ГК РФ

Неустойка по государственному (муниципальному) контракту

Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, что следует из содержания гл. 23 ГК РФ.

ВРЕЗ Н. В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.

Пунктом 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени). Условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязательным для включения в контракт.

ВРЕЗ Н. Неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения определенного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательств. Величина такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки.

Таким образом, для возникновения обязательств по оплате неустойки необходим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (например, с помощью акта приемки работ) или установлен судом.

Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ расчет неустойки производится по формуле:

X= Z х (S / 300) х N, где:

X – размер неустойки в рублях;

Z– размер неисполненного обязательства;

S – ставка рефинансирования ЦБ РФ в процентах;

N– количество дней просрочки.

Для расчета неустойки необходимо определить следующие показатели:

– период неисполненного обязательства, который начинается на следующий день после календарной даты, послужившей началом неисполнения обязательства. Днем окончания периода будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ) либо день подачи претензии, иска, произведения расчета. Периодом просрочки будет считаться количество календарных дней со дня, когда обязательство должно исполниться, до дня его фактического исполнения (составления расчета);

–размер неисполненного обязательства – это разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору и какую часть исполнил обязательств на дату проведения расчета;

–размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Определяется на дату исполнения денежного обязательства или его составляющей части (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставок устанавливаются на определенные периоды и публикуются на официальном сайте ЦБ РФ (http://www.cp.ru).

Пример 1

Поставщик согласно условиям заключенного контракта обязан 04.04.2013 поставить товар на сумму 500 000 руб. По состоянию на 14.05.2013 товар не поступил. Заказчик производит расчет неустойки на указанную дату.

Период просрочки составляет 40 дней (с 05.04.2013 по 14.05.2013 включительно).

Ставка рефинансирования – 8,25 % годовых.

Размер неустойки составляет 5 500 руб. (500 000 х (0,0825 / 300) х 40).

Обратите внимание

Сведения о принятом заказчиком решении о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, должны быть отражены в реестре контрактов (пп. 11 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 94-ФЗ). В Письме от 14.01.2013 42-7.4-05/12.5-19 Федеральное казначейство разъясняет, что в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) заказчик должен опубликовать в реестре контрактов сведения об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». В размещаемых сведениях следует указать причину внесения изменений и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования.

Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения обязательств произошла не по его вине, а вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). Понятие непреодолимой силы содержит п. 3 ст. 401 ГК РФ – это чрезвычайное обстоятельство, которое невозможно предвидеть и предотвратить.

Как в учете бюджетного учреждения отражается неустойка?

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают контракты (гражданско-правовые договоры) для собственных нужд.

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, сверх установленного государственного (муниципального) задания, предусмотренную его учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 № 02-04-12/4178). Это связано с тем, что денежные средства, поступающие в учреждение в виде штрафных санкций, нельзя рассматривать как средства субсидии на выполнение государственного задания либо целевой субсидии, даже если они поступили в качестве возмещения нарушения договора (контракта), осуществленного за счет указанного финансового источника.

ВРЕЗ Н. Средства от уплаты неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемые с поставщика, поступают бюджетному учреждению и считаются его собственными доходами независимо от источника финансового обеспечения обязательств по договору (контракту).

Согласно п. 93 Инструкции № 174н операции по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения оплаты по контракту на поставку основных средств с нарушением исполнения обязательств поставщиком предлагаем отразить следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учету обязательства в сумме заключенного договора на поставку

0 106 31 310

0 302 31 730

Предъявлена неустойка

2 205 41 560

2 401 10 140

Произведена оплата поставщику в полном объеме

0 302 31 830

0 201 11 610

(статья 310 КОСГУ)

Поступила сумма неустойки на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

17 (статья 140 КОСГУ)

2 205 41 660

Средства, поступившие в оплату штрафных санкций (неустойки), зачисляются на лицевой счет учреждения (с кодом 20) как собственные средства и используются на покрытие расходов в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, средства, поступающие в качестве оплаты штрафных санкций, следует предусмотреть в уставе учреждения в качестве одного из источников поступления собственных доходов. Расходуются указанные средства в общем порядке, то есть определенного направления для них не предусмотрено.

Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота. При этом бюджетное учреждение вправе произвести перечисление денежных средств на оплату обязательств в сумме, уменьшенной в размере неустойки (пеней, штрафов), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара, в котором указываются: МАРКИРОВАННЫЙ СПИСОК

сумма, подлежащая уплате в соответствии с условиями заключенного контракта;

размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию;

основания взыскания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени);

итоговая сумма, подлежащая уплате исполнителю по контракту.

В данном случае оплата по государственному (муниципальному) контракту осуществляется путем выплаты исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по контракту на поставку оборудования за счет целевой субсидии (с лицевой счет с кодом 21 по учету субсидий на иные цели) с зачетом встречных требований с поставщиком по предъявленной неустойке Минфин в Письме от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 рекомендует отразить следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты обязательства в сумме контракта на поставку

5 506 10 310

5 502 11 310

Приняты суммы вложений в объект поставки

5 106 31 310

5 302 31 730

Приняты денежные обязательства в объеме поставки

5 502 11 310

5 502 12 310

Предъявлена неустойка поставщику

2 205 41 560

2 401 10 140

Произведена оплата поставщику за минусом неустойки

5 302 31 830

5 201 11 610

(статья 310 КОСГУ)

Прекращение встречного требования зачетом:

– в сумме исполненного денежного обязательства;

5 302 31 830

5 304 06 730

– в сумме исполненного требования по санкциям

2 304 06 140

2 205 41 660

 

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Бюджетное учреждение заключило муниципальный контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 500 000 руб. за счет целевой субсидии. В срок, установленный условиями контракта, оборудование в учреждение не поступило. В результате претензионной работы сумма неустойки за нарушение условий составила 5 500 руб. Перечислен авансовый платеж в сумме 150 000 руб.

Согласно Инструкции № 174н операции по оплате контракта с нарушением поставщиком исполнения обязательств отразятся следующим образом*:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Перечислен авансовый платеж

5 206 31 560

5 201 11 610

18 (статья 310 КОСГУ)

150 000

выписка из лицевого счета

Приняты суммы вложений в объект поставки

5 106 31 310

5 302 31 730

500 000

накладная, счет-фактура

Предъявлена неустойка поставщику

2 205 41 560

2 401 10 140

5 500

акт, справка

Произведен зачет авансового платежа

5 302 31 830

5 206 31 660

150 000

справка

(ф. 0503833)

Произведена оплата поставщику за минусом неустойки

5 302 31 830

5 201 11 610

18 (статья 310 КОСГУ)

344 500

выписка из лицевого счета

Прекращено встречное требование в сумме исполненного обязательства:

– денежного обязательства;

5 302 31 830

5 304 06 730

5 500

справка

(ф. 050833)

– требования по санкциям

2 304 06 830

2 205 41 660

5 500

Приняты сформированные вложения в оборудование на КФО 4:

– переведены сформированные капитальные вложения;

5 304 06 310

4 106 31 310

5 106 31 310

4 304 06 310

500 000

справка

(ф. 0503833)

– принято к учету оборудование

4101 24 310

4 106 31 310

500 000

акт приема-передачи

* В примере не приведена корреспонденция счетов по санкционированию расходов.

Как перечислить неустойку в доход бюджета?

Если бюджетное учреждение получает средства в виде неустойки при неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств стороной государственного (муниципального) контракта, заключенного бюджетным учреждением-получателем средств бюджета, то есть до смены его типа на получателя средств субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, указанные средства подлежат перечислению на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ», на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый соответствующему органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения для последующего перечисления их в доход бюджета (Письмо Минфина РФ от 29.01.2013 № 02-13-06/290).

В соответствии с бухгалтерскими записями, приведенными в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по перечислению средств от предъявленных штрафных санкций в доход бюджета отражаются следующим образом:

Пример 3

Используем данные примера 1, 2.

Перечислению в бюджет подлежит сумма неустойки в размере 5 500 руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Документ-основание

Приняты обязательства

5 506 10 290

5 502 11 290

5 500

акт, договор

Принято денежное обязательство

5 502 11 290

5 502 12 290

5 500

Начислены обязательства по перечислению неустойки в бюджет

2 401 20 290

2 303 05 730

5 500

справка

(ф. 0503833)

Перечислены денежные средства в доход бюджета:

– с лицевого счета по учету целевых субсидий (код 21);

5 304 06 830

5 201 11 660

(статья 290 КОСГУ)

5 500

выписка из лицевого счета

– исполнены обязательства по перечислению неустойки

2 303 05 830

2 304 06 730

5 500

справка

(ф. 0503833)

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Начать дискуссию