ЭДО

Практика представление документов по ТКС: самые распространенные вопросы

Возможность представлять истребованные документы, электронные и бумажные, через интернет существует у налогоплательщиков уже более года (ст. 93 Налогового кодекса РФ, Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@). Только через спецоператора СКБ Контур представление в электронном виде активно практикует около 1000 компаний, и, по мнению Ольги Чепуриной, заместителя начальника Управления информационных технологий ФНС России, количество таких компаний будет расти экспоненциально.
Практика представление документов по ТКС: самые распространенные вопросы
Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании "СКБ Контур"

Возможность представлять истребованные документы, электронные и бумажные, через интернет существует у налогоплательщиков уже более года (ст. 93 Налогового кодекса РФ, Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@). Только через спецоператора СКБ Контур представление в электронном виде активно практикует около 1000 компаний, и, по мнению Ольги Чепуриной, заместителя начальника Управления информационных технологий ФНС России, количество таких компаний будет расти экспоненциально. Однако, как показывает практика, впервые представляя документы через интернет, налогоплательщики сталкиваются с рядом затруднений. Справиться с ними поможет эта статья.

Напомню, что порядок представления документов по ТКС регламентируется Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Он заключается в следующем: получив электронное требование, налогоплательщик через своего спецоператора связи отправляет квитанцию о приеме, которая служит уведомлением о том, что требование дошло. Затем он должен сформировать опись документов, к которой прикрепить электронные документы или скан-образы бумажных (в форматах tiff и jpg), подписать весь пакет квалифицированной электронной подписью и направить его в налоговый орган. Технология представления документов – это обмен защищенной информацией в электронном виде по открытым каналам связи с использованием электронной подписи, которая знакома налогоплательщикам с 2002 года. Елена Пацева, бухгалтер по налогам компании Metro Cash&Carry, считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности. Однако, несмотря на простоту, техническая сторона порядка представления поначалу может вызвать некоторые вопросы. Рассмотрим самые распространённые из них.

1. Зачем указывать дополнительную информацию к скан-образу документа? Ст. 93 Налогового кодекса РФ закрепила за налогоплательщиками право представлять документы, сформированные в утвержденных ФНС xml-форматах, через интернет. Такие документы существенно упрощают проверку, так как в программных комплексах налоговых органов обрабатываются автоматически. Xml-форматы уже существуют для счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книг, товарной накладной ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг). По словам Ольги Чепуриной, в 2014 году этот список будет расширен. А Приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ утвердил xml-формат описи документов, тем самым позволив представлять по ТКС и бумажные документы в виде скан-образов: они направляются как вложения к описи. При представлении документов через спецоператора связи большая часть работы по формированию описи совершается внутри системы и не видна налогоплательщику. Однако, чтобы скан-образы бумажных документов можно было обработать на стороне налоговой, к ним необходимо прикрепить дополнительную информацию. Поэтому недостаточно просто загрузить сканы в систему спецоператора.После загрузки для каждого документа придется указать реквизиты участников сделки, тип документа, номер и дату его составления, суммы и т.д. Перечень сведений определен типом документа и указан в Приказе № ММВ-7-6/465@. Заполнение этих сведений может происходить и автоматически: так, в системе «Контур-Экстерн» реализован механизм распознавания данных, и заполнение большей части дополнительной информации происходит без участия налогоплательщика. Ему остается открыть документ и заполнить сведения, распознать которые не удалось.

2. Зачем указывать пункт требования для каждого документа? В требовании все запрашиваемые документы перечислены в виде пронумерованного списка. При формировании электронной описи в ответ на требование для каждого документа, будь то формализованный xml-файл или скан-образ бумажного документа, необходимо указать, к какому пункту из этого списка он относится. Данное условие обязательно и также фигурирует в Приказе № ММВ-7-6/465@.

3.Почему не все документы можно направить в электронном виде по ТКС? Приказом № ММВ-7-6/465@ ФНС утвердила 14 типов документов, которые можно представить по ТКС. Это счет-фактура, корректировочный счет-фактура и исправления к ним, книга покупок и книга продаж, дополнительные листы к книгам, журнал выставленных и полученных счетов-фактур, акт приемки-сдачи работ (услуг), товарная накладная (ТОРГ-12), товарно-транспортная накладная, грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости), договор (соглашение, контракт) и дополнение к договору. В будущем ФНС планирует расширять список. Но сегодня, если налоговый орган запросит документ, которого нет в этом списке, его придется представить на бумаге.

4.Почему нельзя представить по ТКС бумажные журнал учета счетов-фактур и книги покупок и продаж? Согласно xml-формату описи документов представить по ТКС журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур а также книгу покупок и книгу продаж можно только в утвержденных ФНС xml-форматах. Однако не все системы учета в настоящий момент умеют формировать журнал и книги в нужных форматах, а при отсутствии у налогоплательщика такой возможности эти документы придется распечатать, заверить и отправить в виде бумажных копий. Поэтому в системе «Контур-Экстерн», например, при прикреплении к описи документов книг и журнала, выгруженных из учетной системы в обычных .xls- или .xlsx-форматах, происходит их автоматическое преобразование в правильный xml-формат.

По мнению Ольги Чепуриной, электронное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами упрощает и камеральные, и выездные проверки, а также уменьшает количество ошибок, связанных с человеческим фактором. А ответы на вышеперечисленные вопросы помогут представить документы в налоговый орган через интернет быстро и без ошибок.

Подробнее о представлении документов по ТКС

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • Целестина

    Цитата:
    " В требовании все запрашиваемые документы перечислены в виде пронумерованного списка. При формировании электронной описи в ответ на требование для каждого документа, будь то формализованный xml-файл или скан-образ бумажного документа, необходимо указать, к какому пункту из этого списка он относится. "


    Хорошо, если есть пронумерованный список. Иногда из требования невозможно понять какие документы требуют и за какой период