Бухгалтерия

Федеральный закон № 402 – ФЗ: что год текущий нам принес

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Фактически прошел год, когда все бухгалтеры подчиняются в своей работе новому главному бухгалтерскому закону. Было много вопросов в применении отдельных положений этого закона. Да это понятно и вполне закономерно. Наверное, невозможно создать такой закон, который бы не требовал коррекции, комментариев, пояснений и т.д. Однако не успел закон вступить в силу, принимаются изменения.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Фактически прошел год, когда все бухгалтеры подчиняются в своей работе новому главному бухгалтерскому закону. Было много вопросов в применении отдельных положений этого закона. Да это понятно и вполне закономерно. Наверное, невозможно создать такой закон, который бы не требовал коррекции, комментариев, пояснений и т.д. Однако не успел закон вступить в силу, принимаются изменения. Причем, новшества вступают в силу в этом же году. На сегодняшний день закон № 402-ФЗ претерпел 4 редакции. Были приняты Федеральные законы: от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ и от 2 ноября 2013 № 292-ФЗ. Проанализируем, какие же недостатки нового закона устранили эти законы.

Нашумевший Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» исправил существенный недостаток первоначальной редакции ст. 29 закона: новая норма ст. 29 Закона № 402-ФЗ, вступившая в силу 30 июня 2013 года, установила, что в случае смены руководителя организация должна обеспечить передачу документов бухгалтерского учета. В каком порядке – решает сама организация.

На практике, как правило, такой вопрос решается или инвентаризацией счетов, имущества и т.д. или – проведением аудита (внутреннего или внешнего). Кроме того, все документы бухгалтерского учета, которые прямо или косвенно имеющие отношение к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности и, подлежащие хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления такой отчетности в последний раз, также подлежат передаче при смене руководителя экономического субъекта. И здесь важно, чтобы эти документы оставались в неизменном виде. Именно на разграничение ответственности между прежним и новым руководителем направлена новая норма ст. 29 Закона в силу того, что на руководителя экономического субъекта ч.1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ возложена обязанность по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухучета.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ с 1 сентября 2013 года в круг хранимых документов добавлено аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности. И срок хранения установлен такой же, как и для самой бухгалтерской отчетности, первичных учетных документов и регистров бухучета - не менее пяти лет после отчетного года. Кроме того, бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение теперь должны одновременно  представляться как в налоговую инспекцию, так и в органы статистики, и публиковаться (ч.10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Закон № 251 –ФЗ значительно расширил случаи, когда организация составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Это изменение также действует с 01.09.2013 года. Теперь промежуточную бухгалтерскую отчетность нужно составлять, если обязанность ее представления установлена:

  • законодательством РФ;

  • нормативными актами по бухучету;

  • договорами;

  • учредительными документами;

  • решениями собственников.

Напомним, что до 1 сентября 2013 г. промежуточная отчетность составлялась в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Хотя на практике таких случаев было, безусловно, больше. Например, банки при выдаче кредита, как правило, включают условие о представление промежуточной отчетности в договор. Возникал некоторый правовой вакуум, который теперь устранен.

Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ внес точечные изменения и привел в соответствие терминологию, которая закреплена в новом законе об образовании.

Интересные поправки вносит Федеральный закон от 02.11.2013 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»». Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, а опубликован он был на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.11.2013.

Как известно, ст. 6 закона № 402-ФЗ определяет лиц, обязанных вести бухгалтерский учет и лиц, которые могут не вести бухучет при выполнении некоторых условий. Произошла серьезная детализация обстоятельств, которые позволяют не вести бухгалтерский учет. Основным освобождающим фактором осталось ведение ИП и лицами, занимающимися частной практикой налогового учета. Только теперь фактически перечислены объекты налогообложения. Таким образом, спроецировав на системы налогообложения, можно говорить, что если такие лица используют ОСНО, УСН или ЕНВД, то они освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Почему? Ответ остался прежним – налоги такие лица уплачивают по данным налогового учета. Освобождение «вмененщиков» от ведения бухгалтерского учета и ранее разрешалось Минфином РФ, однако закон прямо на это не указывал. Теперь такая неточность устранена.

Интересные изменения внесены в положения о том, кто вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В Законе № 402-ФЗ в качестве одного из принципов регулирования бухгалтерского учета установлено упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (п. 3 ст. 20). Иными словами, можно сказать, что сегодня, п.3 ст. 20 определяет, что такие преференции установлены для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций, а п.4 ст. 6 определяет, что организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» не освобождены от ведения бухгалтерского учета в полном объеме, но имеют также льготы в виде права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства. Закон № 292-ФЗ дополнил п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ двумя новыми субъектами, которые вправе применять упрощенный способ ведения бухучета – субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации – т.е. те организациями, которые ранее фигурировали в п.3 ст. 20 закона № 402-ФЗ. Возможность ведения учета в упрощенном виде организациями, имеющими статус «Сколково» осталась неизменной. А вот п. 3 ст. 20 изменил редакцию и теперь одним из принципов регулирования бухгалтерского учета является «установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом». Таким образом устранен диссонанс в вопросе применения организациями, имеющими статус «Сколково», субъектами малого предпринимательства и НКО упрощенных способов ведения учета и отчетности.

Следующий момент, на который следует обратить внимание. Какие субъекты малого предпринимательства вправе воспользоваться такими преференциями? В Приказе Минфина России от 18.12.2012 N 164н было сказано, что «при формировании учетной политики микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи)». Закон № 292-ФЗ детализировал круг некоммерческих организаций, которые не имеют право на ведение бухгалтерского учета в упрощенном виде. Так, начиная с 3 ноября 2013 года, не имеют право на такую льготу следующие некоммерческие организации:

  • имевшие поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей (напомним, что сегодня критерий микропредприятий в редакции Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 – 60 млн. руб.)
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские и нотариальные палаты,
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы,
  • кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы,
  • микрофинансовые организации,
  • общества взаимного страхования,
  • организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании,
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения,
  • саморегулируемые организации,
  • некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В связи с этим возникает закономерный вопрос, что делать тем организациям, которые уже воспользовались своим правом с начала 2013 года и надо ли восстанавливать бухгалтерский учет в полном объеме за 2013 год? Пока ответ на этот вопрос не дан и переходных положений закон № 292-ФЗ не предусматривает.

Очень хочется надеяться на разумное решение возникающих вопросов, так же как и в отношении организаций, имеющих статус «Сколково», и то, что ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства в полном объеме, равно как и уплата ими налогов, не заморозит предпринимательскую активность и развитие наиболее мобильного сектора экономики – малого бизнеса.

Комментарии

1