В образовательных учреждениях числится большое количество различных транспортных средств: централизованно поступают автобусы для перевозки школьников, за счет субсидий и средств от приносящей доход деятельности приобретается иной транспорт. Немало вопросов по поводу учета возникает, например, когда техника приходит в негодность и требует списания. Рассмотрим особенности учета автотранспорта в статье.
Поступление и принятие к учету ТС
Вариантов поступления транспортных средств в образовательную организацию несколько:
- безвозмездное поступление и централизованное снабжение;
- приобретение за счет субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели;
- приобретение за счет средств от приносящей доход деятельности.
Купить транспортное средство не так-то просто. Стоимость автотранспорта довольно высока, и поэтому учреждению, скорее всего, при покупке придется прибегнуть к процедуре проведения конкурса или запроса котировок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (для казенных и бюджетных учреждений) или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (для автономных учреждений).
Первоначальная стоимость этого вида нефинансового актива будет отражаться в бухгалтерском учете на счете 0 106 00 000 «Вложения в основные средства» следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н*) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н**) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н***) |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Приняты к учету вложения в ОС при приобретении у поставщика |
|||||
1 106 31 310 |
1 302 31 730 |
0 106 21 310 0 106 31 310 |
0 302 31 730 |
0 106 21 000 0 106 31 000 |
0 302 31 000 |
Приняты к учету вложения в ОС при безвозмездном поступлении |
|||||
1 106 31 310 |
1 304 04 310 1 401 10 180 |
0 106 21 310 0 106 31 310 |
0 304 04 310 0 401 10 180 |
0 106 21 000 0 106 31 000 |
0 304 04 310 0 401 10 180 |
*Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
**Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
***Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
Согласно Инструкции № 157н принятие к учету основных средств осуществляется на основании первичных учетных документов.
Исходя из Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» при принятии к учету транспортного средства таким документом будет являться акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).
На примере бюджетного учреждения рассмотрим принятие к учету транспортного средства.
Бюджетное образовательное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 450 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном ОФК. Данное основное средство принято к учету по своей первоначальной стоимости.
В бухгалтерском учете учреждения эти операции будут отражаться в соответствии с п. 9, 51, 73 Инструкции № 174н следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Заключен договор на поставку автомобиля |
2 106 31 310 |
2 302 31 730 |
450 000 |
Произведена оплата по договору |
2 302 31 830 |
2 201 11 610 |
450 000 |
Принят к учету автомобиль |
2 101 35 310 |
2 106 31 310 |
450 000 |
Поступившее ТС необходимо застраховать по договору ОСАГО
и зарегистрировать в ГИБДД. Данные действия может совершить по доверенности механик или иной сотрудник учреждения. При этом учреждение также несет дополнительные расходы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Под владельцем транспортного средства подра-зумевается его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (праве аренды, на основании доверенности на право управления транспортным средством, распоряжения соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.).
Застраховать гражданскую ответственность владелец транспортного средства обязан до его регистрации, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им (получения в хозяйственное ведение или оперативное управление и т. д.).
Владелец автотранспортного средства, заключивший договор ОСАГО, уплачивает страховщику страховую премию. Ее размер определяется исходя из страховых тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, служит страховой полис ОСАГО, составляемый страховщиком. Бланк страхового полиса имеет единую форму на всей территории РФ. Срок действия страхового полиса, как правило, составляет один год (ст. 10 Федерального закона № 40-ФЗ).
В бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения расходы на ОСАГО отражаются как расходы будущих периодов по счету 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и подлежат списанию в течение срока действия договора.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 № 171н (далее – Приказ № 171н), оплата услуг по страхованию гражданской ответственности относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В бухгалтерском учете операции по начислению и оплате по договору ОСАГО будут выглядеть следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н) |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Произведена оплата по договору ОСАГО |
|||||
1 302 26 830 |
1 304 05 226 |
0 302 26 830 |
0 201 11 610 |
0 302 26 000 |
0 201 11 000 |
Приняты к учету расходы по договору ОСАГО |
|||||
1 401 50 226 |
1 302 26 730 |
0 401 50 226 |
0 302 26 730 |
0 401 50 226 |
0 302 26 000 |
Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года |
|||||
1 401 20 226 |
1 401 50 226 |
0 401 20 226 |
0 401 50 226 |
0 401 20 226 |
0 401 50 226 |
После оформления страховки ТС необходимо зарегистрировать в ГИБДД.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или десяти суток после приобретения.
Размер государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, связанной с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобиль, составляет 1 500 руб., с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства – 300 руб. (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
У бухгалтеров часто возникает вопрос: обязательно ли включать сумму уплаченной госпошлины за государственную регистрацию транспортного средства в его первоначальную стоимость или можно списать ее на расходы учреждения?
Напомним, что согласно п. 47 Инструкции № 157н при определении первоначальной стоимости объекта ОС в нее включаются регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства. С учетом данного пункта регистрационные сборы нужно включать в первоначальную стоимость объекта. Однако стоит отметить, что регистрироваться должен объект, уже принятый к учету.
Поскольку приведенный вопрос является спорным, учреждение должно самостоятельно определить правила учета расходов по уплате госпошлины, закрепить их в учетной политике и согласовать их с учредителем. По нашему мнению, уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства следует отнести на общехозяйственные расходы учреждения потому, что на момент его принятия к бухгалтерскому учету регистрация еще не произведена.
Налог на имущество и транспортный налог
Налог на имущество. С момента принятия к учету и регистрации транспортного средства до 01.01.2013 его стоимость включалась в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу по налогу на имущество. С этого года внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые исключают двойное налогообложение транспортных средств, и вновь поступающий автотранспорт будет включаться только в расчет по транспортному налогу. На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основного средства.
Транспортный налог. Напомним, что организации должны представлять в налоговые органы декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. По истечении налогового периода они уплачивают разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации самостоятельно производят расчет суммы налога и суммы авансового платежа, подлежащих уплате в бюджет. Данные суммы исчисляются в отношении каждого транспортного средства отдельно. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и зависят от мощности двигателя принятого к учету транспортного средства.
В учете государственных (муниципальных) учреждений начисление и уплата транспортного налога отражаются следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н) |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Начислен транспортный налог |
|||||
1 401 20 290 |
1 303 05 730 |
0 401 20 290 |
0 303 05 730 |
0 401 20 290 |
0 303 05 000 |
Произведена уплата транспортного налога |
|||||
1 303 05 830 |
1 304 05 290 |
0 303 05 830 |
0 201 11 610 |
0 303 05 000 |
0 201 11 000 |
Эксплуатация ТС и связанные с ней расходы
В ходе эксплуатации транспортных средств постоянно требуются дополнительные материальные вложения, которые могут быть связаны:
- с профилактическими техническими осмотрами и ремонтными работами;
- с установкой дополнительного оборудования;
- с переоснащением ТС в зависимости от погодно-климатических условий (например, со сменой зимней и летней резины);
- с ремонтом узлов и агрегатов при выходе их из строя.
Будет ли меняться стоимость ТС при проведении этих работ? Изменить первоначальную (балансовую) стоимость объектов нефинансовых активов могут достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация (разукомплектация), а также переоценка объектов нефинансовых активов. Ремонт объектов основных средств не может повлиять на изменение их балансовой стоимости.
А вот затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию транспортного средства увеличат его первоначальную (балансовую) стоимость. Увеличение отражается в бюджетном учете после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования транспортного средства по результатам проведенных работ.
Автономное учреждение приобрело комплект зимних автомобильных шин стоимостью 16 000 руб. и воспользовалось услугами шиномонтажа для переоснащения автомобиля – за 1 500 руб. Указанное транспортное средство числится на учете учреждения по коду вида финансового
обеспечения (КВФО) деятельности 4 («Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»). Оплата всех произведенных расходов осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.
Расходы на шиномонтаж относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. В бухгалтерском учете учреждения данные факты хозяйственной жизни будут отражены в соответствии с Инструкцией № 183н следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Уплачена стоимость шин поставщику |
4 302 34 000 |
4 201 11 000 |
16 000 |
Получен комплект шин от поставщика |
4 105 36 000 |
4 302 34 000 |
16 000 |
Оплачены услуги шиномонтажа |
4 302 25 000 |
4 201 11 000 |
1 500 |
Приняты к учету расходы по оплате услуг шиномонтажа |
4 109 80 225 |
4 302 25 000 |
1 500 |
Списаны с учета шины, установленные на автомобиль |
4 109 80 272 |
4 105 36 000 |
16 000 |
Согласно п. 349 Инструкции № 157н установленные шины в течение периода их эксплуатации учитываются на забалансовом счете 09.
Другой текущий ремонт автотранспортных средств учреждения будет отражаться в учете аналогичным образом.
На основании Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 и Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 с 1 апреля 2013 года оснащаются тахографами выпускаемые и находящиеся в эксплуатации на территории РФ:
– транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (категория М2) и превышает 5 т (категория М3);
– транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (категория N2) и имеющие максимальную массу более 12 т (категория N3).
Куда отнести расходы по установке тахографа? Этот вопрос следует урегулировать с учредителем. С одной стороны, тахограф – это объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н). С другой стороны, контрольное устройство (тахограф) не может использоваться по своему прямому предназначению без автомобиля, на который оно устанавливается. Поэтому необходимо согласовать с учредителем, как нужно учитывать данный прибор: как самостоятельный объект ОС или в составе ТС.
Казенное учреждение заключило договор на поставку тахографа для автобуса. По условиям договора в стоимость поставки входит установка тахографа на транспортное средство. Авансовый платеж не предусмотрен. Цена договора составляет 50 000 руб. По согласованию с учредителем это оборудование будет учитываться в учреждении как самостоятельное основное средство.
Приведенные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете учреждения будут отражаться в соответствии с Инструкцией № 162н следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражена стоимость приобретенного оборудования |
1 106 31 310 |
1 302 31 730 |
50 000 |
Произведена оплата тахографа поставщику |
1 302 31 830 |
1 304 05 310 |
50 000 |
Принят к учету тахограф |
1 101 34 310 |
1 106 31 310 |
50 000 |
Ремонт и возмещение ущерба при ДТП
Рассмотрим, какие факты хозяйственной жизни учреждения подлежат отражению в бухгалтерском учете, если транспортному средству причинен ущерб в результате ДТП.
Ремонтные работы по восстановлению транспортного средства будут отражаться в бухгалтерском учете аналогично способу, приведенному в примере 2.
Кроме того, если потерпевшей стороной в ДТП признано учреждение, то по договору ОСАГО страховая организация обязана выплатить ему страховку в размере причиненного ущерба.
Согласно Приказу № 171н возмещение по ОСАГО, полученное от страховщика, относится на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.
Суммы принудительного изъятия, полученные бюджетными и автономными учреждениями, являются их доходами и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (письма Минфина РФ от 20.12.2012 № 02-13-06/5292, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374).
В казенных учреждениях средства, поступающие от страховых компаний, подлежат зачислению в бюджет по нормативу 100% (п. 1 ст. 51 БК РФ, приложение 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», письма Минфина РФ от 07.11.2012 № 02-13-06/4672, от 16.05.2012 № 02-03-09/1740).
В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражаться следующим образом:
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н) |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Начислен доход на сумму страховой выплаты |
|||||
1 205 41 560 |
1 401 10 140 |
2 205 41 560 |
2 401 10 140 |
2 205 41 000 |
2 401 10 140 |
Отражена задолженность перед бюджетом на сумму страхового возмещения |
Поступили денежные средства от страховщика |
||||
1 304 04 140 |
1 303 05 730 |
2 201 11 510 |
2 205 41 660 |
2 201 11 000 |
2 205 41 000 |
Зачислена в доход бюджета сумма страхового возмещения |
|||||
1 303 05 830 |
1 205 41 660 |
Выбытие транспортных средств
Выбытие объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете в соответствии с п. 51 Инструкции № 157н:
в случаях принятия решения о списании этих объектов по основанию их выбытия помимо воли учреждения (хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов);
в случаях ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
в случаях по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объектов основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа данных объектов, нецелесообразности дальнейшего использования, их непригодности, невозможности или неэффективности их восстановления;
передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, другому учреждению, органу государственной власти, органу местного самоуправления;
в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;
в случаях возврата объектов, являющихся предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю.
Основная часть имущества государственных (муниципальных) учреждений не является их собственностью, а находится в оперативном управлении. На федеральном уровне разработано Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. На его основании разработаны соответствующие положения на уровнях субъектов РФ, которые должны строго соблюдаться.
Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты о списании при согласовании решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с учредителем) и наличии утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в учете выбытия основных средств и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) не допускаются.
В результате разборки (демонтажа) основных средств у учреждения могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Они должны быть соответствующим образом оприходованы, и эти операции необходимо отразить в бухгалтерском учете.
Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете различных типов учреждений выбытие транспортных средств в зависимости от основания их списания.
Казенное учреждение (Инструкция № 162н) |
Бюджетное учреждение (Инструкция № 174н) |
Автономное учреждение (Инструкция № 183н) |
|||
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ |
|||||
1 104 х5 410 1 401 10 172 |
1 101 х5 410 |
0 104 х5 410 0 401 10 172 |
0 101 х5 410 |
0 104 х5 000 0 401 10 172 |
0 101 х5 000 |
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий |
|||||
1 104 х5 410 1 401 20 273 |
1 101 х5 410 |
0 104 х5 410 0 401 20 273 |
0 101 х5 410 |
0 104 х5 000 0 401 20 273 |
0 101 х5 000 |
Безвозмездная передача Между головным учреждением и обособленными подразделениями |
|||||
1 304 04 310 1 104 х5 410 |
1 101 х5 410 1 304 04 310 |
0 304 04 310 0 104 х5 410 |
0 101 х5 410 0 304 04 310 |
0 304 04 310 0 104 х5 000 |
0 101 х5 000 0 304 04 310 |
Безвозмездная передача между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям |
Безвозмездная передача органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе прекращение права оперативного управления |
||||
1 401 20 241 1 104 х5 410 |
1 101 х5 410 1 401 20 241 |
0 401 20 241 0 104 х5 410 |
0 101 х5 410 0 401 20 241 |
0 401 20 241 0 104 х5 000 |
0 101 х5 000 0 401 20 241 |
Безвозмездная передача организациям, за исключением государственных (муниципальных) |
|||||
1 401 20 242 1 104 х5 410 |
1 101 х5 410 1 401 20 242 |
2 401 20 242 2 104 х5 410 |
2 101 х5 410 2 401 20 242 |
2 401 20 242 2 104 х5 000 |
2 101 х5 000 2 401 20 242 |
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Начать дискуссию