Как можно документально доказать налоговой, что ты проявил должную осмотрительность при работе с фирмой, которая оказалась однодневкой? Имеет ли право налоговая взыскивать НДФЛ с суммы невозвращенного кредита, со всеми его пенями и штрафами? Облагается ли налогом перевод денег ИП с одного счета на другой? С какой суммы выручки надо высчитывать проценты менеджера по продажам: с учетом НДС или без него? Стоит ли честно отражать убыток в годовой декларации?
Ответы на эти вопросы читайте в очередном обзоре форума.
Проявляем должную осмотрительность
"Хотим подстраховаться от налоговых органов при работе с компаниями-однодневками, - пишет Аноним. - Через однодневку на "хознужды" под 5% выводятся деньги. Естественно, товар не поставляется, но по документам как бы проходит. Поэтому нужно собрать хороший комплект документов, что мы хорошие, мы проявляли должную осмотрительность.
Что нужно запрашивать?
- учредительные документы
- паспорта директоров
- баланс
- декларацию
- выписку из ЕГРЮЛ
Что еще?".
"Вот у "однодневок" как раз самые красивые документы, как по учебникам", - замечает Ни4ка.
"В гости к поставщику съездите, на фоне их директора с паспортом фото сделайте, - советует Анжелика Ник. - Вот и покажете налоговой - знакомы, типа, реальный мужик, все в порядке. Налоговая еще рекомендует фото офиса и склада иметь в наличии и групповой портрет всех сотрудников фирмы с трудовыми книжками в руках с записью о приеме на работу.. Иначе как доказать,что фирма реальна и сотрудники в ней работают".
"Еще пропуска с фото, - добавляет Аноним. - Фотошоп машин с камер наблюдения, будто заезжали. Журналы выдачи пропусков. ИНН свидетельства, запросы в налогорганы, написать пусть даже откажут. Фото сайта".
"Если контора "обнальная" и ее "зацепят", то никакой ворох бумаг вас не спасет", - полагает jul-2000.
"Почему? - не соглашается Аноним. - Все документы в норме. Мы все проверяли. А что они там делали, мы не знаем. Услуги нам выполнили, товар поставили".
"И контактный телефончик проверяющим органам сможете предоставить, каким образом вы с поставщиком связывались?" - уточняет Анжелика Ник.
"Сделайте договор аренды помещения, декларацию по НДС, выписку из книги продаж", - пишет Просто человек.
Ruffik выдает советы в столбик:
"Рекомендуется при оценке налоговых рисков исследовать и запрашивать следующую информацию (документы):
-документальное подтверждение полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя),
-копии документа, удостоверяющего его личность,
-баланс и отчет о прибылях и убытках (на балансе должно быть имущество, уставный капитал не должен быть минимальным);
-информацию о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей (договоры аренды, собственности);
-информацию о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (www.nalog.ru),
-копии лицензий, СРО и др;
-очевидные свидетельства возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
-наличие квалифицированного управленческого или технического персонала".
"В этом случае вас никакие бумажки не спасут, - предупреждает Ни4ка. - Да и не налоговая этим занимается. Реальный случай из жизни - под офисом неделю машина стояла с прослушкой. Потом ОБЭП заявился с постановлением на обыск и ребятами с автоматами. Документы как раз не особо смотрели. Забрали компы, флэшки, читали почту. 10 часов допрос, ходили в сопровождении до туалета и обратно. Для дела телефонных переговоров, разговоров в офисе и почты вполне хватило. Пользоваться "хознуждами" на всю жизнь расхотелось. А копии паспортов и балансов были, ага.
У "однодневки" будет и выписка ЕГРЮЛ, и приказ на директора, и договор аренды, и декларации сданы, и т.д. А вот у нас белая фирма и я никогда не дам клиенту посмотреть баланс и какое у нас имущество".
"В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны, - напоминает gnews. - Закон о бухучете, ст 13 п. 11".
"Все документы, что написали, не лишние, - считает yuz. - Позицию свою отстаивайте следующим: "Есть регистрация? (выписка с сайта nalog.ru) Директор установлен, подпись его в доках? Устав предоставлен? Пусть докажут согласованность сделки, которой не было".
"Каким образом директор установлен?" - интересуется Анжелика Ник.
"Подписью, ФИО в договоре и счете-фактуре, - отвечает yuz. - А почерковедческую экспертизу, вам не вменяли".
"Так это не установлен, - парирует Анжелика Ник. - Подписано не установленным лицом".
НДФЛ на невозвращенный кредит
"Альфа-Банк подал сведения в налоговую инспекцию о получении мной дохода за 2012 год, - жалуется Владимир19683011. - Кредит с 2008 года, не возвращен, суда не было.
Вправе ли налоговая требовать уплаты налога?".
"Вправе, - отвечает Аноним. - У вас доход в виде безвозмездно полученных ценностей - невозвращенного кредита".
"Вы считаете, что банк простил (подарил) заёмщику кредит?" - уточняет Сергей А.В..
"Банк не смог взыскать, и поэтому стуканул в налоговую, - объясняет Storn. - В полном соответствии с НК РФ".
"Банк насчитал сумму просрочки платежа за год, и с 80 000 сумма выросла до 240000, - недоволен Аноним. - Поэтому они в суд и не подали, а доход представили 240 000. Вот это подарок!
Cумма откуда такая? Суда не было. Банк может любую сумму насчитать!".
"Не любую, а в соответствии с кредитным договором", - замечает другой Аноним.
"Нормально, - продолжает Аноним. - Сколько хотят, столько насчитывают. Взял 80 000, отдай 240 000. Для этого есть закон. В договоре этого не сказано. У них сколько хочу, столько насчитаю".
"Как же не сказано? - удивляется бух2007. - Вы же не беспроцентный кредит брали. В соответствии с договором Вам проценты и насчитали".
"Нет, мне 28% годовых с 80000 посчитать надо бы, а у них процент на процент посчитано, - пишет Аноним. - Да дело не в этом. Договор заключен акцептом (активировал карту). я могу и не признавать себя в этой роли".
"Это Вы судебным приставам будете объяснять - Вы или не Вы активировали карту", - замечает другой Аноним.
"У них насчитаны пени за несвоевременную уплату процентов, - пишет Над.К. - Всё правильно. Вы пользовались кредитом банка, извольте его возвращать и платить проценты. Не нравятся условия? Не надо было пользоваться деньгами банка.
Налоговая подаст на Вас в суд на взыскание налога. С банком она разбираться не будет".
Из кармана в карман
"У ИП открыт расчетный счет в банке, но так как этот банк находится отдаленно от места осуществления деятельности, есть возможность переводить выручку в свой банк через другой, - рассказывает Sophi. - Будет ли выручка, поступающая на расчетный счет ИП из другого банка, облагаться налогом? Если нет, то как тогда должно звучать назначение платежа при переводе?".
"Торговая выручка облагается налогом независимо от факта сдачи денег в банк вообще, и через другой банк в частности", - отвечает Andyko.
"Вы не правы, - не соглашается Sophi, - торговая выручка которая поступает на расчетный счет с помощью банковской операции "сдача наличных в банк", не облагается налогом (это происходит в момент принятия ее непосредственно в кассу по чеку.
Но это только в том случае, если предприниматель сдает ее в свой банк сам. А меня интересует другой вопрос - если это делать через другой банк, будет торговая выручка, сданная таким образом, облагаться налогом или нет?".
"Вы, видимо, издеваетесь, - пишет Andyko. - Торговая выручка всегда и у всех определяется в момент принятия ее непосредственно в кассу, а в банк сдаются деньги. А перекладывание денег из кармана в карман налогами не облагается".
"А есть ли у вас какое нибудь нормативное письмо, где было бы написано, что переводы денег между банками у предпринимателя не облагаются налогом?" - спрашивает Sophi.
"А у Вас есть какое нибудь нормативное письмо, где было бы написано, что "2 х 2 = 4"?" - отвечает вопросом на вопрос mvf.
"Переводы вообще налогами не облагаются, - повторяет простую мысль Над.К. - Облагаются доходы. У ИП от перевода денег самому себе доход образуется, как думаете? Вы вот из правого кармана в левый переложили 1000 рублей, Вы получили доход?".
"Деньги будут переведены без открытия расчетного счета", - уточняет Sophi.
"Это ничего не меняет", - отвечает mvf.
НДС и зарплата в виде процентов от выручки
"Какую выручку (с НДС или без НДС) надо брать к расчету зарплаты, которая выплачивается менеджеру как проценты от выручки по заключенным договорам? - спрашивает Евгения2000. - Организация является плательщиком НДС, соответственно, оплаты приходят с НДС. И вот я запуталась тут, как считать. Надо ли вычитать НДС из выручки или берем ту сумму, которая пришла на р/с (с НДС)?".
"Как хотите", - отвечает Анжелика Ник.
"А есть какой-то нормативный документ, в котором написано, что надо брать выручку с НДС?" - интересуется Евгения2000.
"Вы уверены, что есть какой-то "нормативный документ", предписывающий, как именно надо считать зарплату в вашей организации?" - удивляется mvf.
"Этот нормативный документ - внутренний, созданный организацией, - поясняет ЮНаталия. - Как у вас прописано в положении о мотивации/премировании? В договоре какая сумма указана?".
"В трудовом договоре написано: "1% от выручки по заключенным договором с клиентами", - пишет Евгения2000. - Я просто уже не знаю, как доказать директору, что если написано, что с выручки, то значит с НДС. А он хочет вычитать НДС и с этой суммы платить, но ведь получается, что это нарушение трудового договора. Или я что-то не так понимаю?".
"А по-моему, логично брать выручку без НДС, - полагает serbinko, - ведь зарплата менеджера будет попадать в ваши расходы, а для расчета прибыли берется выручка за минусом НДС. В противном случае расходы по зарплате будут завышены на проценты от НДС. А вообще, кто у Вас составлял трудовой договор? Вот у него и спросите, что имелось в виду под фразой "1% от выручки", тем более, что руководитель такой договор подписал и тогда у него вопроса не возникло: с НДС выручка или без него".
"А у меня еще пара вопросов возникла, - пишет ZZZhanna. - Вот заключен договор на 1 000 000. Отгружено покупателю/заказчику (что, собственно, и является выручкой) на 500 000. На расчетный счет пришла сумма 300 000 (с НДС), которая ни разу не выручка.
Почему вы решили, что считать надо с суммы поступившей оплаты (300 000), а не с суммы заключенных договоров (1 000 000), как записано в трудовом договоре?".
Убыток в декларации по прибыли
"У нас за 9 месяцев убыток, вряд ли в 4 квартале сможем его перекрыть, - сообщает Елена A.. - Вот и думаю, отражать ли его в декларации за 9 месяцев, а в дальнейшем и в годовой? А может, свести все в ноль или даже показать маленькую прибыль?
Как сейчас налоговая к убытку относится?".
"Конечно, плохо, - отвечает Сергей А.В.. - Но лучше всего показывать всё как есть на самом деле. Решать Вам".
"Почитала форум, но прямого ответа не нашла, - вступает со своим словом bunny_4. - С НДС все понятно: принять его к вычету - это право налогоплательщика, за не использование которого ничего не будет. А если не принять расходы по налогу на прибыль (чтоб не было убытка)? Или допустить "ошибку" при заполнении расходной части декларации? Убыток показывать никак нельзя".
"Да кто ж Вам может запретить не учитывать расходы (кроме руководства)?" - удивляется Сергей А.В..
"Налоговая отчетность не рисуется, - пишет Toriя. - Если выходит убыток- значит убыток. Это он вам сейчас не нужен, а когда руководство захочет уменьшить налог на прибыль - вот тогда он вам и понадобится".
"Он мне и потом не нужен, - парирует bunny_4. - Руководство предоставляет мне полный карт бланш, то есть если не принимать расходы, то ничего не будет. Не хочу разницы в налоговом и бух учете. Пусть по базе все будет как есть...".
"Не хотите разницы в учете - принимайте, как есть, - пишет Аноним. - Все равно перед нал.органами объясняться - за возмещение, за убыток, за расхождение".
"Вот меня и интересует масштаб ответственности! - объясняет bunny_4. - Возмещений по НДС нет, убыток показывать не хочу. А про расхождение хотелось бы услышать подробнее. К примеру, если я ошибочно неправильно напишу сумму расходов (в сторону их уменьшения), чем мне это грозит? Занижения базы по налогу не будет (даже наоборот). Также а если я не приму к расходам по ННП расходы по аренде, например, сознательно (пусть будет разница БУ и НУ), чем это мне грозит?".
"Ничем это не грозит, - отвечает Тоня. - Хоть вообще расходы не отражайте, налоговая будет только рада. Но показывать убыток по году, на мой взгляд, не умно.
Если сумма убытка небольшая - может, получится отделаться объяснительной. В рамках все той же камеральной проверки. Бесконечная тема "не хочу показывать убытки" наводит на мысль, что 88-НК авторы тем вообще никогда не читали и представление не имеют о взаимных правах и обязанностях в рамках данной проверки".
"Присоединяюсь к bunny, - пишет Елена A. - Как налоговая отреагирует на разницу БУ и НУ? А на убыток? Попросит просто объяснительное письмо или устроит полную проверку с предоставлением всех договоров, накладных и прочих документов?".
"На убыток налоговая отреагирует, возможно, попросив предоставить документы по доходам и расходам", - отвечает Просто человек.
"Если сумма убытка небольшая - может получится отделаться объяснительной, - замечает bunny_4. - А если большая - камеральная проверка, как минимум".
"У меня такая ситуация была в 2009 году, - рассказывает Greta. - По результатам 9 месяцев убыток. Вызвали в налоговую для объяснения. Никакие увещевания, что после кризиса никак не восстановимся, в нашем бизнесе у всех убытки и т.д., не помогли. На все они говорили: "Тогда мы идем к вам!" Я спрашиваю: "Что нам теперь, рисовать, что ли прибыль-то?" Они: "Рисуйте, но чтобы за год хоть рубль, но была прибыль!" Пришлось рисовать.
Никого не призываю делать так же...".
Начать дискуссию