Экономика России

Федеральный бюджет 2014: скрепы, того и гляди, развалятся

Параметры федерального бюджета на 2014 год могут привести к резкому осложнению финансовой ситуации во многих регионах страны. Пока что у федерального центра достаточно средств, чтобы "заливать" деньгами локальные пожары, но условий для улучшения ситуации в перспективе не просматривается. К такому мнению пришли участники круглого стола "Бюджет-2014: как сделать главный финансовый документ страны понятным и доступным гражданам", организованного медиахолдингом РБК.
Федеральный бюджет 2014: скрепы, того и гляди, развалятся
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Параметры федерального бюджета на 2014 год могут привести к резкому осложнению финансовой ситуации во многих регионах страны. Пока что у федерального центра достаточно средств, чтобы "заливать" деньгами локальные пожары, но условий для улучшения ситуации в перспективе не просматривается. К такому мнению пришли участники круглого стола "Бюджет-2014: как сделать главный финансовый документ страны понятным и доступным гражданам", организованного  медиахолдингом РБК. 

На 25 октября в Госдуме намечено рассмотрение в первом чтении проекта федерального бюджета на следующие три года. Выяснилось, что скептическое отношение к проекту испытывают представители всех думских фракций, кроме "Единой России".

"Расходы на все социальные отрасли в 2014 году сокращаются не только в относительном, но и в номинальном выражении, - отметила первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. -  Расходы на здравоохранение составят 91,4% от уровня 2013 года (сокращение идет второй год подряд). Культура и кинематография - 97,3%, образование - 87,1%, ЖКХ - 76%.

Зато растут расходы на национальную оборону, на обслуживание долга, на физкультуру и спорт (на чемпионат мира по футболу). Формально растут расходы на национальную экономику, но это в большей степени все же формально, потому что там есть большой нераспределенный резерв в 343 млрд. руб., который сейчас записан в национальную экономику".

"В 2014 году объем финансирования национальной безопасности и правоохранительной деятельности (без армии) - то есть прокуратура, полиция и т.д. - примерно совпадает с объемом финансирования национальной экономики, - напомнил депутат Госдумы от КПРФ Владимир Федоткин. - А к 2016 году на национальную экономику будет даже меньше выделяться, чем на силовые структуры без армии.

В следующем году на профессиональный спорт выделяется в четыре раза больше, чем на спорт массовый и народный. А если брать 2016 год, то эта разница увеличивается до 20 раз.

Темпы расходов на научные исследования у нас ниже, чем в Малайзии, Индонезии и Саудовской Аравии. Китай оттеснил на второе место Японию, а мы на уровне Малайзии. Социальные расходы у нас нищие, по здравоохранению мы находимся на 109-м месте в мире в процентах к ВВП, по образованию - на 117-м. Говорят, что социальную нагрузку тяжело держать - ее у нас ниже некуда опускать уже".

"Федеральный центр переложил фактически всю ответственность за выполнение майских указов президента РФ на плечи регионов, - напомнил депутат Госдумы от ЛДПР Антон Ищенко. - Это называется красивым словом - передача полномочий, но эти полномочия, к сожалению, передаются без подкрепления финансами. Объем трансфертов на 2014 год сокращается на 82 млрд. руб.

"Правительство на комитете по бюджету доказывало, что ожидается экономический рост, причем вдвое выше, чем в 2013 году, - удивляется Ищенко. -  То есть около 3%. Дескать, мы ожидаем роста инвестиционной активности и повышения покупательского спроса. А с чего это должно произойти?

Налоговая нагрузка продолжает увеличиваться: подняли налог на добычу полезных ископаемых, увеличили акцизы на легковые автомобили, увеличили акцизы на ГСМ четвертого и пятого классов экологичности. По данным компании PriceWaterhouseCoopers, налоговая нагрузка на бизнес в России сегодня достигла отметки 54%, что существенно выше, чем налоговая нагрузка в Европе, в развитых странах, и выше, чем в среднем по миру. При этом правительство все же находит возможность указать в проекте бюджета увеличение собираемости и по налогам на добавленную стоимость, и увеличение доходов по налогу на прибыль. 

Что касается покупательского спроса, то на сегодняшний день частный сектор закредитован фактически максимальной суммой за всю историю. Скорее всего, в 2014 г. мы можем прогнозировать вал невозвратов коммерческих кредитов, кредитов в банках и займов в микрофинансовых организациях. И ужесточение требований как раз к микрофинансовым организациям и попытки мегарегулятора ЦБ РФ влиять на "нехорошую" задолженность приведут к тому, что мы, наоборот, получим отток финансов с потребительского рынка, а это существенно повлияет на покупательский спрос.

И, конечно, же увеличение тарифов. Правительство уже приняло решение, что тарифы для населения все-таки будут увеличены. Эксперимент с введением социальных норм по оплате электроэнергии тоже негативно скажется на покупательском спросе".

Так чего же нам ждать в новом году? 

"При инерционном развитии событий (если будут те же самые 1,5-2%, что и в этом году) на федеральном уровне все равно будет исполнен план по расходам, - говорит директор Института "Центр развития" ВШЭ Наталья Акиндинова. - Поскольку в мае было смягчено бюджетное правило, и теперь у нас в случае недобора не нефтегазовых доходов можно использовать нефтегазовые доходы вместо того, чтобы отправлять их в Резервный фонд. Там у нас есть соответствующие накопления. 

То есть не стоит ждать бюджетного кризиса на федеральном уровне. Другое дело, что с региональными бюджетами проблемы есть. Растет долг, растет уровень дефицита во многих регионах, искажаются структуры расходов, т.е. повышение зарплат в образовании происходит за счет отмены других расходов, зачастую также необходимых. Видимо, локальные кризисы на региональном уровне будут точечно "заливаться" деньгами. В общем, в следующем году еще пока в бюджетной сфере такого тотального обострения ситуации, видимо, не будет. Но на следующий год уже повышается уровень неопределенности и напряженности".

"В следующем году мы даже будем накапливать деньги в Резервном фонде, почти 400 млрд. руб., - напомнил директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Вообще меня эта ситуация забавляет - не то слово. Мы фактически вырезаем расходы и одновременно продолжаем накапливать деньги. Запас, в принципе, пока еще есть на 2014 год, и он будет похуже, чем нынешний, но лучше, чем 2015-й".

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

2
  • NoeII

    Цитата:
    "Дескать, мы ожидаем роста инвестиционной активности и повышения покупательского спроса. А с чего это должно произойти? "

    Покупательский спрос если и будет расти, то не благодаря росту доходов населения, а благодаря кредитам, которые население берет, не думаю о последствиях в виде расплаты.

    Цитата:

    "Вообще меня эта ситуация забавляет - не то слово. Мы фактически вырезаем расходы и одновременно продолжаем накапливать деньги. Запас, в принципе, пока еще есть на 2014 год, и он будет похуже, чем нынешний, но лучше, чем 2015-й". "

    ;)

  • Над. К

    Цитата:
    "И они в подоходный налог не входят. "

    Однако при расчете подоходного налога там можно учесть расходы, а у нас нет. И те огромные ставки европейских НДФЛ, которыми нас пугают, начинаются от определенной суммы дохода.