В адрес редакции журнала поступил вопрос о разрешении следующей ситуации. В ходе проверки, проведенной в 2012 году, контролирующий орган выявил излишнюю выплату заработной платы одному из сотрудников учреждения. Переплата образовалась ввиду установления сотруднику завышенного оклада без учета занимаемой им должности. После проведения необходимых мероприятий был произведен перерасчет заработной платы. Администрация учреждения предложила бывшему работнику вернуть излишне выплаченную ему заработную плату добровольно. Поскольку работник ответил отказом, дело было передано в суд. По решению суда действия учреждения были признаны правомерными, денежная сумма была внесена в кассу учреждения в ноябре 2013 года.
Разъясните, подлежит ли данная сумма зачислению в бюджет или может остаться на лицевом счете учреждения. Какими бухгалтерскими записями следует отразить ее в учете?
Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ).
Согласно Трудовому кодексу системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ излишне выплаченная заработная плата признается неосновательным обогащением и должна быть возвращена работником учреждению. Однако следует заметить, что в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть взыскана с него, за исключением следующих случаев:
- если произошла счетная ошибка;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Порядок отражения в учете операций, связанных с возвратом излишне начисленной и выплаченной суммы заработной платы, будет зависеть от того, какой статус имеет государственное учреждение (является казенным, бюджетным или автономным).
Казенное учреждение. В соответствии с п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступившие на лицевые счета казенных учреждений, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета не позднее пяти рабочих дней со дня зачисления суммы возврата на лицевой счет получателя бюджетных средств.
Согласно Инструкции № 162н записи в учете будут выглядеть следующим образом:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сторнирование излишне начисленной в 2012 году заработной платы |
1 401 20 211 |
1 302 11 730 |
Начисление задолженности в бюджет в сумме выявленной переплаты |
1 205 41 560 |
1 302 11 730 |
Внесение бывшим работником в кассу излишне начисленной заработной платы |
1 201 34 510 |
1 205 41 660 |
Внесение денежных средств на лицевой счет учреждения |
1 210 03 560 |
1 201 34 610 |
Поступление денежных средств на лицевой счет учреждения |
1 304 05 211 |
1 210 03 660 |
Перечисление денежных средств в доход бюджета |
1 210 02 140 |
1 304 05 211 |
Бюджетное (автономное) учреждение. Обязанность по возврату в доход бюджета денежных средств, поступивших в возмещение переплаты, возникает только у казенных учреждений. Поскольку бюджетное (автономное) учреждение таковым не является, поступившие суммы зачисляются на лицевой счет и используются в зависимости от потребности учреждения с обязательным уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности.
В учете бюджетного учреждения согласно Инструкции № 174н будут произведены следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сторнирование излишне начисленной в 2012 году заработной платы |
4 401 20 211 |
4 302 11 730 |
Начисление задолженности в сумме выявленной переплаты |
4 205 41 560 |
4 302 11 730 |
Внесение бывшим работником в кассу излишне начисленной заработной платы |
4 201 34 510 |
4 205 41 660 |
Внесение сумм переплаты в кассу учреждения |
4 201 34 510 |
4 302 11 730 |
Внесение денежных средств на лицевой счет учреждения |
4 210 03 560 4 201 11 510 |
4 201 34 610 4 210 03 660 |
Аналогичный подход следует использовать при отражении операций в учете автономного учреждения.
* * *
В заключение отметим, что пересчет начисленной заработной платы влечет пересчет суммы страховых взносов, начисленных на данные выплаты, и НДФЛ. Порядок исправления ошибки в начислении страховых взносов и НДФЛ аналогичен порядку, приведенному выше. Следует сторнировать излишние начисления методом «красное сторно» и отразить в учете дополнительной записью суммы правильно начисленных обязательных платежей.
Необходимо заметить, что ввиду уменьшения суммы налоговой базы по НДФЛ происходит уменьшение и начисленного налога, который подлежит возврату налогоплательщику.
Поскольку возврат НДФЛ приходится на другой налоговый период (как мы уже отмечали, пересчет заработной платы за 2012 год), его следует осуществлять по правилам, изложенным в ст. 231 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи излишне удержанная налоговым агентом из доходов налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Учреждение обязано сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат излишне удержанного НДФЛ осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет физического лица в банке. Реквизиты счета налогоплательщику следует указать в заявлении (п. 1 ст. 231 НК РФ).
Произвести возврат налога налоговый агент обязан в течение трех месяцев со дня получения заявления от физического лица (п. 1 ст. 231 НК РФ). Кроме того, налог можно возвратить за счет уменьшения в будущем сумм НДФЛ, исчисленного с доходов как налогоплательщика, у которого возникла переплата, так и других физических лиц, получающих доходы от этого же налогового агента.
По вопросу исправления базы по начислению страховых взносов нужно отметить следующее. В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в данный расчет и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном названной статьей.
Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.
Начать дискуссию