Подаем «уточненку»

Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос о порядке внесения изменений в ранее представленные декларации по налогу на прибыль, если изменилось лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (руководителя организации).

Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос о порядке внесения изменений в ранее представленные декларации по налогу на прибыль, если изменилось лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (руководителя организации). (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 15.10.13 № ЕД-4-3/18440)

Скачать ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 15.10.13 № ЕД-4-3/18440

«Уточненка» всегда одинакова

Начнем с порядка уточнения сведений в декларации по налогу на прибыль.

Российские организации в соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль.

Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ, каждый налогоплательщик должен уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (или же расчеты), если такая обязанность предписана законодательством.

Пунктом 1 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

При этом в пункте 1 статьи 54 НК РФ указано, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены такие ошибки (искажения).

В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со статьей 313 НК РФ по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основании данных учета.

Таким образом, налогоплательщик на основании данных регистров налогового (бухгалтерского) учета должен обеспечить правильность исчисления налога на прибыль за налоговый период (календарный год).

В силу пункта 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения в поданной им в налоговый орган налоговой декларации сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию.

Иными словами, если налогоплательщик обнаружил, что не отразил (или не полностью отразил) в ранее поданных декларациях по налогу на прибыль какие-то сведения или же допустил ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган «уточненку» независимо от обстоятельств, связанных со сменой лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.

Отметим, что данный вывод налоговиков совершенно справедлив и применим в отношении не только налога на прибыль, но и любого другого налога или сбора.

Кара для прежнего директора

Как же может быть наказан прежний директор, допустивший такое нарушение? Об этом налоговики рассказали во второй части своего письма.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 23 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», руководство текущей деятельностью обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). От себя добавим, что аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 32 и 40).

Физическое лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа на момент подписания и подачи в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль за налоговый период, рассматривается в качестве уполномоченного должностного лица налогоплательщика. В соответствии с пунктом 15 статьи 101 и пунктом 13 статьи 101.4 НК РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, в том числе нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

При этом налоговики в комментируемом письме обращают внимание на следующее важное обстоятельство: при осуществлении производства по административным делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по административным делам указанной категории не может быть вынесено по истечении года со дня совершения правонарушения.

Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3–15.9 и 15.11 КоАП РФ.

Полномочия должностных лиц налоговых органов по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях предусмотрены пунктом 5 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Помимо срока давности, организациям стоит обратить внимание и еще на один важный, но не затронутый в письме Федеральной налоговой службы аспект данного вопроса.

Для того чтобы привлечь должностное лицо организации к административной ответственности и составить на него протокол об административном правонарушении, налоговому органу надо самостоятельно выявить соответствующее нарушение.

Если до момента подачи уточненной налоговой декларации такое нарушение не обнаружено, то вряд ли можно говорить о возможности его выявления в дальнейшем. Ведь, представив уточненную декларацию, организация уже самостоятельно исправила ошибку. И после ее сдачи факта нарушения уже просто не существует.

Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 22, ноябрь 2013 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию