А40/874-02, в котором суд признал неправомерным начисление налога на рекламу на расходы по содержанию сайта в Интернете, так как такие расходы относятся к информационным, а не рекламным, постановление ФАС СЗО от 3 сентября 2002 г. по делу № А56-14264/02 в котором, было установлено, что налогоплательщик правомерно не относил на затраты на рекламу и не платил налог на рекламу с расходов по изготовлению прайс-листов, распространяемых среди потребителей в местах продажи пейджеров и заказа услуг связи, постановление ФАС УО от 23 июля 2001 г. по делу № Ф09-1603/01-АК в котором вывеску юридического лица не признали объектом налогообложения по налогу на рекламу.
Отсутствие большой арбитражной практики говорит о том, что сами налоговые органы зачастую не знают, как правильно исчислять и платить налог на рекламу.
В свете спорных вопросов, не поддающихся логическому объяснению можно вспомнить использование основных средств предприятиями в рекламных расходах (налог на рекламу платится тогда с общей стоимости основных средств плюс к этому предприятие не может списать основное средство на рекламные расходы и продолжает платить налог на имущество) и включение в облагаемую базу по налогу с продаж налога на рекламу (согласно Федеральному закону от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или за наличный расчет оптом. При этом согласно Закону налог с продаж должен применяться к полной цене продажи товаров (работ, услуг). В связи с этим в облагаемую базу по налогу с продаж включается налог на рекламу). То есть налицо двойное, а иногда и тройное налогообложение одной и той же операции.
Также не будем забывать, что любое ослабление налоговой нагрузки для предприятий приведет к развитию отрасли. Если налог в России будет отменен, это может дать импульс развитию рекламной индустрии. Ни для кого не секрет, что в сфере телевидения и радио реклама оплачивается через различные теневые схемы. Во многом это связано с нежеланием каналов и радиостанций платить с огромных затрат налог на рекламу. Таким образом, налог на рекламу препятствует легализации оборотов. Это плохо для развития сектора и плохо для государства, которое не получает ни легального налога на прибыль с рекламных агентств, ни налога на добавленную стоимость. Ведь реальные обороты остаются в тени: то есть один налог вроде бы собирается, но бюджет несет потери по другим статьям.
Поэтому настоятельно советую нашим Законодателям отменить этот вредный и бесполезный налог!
Начать дискуссию