Налоговые проверки

Выездная налоговая проверка: особенности проведения у ИП

Как подготовиться к налоговой проверке? Я бухгалтер без опыта работы и не знаю, что конкретно они будут проверять. ИП на ЕНВД — продуктовый магазин.
Выездная налоговая проверка: особенности проведения у ИП
Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании "СКБ Контур"

Вопрос от читателя Клерк.Ру Светланы (г. Ханты-Мансийск)

Как подготовиться к налоговой проверке? Я бухгалтер без опыта работы и не знаю, что конкретно они будут проверять. ИП на ЕНВД — продуктовый магазин.

К сожалению, чтобы дать подробный ответ на данный вопрос, нужно обладать сведениями о том, какой тип проверки ожидается и по какому налогу. Поэтому я ограничусь лишь общими рекомендациями относительно выездных налоговых проверок.

Напомню, что выездная проверка проводится на территории индивидуального предпринимателя (ИП) на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Если предприниматель не может предоставить проверяющим лицам необходимое помещение для проверки, то согласно его заявлению проверка может осуществляться по месту нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п.3 ст.89 НК РФ), а ее предметом является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п.4 ст.89 НК РФ). Порядок истребования документов установлен ст.93 НК РФ. В целом налоговое законодательство не предусматривает существенных особенностей проведения выездных и камеральных налоговых проверок для ИП, пусть и не все положения НК РФприменимы к этому субъекту предпринимательской деятельности.

Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик должен обеспечить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением проверяемых налогов. По общему правилу документы представляются в виде заверенных копий, однако это не лишает налоговиков права ознакомиться с оригиналами. При этом работать с подлинниками  налоговики могут лишь на территории проверяемого лица. Из этого правила есть только два исключения:

— проведение выездной налоговой проверки на территории налогового органа;

— выемка документов в соответствии с правилами ст. 94 НК РФ.

Перечислю основные моменты, на которые следует обратить внимание при прохождении выездной налоговой проверки.

Состав проверяющих лиц. При проведении проверки на территории ИП следует сверить фактический состав проверяющих лиц с указаннымв решении о проведении проверки. В случае несоответствия предприниматель на законных основаниях имеет право отказать в доступе на территорию лишним контролерам. Бывают случаи, когда выездную проверку проводят не указанные в решении лица, однако акт по ее результатам ими не подписывается. В таких случаях доказать превышение полномочий контролеров (например, нарушение порядка проведения проверки) после окончания проверки практически невозможно.

Сроки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).Согласно разъяснениям ФНС России в Письме от 22.10.2007 № ШТ-6-03/809@ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения соответствующего  решения и до дня составления справки о проведенной проверке. Основание и порядок продления срока устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2008 № А19-4888/07-Ф02-4219/08 по делу № А19-4888/07).

Период. В рамках выездной налоговой проверки контролеры имеют право проверять период, не превышающий трех лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено положениями ст.89 НК РФ). При этом согласно п.5 ст.89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Также они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение одного календарного года. Исключения составляют случаи, когда руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принимает решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Инвентаризация. Согласно п.13 ст.89 НК РФ уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, при необходимости могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также произвести осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст.92 НК РФ.

Выемка документов. Если должностные лица, проводящие проверку, имеют достаточно оснований полагать, что документы, свидетельствующие о правонарушениях, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, они вправе произвести выемку этих документов.Процедуру выемки документов описывает ст.94 НК РФ. А порядок изъятия документов определен соответствующей инструкцией, утвержденной Письмом Минфина РСФСР от 26.07.1991 № 16/176. Согласно п.1 ст. 94 НК РФ выемка документов и предметов производится только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. Данное постановление подлежит утверждению и подписывается руководителем налогового органа (или его заместителем), вынесшего решение о проведении налоговой проверки (согласно Федеральному закону от 16.11.2011 № 321-ФЗ).Постановление вручается уполномоченному лицу налогоплательщика под подпись. Форма постановления утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Эта форма должна быть полностью заполнена, то есть в обязательном порядке должно быть указано, у какого лица производится выемка, где, в связи с чем, а также какие именно документы подлежат изъятию. Особо отмечу то, что указанное постановление должно содержать достаточные основания для того, чтобы выемка документов была признана правомерной. Если же из постановления не следует наличие реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены документов, то контролеры не имеют права производить выемку. Скорее всего, как показывает арбитражная практика, в данном случае суд вынесет решение в пользу налогоплательщика (например, Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2006 № КА-А40/6276-06 по делу № А40-82103/05-35-67).

Окончание выездной проверки.В последний день проверяющие лица обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утверждённойПриказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@, в которой зафиксировать предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. ЕслиИП (или его представитель) уклоняется от получения данной справки, ее направляютпо почте заказным письмом.

Также я рекомендую ознакомиться с положениями Приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ «Об утверждении Порядка представления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной налоговой службы».

Подробнее о прохождении налоговых проверок вы можете узнать из методик экспертов справочно-правовой системы «Норматив». Методики будут доступны сразу после регистрации в демо-версии системы.

Получить персональную консультацию Тамары Мокеевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию